Конец "дружбы"? Как Китай заставляет Россию продавать нефть за бесценок и как это повлияет на Украину
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Путин полетит в Китай спасать российскую экономику
Впервые с начала полномасштабной войны Россия зафиксировала спад торговли с Китаем. Товарооборот между Россией и Китаем за январь — июль 2025 года сократился на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув $125,8 млрд.
Начинается ли новый этап в отношениях между РФ и Китаем? Как эта тенденция повлияет на российскую экономику и сможет ли Кремль вести войну без нефтяных доходов? "Телеграф" спросил у ведущих экономистов.
"Магазин, который закрывается"
Уменьшение торговли произошло не по случайным товарам, а прежде всего по стратегическим российским ресурсам. Поставки нефтепродуктов сократились на 28%, сырой нефти – на 11%, сжиженного природного газа – на 13%. Также сократились закупки древесины и угля – по 10% каждого.
Как говорит в разговоре с "Телеграфом" главный консультант Центра внешнеполитических исследований и экономист Иван Ус, на ситуацию отчасти повлияла экономика Пекина. Темпы развития китайской экономики оказались слабее ожидаемых, что снизило потребность в закупке российских ресурсов. Однако главным фактором такой тенденции стали западные санкции.
Такое же мнение высказывает экономист Олег Устенко, в 2019—2024 годах занимавший должность советника президента Украины. По его словам, когда США объявили ограничения для России относительно получения валютной выручки, они прежде всего имели в виду энергетический сектор. А главные составляющие этого сектора для РФ – это нефть и газ.
"Ежегодный доход для Москвы от продажи нефти составляет около 141 млрд долларов. Основными потребителями этого ресурса являются Китай и Индия. С начала широкомасштабной войны обе страны активно наращивали эти закупки. Изменения особенно разительны в Индии — доля российской нефти в ее импорте выросла с 1% до 42%", — говорит он.
Эксперт отмечает, что наибольшие изменения эти процессы претерпели в июле 2025 года. В это время президент США Дональд Трамп заявил о введении санкций против Индии — дополнительного 25-процентного тарифа на индийские товары на американском рынке. Они должны были начать применяться через 21 день после подписания указа, то есть с 27 августа.
Если санкции действительно заработают, Индия может столкнуться с серьезными последствиями — пошлина на товары в США может достичь 50%. По словам экономиста, такие ставки способны убить экспорт любой страны. Ожидание этих ограничений и запустило активные процессы на рынке.
"Россия начала интенсивнее поставлять свою продукцию в Индию и Китай, поскольку ожидала резкого падения спроса из-за возможных санкций. В то же время Индия и Китай, понимая слабость российских позиций и предвидя собственные трудности с экспортом в США, требовали большого дисконта на нефть. Сложилась ситуация, когда Россия стремилась продать максимум, а покупатели диктовали свои условия", — говорит Устенко.
Таким образом, физические объемы торговли между Россией, Индией и Китаем выросли. Однако в финансовом измерении доходы России от продажи нефти этим странам, вероятно, снизились по сравнению с периодом до объявления санкций. Иными словами, поставки в тоннах стали больше, но в денежном эквиваленте — меньше.
Кроме того, как рассказывает "Телеграфу" главный консультант Центра внешнеполитических исследований Иван Ус, страны ищут способы обойти ограничения через третьи государства. Это позволяет им формально показывать в отчетности сокращение прямых закупок у России.
"Сейчас ситуация напоминает магазин, который вскоре закрывается. Он пытается распродать весь товар, чтобы на складах ничего не осталось, а покупатели, в свою очередь, стремятся купить товар в последние дни с максимально возможной скидкой. Эта стратегия "магазина, который закрывается", применяется и со стороны продавца, и со стороны покупателя на рынке российской нефти", — полагает Олег Устенко.
Россия рискует потерять колоссальные средства
Экономисты уверены, что если эта тенденция будет продолжаться и США реализуют ограничительные меры по Индии, а позже и по Китаю, последствия для российской экономики будут неизбежны.
"Россия действует так: если возникает проблема, предлагает скидку, чтобы привлечь покупателей. Однако такая тактика срабатывает только при наличии достаточного запаса доходности. Если цена уже приближается к себестоимости, а скидки продолжают предоставлять, РФ рискует получить доходы, которые едва покроют расходы на добычу ресурсов", — объясняет Иван Ус в разговоре с "Телеграфом".
Если падают экспортные поставки, уменьшаются поступления валюты в страну, что негативно влияет на национальную валюту. Россия это понимает, поэтому искусственно укрепляет рубль. Однако такая политика имеет обратную сторону: стабильная валюта означает меньшие доходы для экспортеров. Это уже давно вызывает критику со стороны российского бизнеса.
"Даже если ограничения коснутся только Индии, возможные потери России могут составить примерно 50 миллиардов долларов в год. Соответственно, государственный бюджет недополучит по меньшей мере 20—25 миллиардов долларов", — такие цифры приводит Олег Устенко.
Дело в том, что для Индии США намного более важный торговый партнер, чем Россия. Объемы индийского экспорта в Америку в несколько раз превышают торговлю с Россией. Поэтому перед выбором между этими двумя направлениями Индия, скорее всего, выберет США. Потери от американских санкций будут значительно больше, чем доходы от сотрудничества с Кремлем.
"Разрушат ли недополученные миллиарды российскую экономику? Я так не считаю, но это приведет к существенным изменениям во внутренних процессах. В первую очередь, следует ожидать сокращений и перераспределения финансов в государственном бюджете, ведь придется искать дополнительные источники средств", — убежден эксперт.
По его словам, единственный на сегодня способ покрыть растущий дефицит государственного бюджета — использовать внутренний рынок. Однако максимум доступных ресурсов уже использован, а внешний рынок для России закрыт еще с момента введения первых пакетов санкций.
"Если дефицит будет расти, в первую очередь Кремль сократит социальные расходы. Второе возможное направление сокращений — военно-промышленный комплекс. Однако серьезного сокращения здесь не ожидается. Скорее всего, произойдет оптимизация расходов или незначительное сокращение, а основное давление ляжет на социальный сектор", — говорит Устенко.
Несмотря на сокращение доходов бюджета, расходы на силовой сектор и репрессивный аппарат, вероятно, будут расти. Это типично для тоталитарных или автократических режимов: сокращение социальных расходов может вызвать недовольство населения, компенсирующееся усилением силового контроля.
"Что касается инфляции, я бы не ожидал ее неконтролируемого роста в этом сценарии, если речь идет только о санкциях против Индии. Если же ограничения будут распространены и на Китай, изменения станут гораздо серьезнее", — анализирует эксперт по экономике.
Китай использует Россию
Следует отметить, что президент РФ Владимир Путин будет в Пекине уже 2 сентября 2025 года для проведения полноформатных двусторонних переговоров с лидером Китая Си Цзиньпином. На следующий день, 3 сентября, оба лидера примут участие в праздничных мероприятиях в Пекине по случаю 80-летия победы над Японией и завершения Второй мировой войны.
По мнению Ивана Уса, мир замер в ожидании встречи Путина с президентом Китая.
"Путину нужно выяснить, готов ли Китай и в дальнейшем поддерживать нормальные отношения с Россией, связано ли уменьшение закупок с желанием избежать дополнительных пошлин от Трампа во время переговоров между Китаем и США или существуют другие причины. Этот визит прежде всего важен для Путина, ведь от него будет зависеть дальнейшая стратегия", — отмечает он.
Эксперт обращает внимание, что в настоящее время встреча Путина и Зеленского не планируется. Чтобы сохранить такой курс, России нужны заверения Китая, что экономические отношения останутся стабильными. В случае отказа Москве придется либо корректировать политику относительно Зеленского, либо искать другие выходы. Без поддержки Китая российская экономика не выдержит войны и окажется на грани кризиса.
По словам экономиста Олега Устенко, в отношениях с Россией Китай действует крайне прагматично, особенно по финансово-экономическим вопросам.
"Россия полностью понимает, что Китай ее использует, и в то же время Китай знает, что имеет экономическую силу для этого. Например, Россия продает нефть с большим дисконтом из-за ограниченного рынка. Если не Китай и не Индия, кто еще будет покупать? Можно найти других покупателей, но будут большие транзакционные расходы, большие дисконты и еще меньшие поступления в государственный бюджет. Китай это хорошо понимает и использует свое положение", — уверен он.
Следовательно, Россия в этой ситуации не имеет особого выбора. И Россия, и Китай, и Индия полностью осознают эту динамику, и все руководствуются прагматическими мотивами.
По словам Устенко, еще одной проблемой для имиджа Путина становится парадоксальное последствие сближения с Китаем. Стремясь к политическому партнерству, Россия позволяет китайским товарам вытеснять российские на собственном рынке. Особенно это заметно в автомобилестроении – российские производители уже переводят работников на четырехчасовой рабочий день из-за того, что китайские компании активно захватывают рынок, заменяя российские грузовики и легковые автомобили.
"Любые антикитайские действия для России опасны, ведь Китай — ключевой союзник. В то же время бездействие вредит экономике. В результате Россия попала в ловушку: чтобы удержать Китай рядом, она вынуждена приносить в жертву собственную экономику. И именно это мы сейчас наблюдаем", — заключает он.