Масштабная эвакуация из Донбасса: как Павлоград пережил пик загрузки и куда вывозят переселенцев дальше
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Три области обязаны принять тысячу переселенцев из населенных пунктов вблизи линии фронта
На фоне обострения ситуации на востоке Украины в августе был зафиксирован пик эвакуации гражданских из прифронтовых громад Донецкой и Днепропетровской областей. Поток людей настолько значителен, что транзитный центр в Павлограде перестал справляться, поэтому власти открыли еще два таких пункта для первоочередного размещения и поддержки переселенцев. При этом россияне пытаются осложнить спасение взрослых и детей, ведь фактически охотятся за эвакуационным транспортом.
О ситуации на "горячем" направлением "Телеграфу" рассказал Евгений Каплин — руководитель гуманитарной миссии "Пролиска".
Эвакуация из населенных пунктов Донбасса и Днепропетровщины, приближенных к зоне боевых действий, не прекращается ни на день. Ведь линия фронта подвижна, к тому же враг прибегает к систематическим обстрелам сел, поселков и городов, системно их разрушая. С середины июля, например, россияне активно забрасывают авиабомбами и атакуют дронами города Доброполье и Белозерское Донецкой области, также под обстрелами из разных видов оружия поселок Межевое, достают беспилотники и до Славянской громады Днепропетровской области.
– За последнее время значительно увеличилось количество эвакуированных. Для понимания трафика приведу пример "Пролиски" — в марте мы вывезли 300 гражданских из всех прифронтовых областей, а с середины июля до середины августа — уже 5 000 только из Донецкой и Днепропетровской. То есть нагрузка на нашу команду увеличилась более чем в 15 раз, – говорит Евгений Каплин. – Кроме нас еще осуществляют эвакуацию – фонд "Восток SOS", "Дети нового поколения", спецподразделение полиции "Белые ангелы", "База UA" и другие. И в последнее время выполнять ее становится все опаснее. Если, например, в течение полугода из Доброполья курсировал эвакуационный автобус, то уже как две недели туда, как и в другие населенные пункты, следует ехать только бронированным автомобилем. Ведь россияне атакуют транспорт, на котором мы вывозим людей. "Свежие" эпизоды случились недавно – в Константиновке от атаки FPV-дрона пострадал мой друг и коллега Евгений Ткачев. За два дня до того – похожая ситуация была в поселке Межевое, где мы должны были спасти из подвала женщину, которая не могла самостоятельно двигаться,
Собеседник добавляет, что систематические обстрелы приближенных к фронту населенных пунктов привели к тому, что тоже Доброполье и Белозерское подверглись значительным разрушениям. Они уже достигают 70-80%. И это, безусловно, повлияло на отношение людей к эвакуации.
- Сейчас уже не до уговоров, люди в панике и шоке, – отмечает Евгений. – Ведь вынуждены сидеть в подвалах неделю и больше, без связи. А когда она еще была, звонили по телефону везде, но за ними никто не приехал. Именно поэтому было так, что мы приехали на заявку в Белозерское за тремя людьми, врываемся в подвал, а там их всего 15 вместе с детьми. И они рады уже выбраться любым способом. Так что все разместились в нашем семиместном бусе, только бы оказаться в безопасности.
Евгений добавляет, что с середины июля, когда ситуация на фронте ухудшилась, чтобы закрыть все заявки, команду пришлось усилить. Дополнительно к эвакуации присоединились 30 человек — работников и волонтеров "Пролиски" из восьми областей Украины, ротациями через чрезвычайную гуманитарную миссию в Павлограде прошли около 200 сотрудников "Пролиски". При это и нагрузка на этот транзитный пункт значительно увеличилась в этот период.
- До 15-16 июля через Павлоград проходило от 50 до 150 человек в сутки, после этой даты количество те, кто оказывался в транзитном пункте, начало постоянно увеличиваться. И в пиковые моменты достигало полтысячи человек, – приводит статистику Евгений. – При этом центр, под который адаптировали Дом культуры, был уже не в состоянии принимать всех. В частности, в ночь на 15 августа около 40 человек, которым просто не хватило места в помещении, остались на парковке под открытым небом. Пришлось нам до часу ночи ставить палатку, раздавать спальники и укладывать людей прямо на землю. Уже на следующий день наши ребята сделали пол – разложили паллеты, сверху закрепили ОСБ-плиты и уже после того установили 20 кроватей. Но на вечер снова в шатре не было мест, потому что выбыл только один человек, а приехали еще новые,
Также руководитель гуманитарной миссии "Пролиска" подчеркнул: ситуацию усложняло то обстоятельство, что все ближайшие места временного пребывания в Днепропетровской области были переполнены. При этом были проблемы с логистикой, ведь под эвакуацию был выделен только один вагон в поезде во Львовскую область.
К тому же не были определены принимающие области, которые были бы обязаны дальше заниматься эвакуированными жителями прифронтовых населенных пунктов. Первые сдвиги к лучшему произошли за последние дни, по словам Евгения, после вмешательства чиновников во главе с премьер-министром Украины Юлией Свириденко.
- После визита правительственной команды в транзитный центр в Павлограде было решено его перенести из Дома культуры в учебное заведение, там развернуты места в более достойных условиях. В частности установлено не более 10 кроватей в помещении – говорит Евгений. – К тому же открыли дополнительно пункты приема эвакуированных в Лозовой Харьковской области и селе Волосское Днепропетровской области. Последний, например, более удобен, если речь идет о размещении жителей Покровской, Великомихайловской и Маломихайловской громад. И эти шаги уже сняли напряжение в центре Павлограда. К тому же, наконец, определили области, которые должны принимать эвакуированных после транзита. Это Ровенская, Кировоградская и Киевская области. Они разместят 1000 человек, в том числе 170 немобильных. Для перемещения привлечены дополнительные эвакуационные вагоны и автобусы, включая транспорт нашей миссии,
На странице Юлии Свириденко в Facebook также отмечено, что до конца месяца будет подготовлено до 30 тыс. мест для эвакуированных в 15 областях и городе Киеве. При этом Евгений отметил, что количество людей, нуждающихся в перемещении подальше от линии боевых действий, сейчас значительно. Если брать те территории, которые сейчас в опасной зоне, то в общей сложности до 50 тыс. человек. А если враг усилит обстрелы Краматорска, Славянска и Дружковки, то речь пойдет о 250 тыс. гражданских. Конечно, какая-то часть людей сможет найти приют самостоятельно, но много будет и тех, кто не справится без поддержки государства. Это, в первую очередь, пожилые одинокие люди и лица с инвалидностью.
- Так как гериатрические центры по стране переполнены, в транзитном центре могут оставаться на длительный срок маломобильные люди, – говорит Евгений. – При этом не заработало, как планировалось Постановление Кабмина №888, которое вводило предоставление услуг по стационарному уходу и поддержанному проживанию. Фактически их предоставляют около 850 организаций и сообществ. Но не получают компенсацию из бюджета, потому что не могут соблюдать все требования, как, например, соответствие пожарной безопасности, принципам инклюзии или нормам по количеству людей. Например, на Днепропетровщине пожилые люди, люди с инвалидностью проживают где-то в 30 домах представителей протестантских церквей. И здесь стоит вопрос или там живет условно три бабушки в комнате, а не одна, или им вообще негде жить. Или в месте временного пребывания "Гармония" на базе бывшего санатория, организованного религиозной громадой Адвентистов седьмого дня постоянно находится 80 человек. Это больше установленной нормы плюс проблематично получить согласование в различных инстанциях, соответственно содержание – дело благотворителей и волонтеров.
Поэтому, на наш взгляд, однозначно процедура предоставления таких услуг должна быть упрощена и все, кто причастен к размещению и содержанию пожилых людей или людей с инвалидностью, прикованных к кровати, должны рассчитывать на финансовую поддержку,
Как сообщал "Телеграф", жители общин, в частности, села Ладыжинские Хутора в Винницкой области приглашают жить к себе семьи с детьми, чтобы с одной стороны помочь ВПЛ, с другой спасти от закрытия местную школу.