Киевпасстранс отменил миллиардный тендер на закупку троллейбусов: что это может означать

Читати українською
Автор
1207
Пока что столица без новых троллейбусов. Фото Коллаж "Телеграфа" Новость обновлена 13 октября 2025, 15:29
Пока что столица без новых троллейбусов. Фото Коллаж "Телеграфа"

На стоп поставлена закупка электротранспорта для столицы на круглую сумму

Запланированный на понедельник, 13 октября, тендер на закупку для Киева новых городских троллейбусов, о котором писал "Телеграф" ранее, отменен. Такое решение приняло накануне коммунальное предприятие "Киевпасстранс".

"Телеграф" выяснил, как объясняют отказ от тендера в коммунальном предприятии и что говорят о таком решении в экспертной среде.

Планы КП "Киевпасстранс" потратить 1 млрд гривен на обновление подвижного состава вызвали немалый резонанс. Эксперты в области городских перевозок проанализировали предложенные условия и обратили, в первую очередь, внимание на цену, что оказалась выше на 20-25%. В частности, в комментарии "Телеграфу" они приводили примеры Ивано-Франковска, Кременчуга и Николаева – городов, где местные власти приобрели новые троллейбусы с аналогичными характеристиками по цене от 400 до 430 тыс. евро/единица. В то время как столичные коммунальщики заложили в тендерном предложении стоимость одного транспортного средства в 520 тыс. евро.

Среди ключевых недостатков тендера общественные активисты называли также то, что "Киевпасстранс" сделал акцент на приобретении единичных троллейбусов. Это обстоятельство в сочетании с дефицитом водителей, по мнению представителей ОО "Пассажиры Киева", не улучшит качество перевозок. Ведь с высокой вероятностью новый транспорт просто заменит подержанный, который сейчас курсирует на машрутах, при этом без изменений останется количество рейсов и интервал движения.

Проблемными также могли стать:

  • короткий период приема предложений, что автоматически ограничивало доступ к тендеру минимальным количеством участников;
  • авансирование на уровне 70% от суммы контракта, а это дополнительный риск не исполнения условий договора или исполнения не в полном объеме;
  • обязательство для победителя поставить не менее 10 троллейбусов до конца года – выполнить такое условие возможно только при наличии транспорта по состоянию на данный момент;
  • неравномерная финансовая ответственность сторон – 5-20% стоимости товара для поставщика за нарушение сроков поставки в противовес 0,001% годовых для покупателя за несвоевременную оплату товара.

Все эти пункты как признаки ограничения конкуренции и возможной дискриминации участников активисты изложили в обращении в Государственную аудиторскую службу. Но мониторинг еще не проводился. В то же время перспектива проверки могла стать дополнительным фактором, который заставил КП "Киевпасстранс" отменить проведение тендера. Такое предположение делают в экспертной среде.

Коммунальное предприятие ситуацию публично не комментирует, как до сих пор не ответило на запрос, отправленный нашим изданием. На сайте Prozorro отмена тендера объясняется необходимостью внесения изменений в технические требования тендерной документации, которые "приведут к изменению ориентировочной стоимости закупки". Именно такие действия организатора торгов предусмотрены рядом законодательных актов и нормативных документов в области публичных закупок. В частности, ст. 32 Закона Украины "О публичных закупках" и п. 54 Постановления Кабмина "Об утверждении Особенностей осуществления публичных закупок".

Эксперты, с которыми общался "Телеграф", высказывают осторожные прогнозы, что КП "Киевпасстранс" таки прислушается к голосу общественности и при объявлении нового тендера и изменит ожидаемую стоимость закупку в сторону уменьшения. Хотя предыдущие торги, проведенные предприятием, ставят под сомнение такие надежды. Например, в начале этого года "Киевпасстранс" приобрел за 288,3 млн гривен три пассажирских трамвайных вагона, то есть по цене 96,1 млн гривен/единица.

Условия торгов вызвали критику среди производителей, о чем свидетельствуют вопросы на странице тендера на сайте Prozorro. В частности, ограничение габаритной длины вагона до 28 м и количества секций – не более трех. Это по мнению авторов обращений сузит количество участников, на что в КП объяснили: технические характеристики выбирали с учетом особенностей района, где будут эксплуатироваться вагоны, а именно историческая часть Подола. А также своими ремонтными возможностями. В результате победителем торгов стало ООО "Татра-Юг", а поскольку они были бесконкурентными, цена снизилась аж (!) на 63,94 грн.

"Телеграф" и дальше будет следить за ходом закупки новых троллейбусов для столицы и сообщит, какую сумму все-таки потратит КП на обновление парка.