"Грязные" авто вне закона: смогут ли украинцы купить европейские легковушки за бесценок?

Читати українською
Автор
2821
Регуляции Евросоюза – надежный источник автомобилей для Украины Новость обновлена 07 февраля 2024, 19:01
Регуляции Евросоюза – надежный источник автомобилей для Украины

В Украину могут заехать тысячи очень дешевых машин.

Евросоюз анонсировал революционное решение. Там хотят вообще запретить ремонт подержанных автомобилей. И, если это произойдет, понятно, куда они денутся. "Наши перекупы будут брать большие партии, особенно если со скидками. А они могут быть просто безумны. Это просто обрушит наш рынок подержанных авто", — говорит руководитель компании Autoconsulting Олег Омельницкий.

Это, конечно, не еврожесть. Но по ценовому предложению может быть что-то похожее. Да еще и без проблем с "не теми" номерными знаками.

Когда начнется тотальная распродажа автомобилей, и за сколько можно будет купить легковушку?

Старикам там не место

Как сообщает Euroweeklynews, в ЕС намерены уже в ближайшее время принять решение о сокращении срока службы автомобильного транспорта.

Еврокомиссия внесла в Европейский парламент и Совет ЕС новый регламент, вводящий понятие "остаточное транспортное средство". Под эту категорию будут подпадать автомобили, у которых возникли сбои в основных системах (двигатель, коробка передач, тормоза или рулевое управление), которые считаются старыми (обсуждается планка около 15 лет). То есть, судя по всему, речь идет об автомобилях, которым нужен капитальный ремонт.

Но, после того, как транспортные средства получат статус "остаточных", они будут запрещены подвергаться значительному ремонту, и они, вероятно, пойдут на утилизацию.

Планы ЕС ограничить ремонт подержанных автомобилей связаны с тем, что с 2035 года в Европе будет не место "грязным" автомобилям с двигателями внутреннего сгорания, даже новыми.

Исключение – транспортные средства, которые могут работать на синтетическом топливе.

Но европейская автомобильная реальность неожиданна: например, в Испании средний возраст автомобилей превышает 14 лет, причем более 47% из них старше 15 лет. Средний возраст автомобиля в Германии составляет около 10 лет, во Франции – более десяти лет.

Поэтому европейские власти ищут способ избавиться от этого старого и грязного автохлама.

Идея с запретом на ремонт уже вызывала споры, а несколько стран создали настоящий "фронт" для защиты возможности использования синтетического топлива.

Есть много вопросов.

С одной стороны, Еврокомиссия вроде бы не собирается препятствовать необходимому ремонту или замене двигателя в стандартных автомобилях. Что и логично, потому что как же право собственности.

С другой стороны, условия, при которых транспортное средство будет считаться "остаточным" (значительные повреждения, сварка, сжигание, погружение или обнаружение необратимых технических дефектов), вызвали беспокойство среди мастеров.

Потому что когда старый автомобиль заезжает на серьезный ремонт, то что-то из перечисленного точно можно найти. И как быть тогда — только на помойку?

То есть, старые битые автомобили в Европе станут, как минимум, еще более проблемными, что усугубит неудобства для владельцев. А они и сейчас есть, чем старше машина, тем труднее пройти техосмотр, а у некоторых предусмотрены еще и дополнительные налоги.

Конечно, чтобы все заработало, Еврокомиссия сначала должна принять решение, а Европарламент его поддержать. После этого новые правила должны рассмотреть правительства стран-участниц. И, если одобрят, имплементировать уже в национальное законодательство.

Понятно, что вряд ли все страны ЕС в одночасье запретят ремонтировать подержанные авто. Но некоторые поборники чистого воздуха и технического прогресса, скорее всего, эту идею понравятся. Речь идет о Германии, Нидерландах, Франции и других. Как раз из этих стран наши посредники завозят основные объемы подержанных автомобилей.

Есть большая вероятность, что в Украину поедут и "остаточные" транспортные средства.

Структура динамики импорта автомобилей в Украину
Структура динамики импорта автомобилей в Украину

Украинские водители уже ждут

15-летние автомобили в Европе и сейчас стоят недорого. К примеру, на mobile.de Volkswagen Golf 2009 года с бензиновым двигателем и пробегом почти 215 000 километров продается за 4 800 евро, а за дизельный Citroen C4, накатавший более 272 000 километров, хотят 1999 евро. За 9900 евро можно приобрести уже хороший Mercedes. Для сравнения: на auto.ria подобный Volkswagen Golf можно найти за 7-8 500 долларов, Citroen C4 – за 5-7 500, а цены на Mercedes достигают 15-16 000 и более.

И вот если Европа "закрутит гайки" по подержанным авто, то ценники на них могут просто обвалиться. Омельницкий предполагает, что они могут упасть в разы. Ведь многие владельцы захотят продать 15-летние машины и те, которым "подходит срок". То есть автомобили могут массово продавать от тысячи евро — только забирайте.

Конечно, наши посредники вряд ли пройдут мимо такого сладкого предложения. Многие и сейчас ищет битые или неисправные авто, чтобы купить подешевле, потом отремонтировать в Украине (где невысокие расценки на услуги СТО и много подержанных дешевых запчастей) и потом выгодно продать.

В Украине 15 лет для авто – не возраст. "Мы и более старые машины из Европы выгребаем, с 2000 года выпуска", — говорит Омельницкий.

"До 90% продаж на подержанном рынке — авто стоимостью до 8 000 долларов. Покупатели выбирают машины под бюджет, и пока эта тенденция неизменна. За небольшие деньги не обращают внимание ни на год выпуска, ни на пробег", — добавил руководитель Института исследований авторынка Станислав Бучацкий. По его словам, спрос на подержанные автомобили сейчас высок, несмотря на войну.

Уровень автомобилизации в Украине сравнительно невелик — 300 транспортных средств на тысячу жителей. Для сравнения: в среднем по Европе – 450, а в Польше – 600 авто. Кроме того, многие машины повреждены или уничтожены из-за военных действий или "прилетов". "Поэтому и покупают авто украинцы достаточно активно: в среднем в месяц заключается более 100 тысяч сделок. Из них 80 тысяч машин реализуется на рынке внутренних перепродаж и до 25 тысяч — импортированных. Уровень продаж составляет примерно 80% от довоенных объемов. Это настоящий феномен для воюющей страны. Даже дефицит автомобилей — люди нередко не могут найти на внутреннем рынке то, что ищут, и заказывают машины из-за рубежа, из Европы или США", — рассказывает Бучацкий.

Да и место на рынке уже есть. По словам Омельницкого, по сравнению с 2021 годом заметно просел сегмент импорта подержанных авто: с 514 000 до 220 000 в прошлом году. Спад, кроме войны, объясняется отменой нулевого растаможивания в 2022 году и проблемами с логистикой.

Вместо этого растет рынок внутренних перепродаж: 850 000 авто в прошлом году против чуть более 623 000 в 2022-м.

То есть, наш рынок охотно примет тысячи подержанных автомобилей из Европы. Особенно со скидками.

Обвалятся ли цены?

Главный вопрос — что будет с ценами на "запретные" европейские подержанные автомобили в Украине? Ибо, кроме цены от европейского продавца, есть еще растаможка, что в среднем увеличивает стоимость авто на треть. Цена может вырасти и более существенно, потому что таможенники не всегда верят договору купли-продажи и указанной в ней цене, и могут оценить авто по-своему (как правило, дороже) и начислить налоги уже на эту новую стоимость.

Есть еще и такой нюанс, что на автомобиле с большими двигателями в Украине достаточно высокий акцизный сбор, поэтому завозить старые пикапы и джипы невыгодно.

И каким будет наше законодательство на момент запрета подержанных авто в Европе, пока неясно. Верховная Рада рассматривает законопроект, предусматривающий растаможку автомобилей через Действие.

С одной стороны, это может упростить процедуру ввоза автомобилей как минимум: исключит "эксперименты" таможенников с оценкой. С другой стороны, как отметил Омельеицкий, в новом законопроекте есть нюансы по растаможке. "Прописано, что цену на авто будет анализировать нейросеть, и считать коэффициент износа и налогооблагаемую базу. Будет ли этот метод рыночный, или новую получим завышенную оценочную стоимость, и, как следствие, дорогое растаможивание, пока неясно. Но уже сейчас можно прогнозировать, что выиграют те, кто будет растаможивать авто в топовых комплектациях, потому что нейросеть будет ориентироваться на средние цены", — добавил Омельницкий.

В целом, цены на подержанные автомобили в Украине будут зависеть, прежде всего, от спроса и предложения. И, если подержанных машин из Европы привезут очень много, то цены могут посыпаться — и на импортируемые авто, и на перепродающиеся внутри страны.

"К нам уже везли автомобили — "утопленные" после наводнений в Европе или США, а также дизельные машины на волне "дизельгейта". И в те периоды они оказали значительное влияние на рынок подержанных авто и ценники. В случае с 15-летними автомобилями с Европы все может быть еще ярче, ведь речь идет о большом потоке транспорта — тысячах машин. Если предложение резко вырастет, цены упадут, будут даже продавать в убыток, чтобы продать", — говорит Омельницкий.

Эксперты не исключают, что автомобили могут подешеветь минимум на треть. То есть тот же Volkswagen Golf 2009 года в Украине может появиться уже не за 7-8 500 долларов как сейчас, а за 4 900-5 900. А если определенных моделей завезут слишком много, то можно рассчитывать и на более существенное падение цены. Не вдвое.