"Ехать некуда?" Как вывозят людей с прифронтовых территорий и что следует знать
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 538

Из "горячих точек" людей эвакуируют с риском для жизни
Динамическая ситуация на фронте и периодическое усиление вражеских обстрелов приграничных территорий Украины оставляют актуальными вопросы эвакуации. Кто-то не ждет, пока ситуация становится катастрофической, и покидает опасные районы заранее, а есть и случаи, когда семьи даже с детьми отказываются уезжать до последнего. Часто аргументом для того, чтобы оставаться, называется боязнь не найти, где жить, и отсутствие возможности финансово "вытянуть" обустройство на новом месте.
"Телеграф" разбирался, как действуют алгоритмы эвакуации и на какую помощь, одноразовую или долгосрочную, могут рассчитывать новые внутренне перемещенные лица (ВПЛ).
Эвакуация силами правоохранителей и благотворителей
На сегодняшний день в Донецкой области, приграничных громадах Сумщины и Харьковщины введен режим обязательной эвакуации, кроме того, выезжают из зон приближенных к линии фронта в более безопасные регионы и жители Херсонской и Запорожской областей. Кто-то делает это своими силами на собственном транспорте или пользуется помощью родных или знакомых, но есть и те, кто обращается к власти и волонтерам. Для этого есть несколько возможностей – либо звонок на правительственную "горячую линию" 15-45 (но стоит понимать, что ваши данные все равно "спустят вниз"), либо непосредственно на номера координационных штабов, действующих в каждой из областей.
- Если нам позвонит человек, который хочет эвакуироваться с приграничной территории, скоординируем его с организациями, которые вывозят людей из громад, где сложная ситуация с безопасностью, — рассказала "Телеграфу" одна из сотрудниц Сумского областного контактного центра. – Это, в частности, спецподразделение полиции "Белые ангелы", гуманитарная миссия "Пролиска" и фонд "Восток SOS". Но есть случаи, когда мы фиксируем обращение, сами связываемся с благотворительными организациями, волонтерами, местными властями и координируем процесс. Например, три недели назад, когда были массированые обстрелы Краснопольской громады, мы получали 10-15 звонков в день. И это было в том числе обращения от родственников проживающих там людей, которые просили помочь в эвакуации, ведь в селах исчезла связь и электроснабжение. Вместе с администрацией ОТГ были определены пункты сбора, откуда экипажи забирали людей.

В Донецкой области, как отмечается в ответе ОВА на запрос "Телеграфа", ежедневно готовы к выполнению задач от 18 до 20 общих эвакуационных групп (15-17 групп Нацполиции, 3 группы ГСЧС). Наиболее популярные направления – Покровский район и Константиновка, но туда можно "сунуться" только на бронированных автомобилях и со средствами радиоэлектронной борьбы. А дальше логистику обеспечивают БФ "Ангелы спасения", уже упомянутая миссия "Пролиска", БФ "Восток-SOS", БО "Спасем Украину". Вцелом с начала года из Донецкой области эвакуировано 26 тыс. жителей, включая 1450 детей.

При этом в части Донецкой области, которая находится под контролем украинских властей, еще остаются около 283 тыс. человек, из которых десятая часть – 21,5 тысячи – это дети. Несмотря на реальную опасность жизни вблизи линии фронта, местные жители до последнего отказываются уезжать.
Как сообщили "Телеграфу" в Службе по делам детей Донецкой ОВА, с начала года было зафиксировано 2497 отказов от эвакуации, подписанных родителями в отношении 4466 детей. При этом в 17 громадах, объявленных зоной активных боевых действий, остается 202 ребенка: 197 – в Лиманской ОТГ и 5 – в Торецкой. И это семьи, которые вернулись домой после того, как уже оттуда уезжали. Власти и волонтеры продолжают убеждать, уговаривать, призывать людей и вывозить их из-под обстрелов в безопасные районы. Например, на прошлой неделе в ОВА сообщили, что "принудительно" вывезли из Донецкой области 240 детей.

Выплаты три раза по шесть месяцев
Ключевой вопрос, который задают те, кто колеблется эвакуироваться или нет, а какую поддержку они могут получить. По-прежнему взрослые ВПЛ могут рассчитывать на ежемесячную выплату от государства в размере 2 000, а дети и лица с инвалидностью 3 000 грн (при предоставлении статуса ВПЛ помощь предоставляют на полгода, затем могут автоматически продлить при условии соответствия критериям, но не более чем на три шестимесячных периода – Авт.). Кроме того, с конца января в Украине внутренне перемещенные лица, если они сами арендуют и оплачивают жилье, могут рассчитывать не только на жилищную субсидию, но и на субсидию на аренду жилья. Это новый вид помощи, утвержденный соответствующим постановлением Кабмина.

Кроме государственной денежной помощи, эвакуированным жителям опасных регионов предлагали поддержку и различные международные организации. Но преимущественно на нее могли рассчитывать либо малообеспеченные семьи, либо семьи с детьми, либо пожилые люди, либо лица с инвалидностью. Оформлять их можно было через сервис еДопомога. Но сейчас на сайте указано, что граждане Украины подали 10 млн. заявок. В связи с этим их прием временно прекращен "для детальной обработки и передачи по запросу международным организациям для последующей выплаты". В Минсоцполитики при этом уверяют, что работают над тем, чтобы таких благотворителей становилось больше.
При этом остались варианты точечной помощи в размере 10 800 грн./чел. от чешской гуманитарной помощи "Человек в беде". Ее оформление предлагают дончанам в транзитном пункте в Павлограде Днепропетровской области. Здесь же, по данным Донецкой ОВА, выбравшиеся из-под обстрелов люди, могут рассчитывать на гуманитарную, психологическую и медицинскую помощь, горячее питание, помощь с оформлением статуса и документов и тому подобное.
О том, где жить можно найти информацию на специально созданном дашборде на сайте Офиса Президента Украины. Здесь указано, сколько мест и в каких громадах выделены для размещения временно перемещенных лиц и номера контакт-центров, которые занимаются устройством эвакуированных. К примеру, в Ровенской области таких 462. Как сообщили "Телеграфу" работники центра, сейчас предлагаются "адаптированные места" проживания на базе учебных и медицинских учреждений. Например, в сельской местности это может быть часть или этаж ФАПа (фельдшерско-акушерского пункта — Ред.), отделенная от остального здания, где обустроены места для приготовления пищи и выполнения гигиенических процедур.
- Чтобы предложить наилучший вариант проживания, я расспрашиваю, какие потребности есть у людей, возможно, в семье есть ребенок, у которого есть проблемы со здоровьем, то соответственно он должен быть обеспечен доступом к врачебным и социальным услугам, — отметила работница центра. – Пока нет ограничений по срокам пребывания в таких коммунальных заведениях, единственное условие — соблюдать общие правила порядка и поведения. Также есть варианты, которые предлагают эвакуированным украинцам из прифронтовых зон или зон боевых действий Центры занятости, когда одновременно с работой можно получить и жилье. Есть еще возможность самостоятельного поиска нового места для проживания через сайт "Прихисток".
Общежития, шелтеры и модульные городки
В некоторых областях, где эвакуация происходит в пределах региона, в ОВА создают списки мест компактного проживания, которые предлагаются людям, что покинули свои дома. Например, в Сумской области таких "точек" 18, они рассчитанны на 824 человека. Из них свободным по состоянию на 12 апреля было 188 мест.
– Для проживания в селе Мазовка Конотопского района приспособлено одноэтажное здание, есть комнаты с кроватями, душевые, – рассказала нашему изданию председатель Новослободского сельсовета Лилия Еременко. – Здесь недолго жили жители нашей громады из пятикилометровой зоны, но впоследствии уехали. Сейчас тоже звонят по телефону люди, спрашивают, но пока все места свободны.
- Есть несколько свободных мест, но ситуация может измениться в любой момент, — отметил директор ВСП "Роменский профессиональный колледж СНАУ" Александр Ильенко. – Живут у нас преимущественно пожилые люди, приезжают обычно налегке, без вещей, стараемся их поддержать. Каких-либо ограничений по времени проживания у нас пока нет, потому что понимаем, что пенсионерам нереально найти какое-нибудь другое жилье и платить за него.

По сообщению Сумской областной военной администрации, в регионе есть еще несколько вариантов для размещения ВПЛ. К примеру, это модульные дома в Сумах, обустроенные при поддержке Шведского Красного Креста и рассчитанные на 100 человек, в Нижнесыроватской тергромаде в них "вложился" другой международный партнер — УВКБ ООН, а временное жилье может принять еще 63 человека. Кроме того, в области есть несколько домов и квартир, приобретенных в государственную и коммунальную собственность, создан реестр имущества, которое также может при необходимости использоваться для расселения тех, кто вынужден эвакуироваться.
Донетчанам предлагают только варианты проживания за пределами региона, ведь безопасных мест здесь пока нет. В громадах 19 более безопасных областей Украины создано 95 гуманитарных центров/хабов. Такое действует, например, в городе Хуст Закарпатской области. В общей сложности здесь зарегистрировано 1000 бывших жителей города Покровска и района.
– Ориентировочно 70% людей проживают в социальном жилье – общежитиях в самом Хусте и населенных пунктах района, – рассказал нашему изданию Виктор Грицак – руководитель хаба "Единение" Покровской МВА. – Но все места в них заняты, однако ведутся ремонты еще в двух общежитиях, которые смогут вскоре принимать переселенцев. Можем пока предложить только две комнаты в частном шелтере, где можно прожить полгода (в нашем социальном жилье таких ограничений нет). Но, конечно, есть люди, которые через некоторое время уезжают от нас, кто-то направляется за границу, есть люди, которые, например, перебрались к родным под Киевом, или в саму столицу, кто в Одесскую область. И примерно 30% выходцев из Покровска и района сами снимают жилье здесь в Закарпатской области. К примеру, несколько дней назад нашли вариант дома с газовым отоплением в одном из сел, где есть школа, магазины – все необходимое. Стоимость 5 тыс. гривен в месяц без коммунальных услуг.
***
Пока картина с эвакуацией выглядит так, что наедине с проблемами из-за потери дома или необходимости его покинуть людей ни государство, ни различные фонды и организации не бросают. По крайней мере, в первые месяцы после переезда на новое место. Однако следует понимать, что временные места проживания вроде общежитий или адаптированных социальных учреждений все же имеют свои недостатки. В частности, общие кухни или душевые комнаты. К тому же не все хотят селиться хоть и в бесплатных домах, но расположенных в сельской местности, что накладывает свой отпечаток при поиске работы или мест учебы и развития детей. Кроме того, существуют разные требования по срокам проживания, и о них нужно спрашивать и обсуждать при заселении. И очевидно, что на больше преференций и поддержки могут рассчитывать либо пожилые люди, либо лица с инвалидностью, либо семьи с малыми детьми или малообеспеченные.
Как сообщал "Телеграф", поиск жилья для ВПЛ иногда превращается в проблему, ведь владельцы квартир и домов в регионах, удаленных от фронта, не всегда охотно сдают их неместным. Среди условий аренды часто в объявлениях фигурирует отсутствие детей и домашних животных.