Киевпасстранс отменил миллиардный тендер на закупку троллейбусов: что это может означать

Читати українською
Автор
Новость обновлена 13 октября 2025, 15:29

На стоп поставлена закупка электротранспорта для столицы на круглую сумму

Запланированный на понедельник, 13 октября, тендер на закупку для Киева новых городских троллейбусов, о котором писал "Телеграф" ранее, отменен. Такое решение приняло накануне коммунальное предприятие "Киевпасстранс".

"Телеграф" выяснил, как объясняют отказ от тендера в коммунальном предприятии и что говорят о таком решении в экспертной среде.

Планы КП "Киевпасстранс" потратить 1 млрд гривен на обновление подвижного состава вызвали немалый резонанс. Эксперты в области городских перевозок проанализировали предложенные условия и обратили, в первую очередь, внимание на цену, что оказалась выше на 20-25%. В частности, в комментарии "Телеграфу" они приводили примеры Ивано-Франковска, Кременчуга и Николаева – городов, где местные власти приобрели новые троллейбусы с аналогичными характеристиками по цене от 400 до 430 тыс. евро/единица. В то время как столичные коммунальщики заложили в тендерном предложении стоимость одного транспортного средства в 520 тыс. евро.

Среди ключевых недостатков тендера общественные активисты называли также то, что "Киевпасстранс" сделал акцент на приобретении единичных троллейбусов. Это обстоятельство в сочетании с дефицитом водителей, по мнению представителей ОО "Пассажиры Киева", не улучшит качество перевозок. Ведь с высокой вероятностью новый транспорт просто заменит подержанный, который сейчас курсирует на машрутах, при этом без изменений останется количество рейсов и интервал движения.

Проблемными также могли стать:

  • короткий период приема предложений, что автоматически ограничивало доступ к тендеру минимальным количеством участников;
  • авансирование на уровне 70% от суммы контракта, а это дополнительный риск не исполнения условий договора или исполнения не в полном объеме;
  • обязательство для победителя поставить не менее 10 троллейбусов до конца года – выполнить такое условие возможно только при наличии транспорта по состоянию на данный момент;
  • неравномерная финансовая ответственность сторон – 5-20% стоимости товара для поставщика за нарушение сроков поставки в противовес 0,001% годовых для покупателя за несвоевременную оплату товара.

Все эти пункты как признаки ограничения конкуренции и возможной дискриминации участников активисты изложили в обращении в Государственную аудиторскую службу. Но мониторинг еще не проводился. В то же время перспектива проверки могла стать дополнительным фактором, который заставил КП "Киевпасстранс" отменить проведение тендера. Такое предположение делают в экспертной среде.

Коммунальное предприятие ситуацию публично не комментирует, как до сих пор не ответило на запрос, отправленный нашим изданием. На сайте Prozorro отмена тендера объясняется необходимостью внесения изменений в технические требования тендерной документации, которые "приведут к изменению ориентировочной стоимости закупки". Именно такие действия организатора торгов предусмотрены рядом законодательных актов и нормативных документов в области публичных закупок. В частности, ст. 32 Закона Украины "О публичных закупках" и п. 54 Постановления Кабмина "Об утверждении Особенностей осуществления публичных закупок".

Эксперты, с которыми общался "Телеграф", высказывают осторожные прогнозы, что КП "Киевпасстранс" таки прислушается к голосу общественности и при объявлении нового тендера и изменит ожидаемую стоимость закупку в сторону уменьшения. Хотя предыдущие торги, проведенные предприятием, ставят под сомнение такие надежды. Например, в начале этого года "Киевпасстранс" приобрел за 288,3 млн гривен три пассажирских трамвайных вагона, то есть по цене 96,1 млн гривен/единица.

Условия торгов вызвали критику среди производителей, о чем свидетельствуют вопросы на странице тендера на сайте Prozorro. В частности, ограничение габаритной длины вагона до 28 м и количества секций – не более трех. Это по мнению авторов обращений сузит количество участников, на что в КП объяснили: технические характеристики выбирали с учетом особенностей района, где будут эксплуатироваться вагоны, а именно историческая часть Подола. А также своими ремонтными возможностями. В результате победителем торгов стало ООО "Татра-Юг", а поскольку они были бесконкурентными, цена снизилась аж (!) на 63,94 грн.

"Телеграф" и дальше будет следить за ходом закупки новых троллейбусов для столицы и сообщит, какую сумму все-таки потратит КП на обновление парка.