Кастомизация в эпоху дефицита: как в СССР водители тюнинговали свои авто

Читати українською
Автор

Каждая деталь становилась способом самовыражения для владельца автомобиля

Тюнинг в СССР был не просто способом украсить автомобиль, но и своеобразным вызовом системе, попыткой выразить свою индивидуальность в условиях тотальной унификации. Это явление стало ярким примером народного творчества и изобретательности, оставив заметный след в истории советского автомобилестроения.

В эпоху тотального дефицита советские автолюбители проявляли удивительную изобретательность, стремясь выделить свой автомобиль из общей массы. Несмотря на ограниченные возможности, энтузиасты находили способы модифицировать свои машины, создавая уникальные образцы народного творчества.

Как тюнинговали авто в СССР

Одним из самых распространенных элементов тюнинга были оплетки руля. Помимо эстетической функции, они решали практическую задачу, делая руль более удобным, особенно в жаркую погоду. Материалы использовались самые разные: от фирменного кожзаменителя до подручных средств вроде трубок для капельниц или даже изоленты.

Особое внимание уделялось рычагу переключения передач. Популярностью пользовались самодельные набалдашники из эпоксидной смолы, часто украшенные цветочными мотивами или фигурками животных.

Внешний тюнинг также не оставался без внимания. Установка дополнительных противотуманных фар, особенно импортных, мгновенно повышала статус владельца автомобиля. Некоторые энтузиасты шли дальше, устанавливая дополнительные катафоты на задние брызговики или даже второй бампер на ВАЗ-21014.

Интерьер автомобиля также подвергался модификациям. Шторки на заднем стекле, автомобильные чехлы, изготовленные на заказ или приобретенные в магазине, позволяли придать салону индивидуальность. Особым шиком считалась установка кресел от подержанных иномарок или импортного спортивного руля.

Некоторые элементы тюнинга были не только декоративными, но и функциональными. Например, блокировка крышки лючка бензобака на "Жигулях" с помощью самодельного устройства повышала безопасность автомобиля. Съемные крепления наружных зеркал и колесных колпаков защищали от кражи этих деталей.

Несмотря на то, что некоторые решения могли показаться сомнительными с точки зрения эстетики или функциональности (например, электровентиляторы на присосках в салоне), они отражали стремление советских автолюбителей к индивидуализации своих авто.

Ранее "Телеграф" писал, как шутливо и не очень называли водителей в СССР. Для тех, кто крутил "баранку", были особые названия.