Село показало пример всей Украине: как помочь переселенцам и одновременно самим себе

Читати українською
Автор
1758
Жители надеются оживить село. Фото Коллаж "Телеграфа"
Жители надеются оживить село. Фото Коллаж "Телеграфа"

В селе в Винницкой области не сложили руки — ищут новых жителей, чтобы спасти школу

Инициативные жители села Ладыжинские Хутора Винницкой области за несколько дней приняли несколько десятков звонков и сообщений от украинцев из разных регионов, которые ищут новое место жительства из-за войны. Такой ажиотаж повлекло за собой объявление в соцсетях о том, что в населенном пункте могут предложить бесплатное жилье и помощь с бытовыми вопросами и адаптацией. Выйти с такой идей поиска новых членов громады в публичное пространство сельчан побудила угроза закрытия школы.

"Телеграф" узнал особенности применения стратегии "win-win" или "выигрыш-выигрыш", когда с одной стороны, люди, которые уже остались без жилья из-за боевых действий или хотят перебраться подальше от линии фронта, получают варианты проживания, а принимающая сторона взамен — перспективу сохранения учебного заведения.

Без евроремонта, но с крышей над головой и не под обстрелами

Еще несколько дней назад о небольшом селе Ладыжинские Хутора, расположенном в 20 километрах от райцентра – города Гайсин Винницкой области, мало кто слышал. Но популярным его сделало сообщение на сайте местной школы и на Facebook о приглашении семей с детьми — как ВПЛ, так и просто тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Сообщение быстро разошлось в медиа. В тексте отмечалось, что в населенном пункте можно найти работу – здесь есть птицефабрика, а также школа и детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, отделение почты, пара магазинов, проведен Интернет и налажено транспортное сообщение с ближайшими городами. Плюс неподалеку протекает Южный Буг, поэтому чистый воздух, красивые виды и тишина – тоже среди плюсов данного места.

- С началом полномасштабного вторжения у нас селились люди из других регионов, кто-то приехал к знакомым или родственникам, кто-то выбрал именно Ладыжинские Хутора, потому что когда-то здесь работал. Кого-то мы сами находили через Интернет или подбирали на трассе, потому что у нас рядом проходит дорога, условно соединяющая восток и запад, – говорит в разговоре с "Телеграфом" Екатерина Шаповал, одна из активных жительниц села. – Более 200 человек в общей сложности жило, но значительная часть со временем уехала, вернулась домой или нашла другие варианты, потому что условия, сами понимаете, печное отопление в домах, село у нас негазифицировано, да и застройка – это 70-80 годы, то есть не современная. Но четыре семьи с тех пор остались и живут.

В сообщении информация о преимуществах села

Среди тех, для кого Ладыжинские Хутора стали даже не вторым, а третьим домом – Наталья. В 2014-м ее семья была вынуждена покинуть Луганск, который захватили россияне, и перебраться в Северодонецк (с 2024 года называется Северскодонецк). Но с началом полномасштабного вторжения снова предстала перед выбором, где жить дальше.

- В Винницкую область приехали в апреле 2022, потому что отсюда родом моя мама и муж, он — из Гайсина Но родственников тут никого не осталось, поэтому ехали наугад, — отмечает Наталья. – Интересовались в городском совете нет ли жилья, а нам сразу сказали идти с этим к старостам сел. В Ладыжинских Хуторах нам предложили занять админздание – это такой "колхозный дом", одноэтажный. К нему тогда не были подведены коммуникации, все требовало ремонта, но мы согласились. А что нам еще было делать?! Все имущество – две квартиры в Луганске, одна в Северодонецке, которую мы купили в 2020-м, оставались в оккупации. Конечно, было непросто, но пытались создать комфортные условия – заменили полностью окна и двери, теперь у нас и вода в доме, и туалет. Обжились за это время. Тем, кто рассматривает вариант переезда в сельскую местность, следует понимать, без проблем не получится, они точно будут. Главное – это желание.

В комментариях жителей села хвалят за инициативу и жалуются на похожие проблемы

Екатерина Шаповал в свою очередь добавляет, что предложение перебраться в село в соцсетях она размещает не впервые, но реагируют на такую информацию по-разному. Иногда даже "прилетают" обвинения в мошенничестве или выставляются претензии дать все и сразу.

– Когда звонят по телефону с вопросами, объясняю: в домах нет евроремонтов, удобств, они в разном состоянии, в большинстве случаев нужно приложить руки, чтобы привести жилье в порядок, – отмечает Екатерина. — Конечно, есть те, кто отказывается сразу, а кто-то говорит: "Сам все сделаю, уберу, поставлю себе машинку автомат с баком, наношу воды из колодца и буду стирать". Перед тем, как сейчас снова публиковать объявления с приглашением, написала в сельском чате, кто из местных готов предоставить дома (например, люди живут в одном, а имеют еще пустующий родительский дом) на безвозмездной основе, только за электричество будет нужно платить. Насчитали где-то два десятка, возможно, будут еще предложения.

Жизнь в тихом селе может стать хорошей альтернативой для семей из прифронтовых городов

При этом домов, которые в настоящее время не используются в селе, больше, и некоторые хозяева готовы их предоставлять только за определенную арендную плату, или планирует продавать. В любом случае запросы и возможности у людей, имеющих статус ВПЛ или ищущих жилье на расстоянии от крупных городов и в относительно безопасном регионе, разные. Представители громады Ладыжинских Хуторов обещают помочь подыскать тот вариант, который устроит приезжих, и говорят, что договориться всегда можно.

На первое сентября нужно иметь не менее 45 школьников

В сообщении о приглашении перебраться в Ладыжинские хутора большинство зацепилось именно за бесплатное жилье, но нашлись единицы, кто обратил внимание – громада имеет свой интерес в этом. Ведь все начиналось, прежде всего, из-за попытки спасти от закрытия местную школу. В советские времена в ней училось в две смены до четырех сотен учеников, в том числе и дети из окрестных сел. Впоследствии численность постепенно уменьшалась, 11-летка превратилась в 9-летку, а в 2025 году стал вопрос дальнейшего функционирования школы.

- В этом году свидетельства о базовом среднем образовании получили 11 девятиклассников, после чего в школе осталось 38 учеников, — уточняет в комментарии "Телеграфу" директор учреждения общего среднего образования I-II ступеней села Ладыжинские Хутора Вита Гребинная. – Чтобы нам продолжить работу с первого сентября, нужно, чтобы количество было хотя бы 45.

В этом году школу в Ладыжинских Хуторах окончило 11 детей, осталось – 38

Именно на такую цифру ориентируются в учебном заведении из-за изменений в условиях предоставления образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам. А именно: с 1 сентября 2025 года она не будет выделяться на школы (кроме начальных), в которых учится менее 45 учеников. Эта норма была утверждена правительственным постановлением еще в марте 2024 года и с того момента на местах должны были определиться, что делать с малокомплектными школами дальше: закрывать, или финансировать за свой счет. Соответствующий вопрос встал и перед Гайсинской территориальной громадой и был рассмотрен на собрании в начале июня.

В сообщении на сайте отдела образования на этот счет указано, что решение о закрытии школы обусловлено прежде всего экономической целесообразностью. Чиновники объясняют, если в среднем содержание одного ученика в заведениях территориальной громады составляет 46 тыс. гривен в год, то в школе в Ладыжинских Хуторах – вдвое больше, а именно 90,6 тыс. гривен. Ведь неважно, сколько детей учится в школе, есть постоянные затраты вроде заработной платы педагогического коллектива и техперсонала, а также платы за коммунальные услуги. Покрывать эти расходы без государственной субвенции городскому бюджету будет сложно, поэтому в отделе образования предлагают перевести детей из Ладыжинских Хуторов в школу за 20 километров — в селе Губник.

В горсовете показали расходы на содержание школы в Ладыжинских Хуторах

- Конечно, жители против этого, с одной стороны, учитывая состояние дорог, с другой ситуацию с воздушными тревогами, – говорит Екатерина Шаповал. – Если опасность длится больше часа, напишут в чате "заберите детей", и нужно оперативно преодолеть такое расстояние. Другое дело, когда все рядом. Нам непонятно, почему именно нашу школу хотят закрыть, ведь у нас типичное двухэтажное здание (а не переоборудованное из садика, как есть в одном из сел) с просторными классами, есть укрытие, отдельный спортивный зал, столовая, то есть все условия. Мы все понимаем, что такое для села закрытие школы, потому что там же не только учатся, у нас и спортивные секции есть, соревнования проводятся, различные мероприятия. И кстати, первое, что спрашивают у нас, когда звонят по телефону по поводу возможного переезда, есть ли работа и есть ли школа.

Чиновники предлагают возить детей на учебу в соседнее село за 20 км

Учитывая инициативу по привлечению новых жителей в село, жители Ладыжинских Хуторов все еще надеются, что сохранят школу, ведь окончательно вопрос будет рассматриваться депутатами Гайсинского городского совета. Тем временем они продолжают принимать звонки и сообщения в мессенджерах от тех, кто ищет варианты для пристанища.

– Где-то до сотни звонков было за эти дни, звонят по телефону из Херсона, Днепропетровска, Сум, Краматорска, Харькова, – уточняет директор школы Вита Гребинная. – К каждой семье стараемся подобрать индивидуальный подход, возможно, все-таки нам удастся оживить село и главное сохранить нашу школу.

Потенциал в деревнях есть, но нужны деньги и специалисты

История Ладыжинских Хуторов в очередной раз доказывает, что заявления в стиле "нас нигде не ждут" и "некуда ехать" все же ошибочны. Есть громады, где готовы принять, поддержать. Да, не без условий и не без необходимости приложить определенные усилия и работать, но выбор и варианты все же есть. Известны и другие примеры, когда местные жители сами наводили порядок в заброшенных домах и расселяли в них ВПЛ. Например, два года назад медиа рассказывали о такой инициативе в селе Панчеве Кировоградской области, готовили собственными силами для заселения дома и на дачном массиве в Гульске, что на Житомирщине.

Нередко, когда к обустройству жилья на базе бывших учебных заведений, медучреждений или админзданий и т.п. в сельской местности подключаются благотворительные фонды или международные организации. В той же Винницкой области в селе Шипинки в этом году было отреставрировано коммунальное общежитие, на базе которого оборудовали 14 квартир. Этот объект один из реализуемых в Украине Агентством ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Со своей стороны местная громада, кроме выделения помещения, будет способствовать трудоустройству новых жителей на местных фермах и предприятиях.

Модульные дома часто используют для решения жилищного вопроса ВПЛ

Организации такого уровня, конечно, ориентируется не на отдельные помещения, а на восстановление объектов на несколько семей и это жилье имеет статус временного. Часто доноры выбирают не восстановление старых построек, а создание новых объектов, в большинстве случаев модульных городков, потому что это скорость монтажа и относительная дешевизна.

Очевидно, что количество внутренне перемещенных лиц, а по состоянию на март 2025 года речь идет о 4,6 млн украинцев, требует рассматривать все возможные варианты решения жилищной проблемы. У сельских громад есть потенциал для расселения ВПЛ в заброшенных и пустующих домах. Но на практике этому может мешать ряд факторов. Во-первых, юридических. Это, например, неопределенный статус, потому что дома находятся в частной собственности умерших лиц, у которых не осталось наследников, или хозяева уехали и связь с ними потеряна. Кроме того, в селах часто отсутствуют кадастровые номера на земельные участки, не изготовлены технические паспорта на дома и не оформлено право собственности. Соответственно, громада лишена права распоряжаться частным имуществом без согласия собственника или судебного решения.

За средства международных доноров ремонты обычно на уровне

Во-вторых, и об этом говорили жители Ладыжинских Хуторов, любые восстановительные или ремонтные работы требуют значительных капиталовложений, а у громады средства только на базовые нужды. И здесь поддержкой стала бы системная финансовая помощь от государства, но рассчитывать на такую в условиях продолжительной войны вряд ли стоит. При этом доноры, готовые вкладывать средства, часто направляют их либо на восстановление жилья, разрушенного в результате вооруженной агрессии России, либо предпочитают строить с нуля.

В-третьих, очевидно, что кроме непосредственных расходов на обновление жилищного фонда, часто вдобавок нужно заботиться и о реконструкции или создании инфраструктуры. Потому что в селах может не быть асфальтированных дорог, Интернета, а также отсутствует централизованный водопровод и не подведен газ.

К тому же для координации процесса оценки жилищного ресурса громады, согласования юридических и технических моментов нужны специалисты – юристы, проектанты, архитекторы, строители. Кроме того, на местах активным жителям было бы проще действовать, если бы была прописана четкая процедура и алгоритм действий, которые позволили бы идею помощи с жильем переселенцам довести до реализации.

Как сообщал "Телеграф", в настоящее время существует дашборд на сайте Офиса Президента Украины, где собрана информация о местах временного убежища для украинцев. В громадах в разных областях предлагают как "адаптированные места" проживания на базе учебных и медицинских учреждений, так и другие варианты социального жилья, шелтеры и т.д.