Эту тайну до сих пор не могут разгадать: кто действительно жил в знаменитом "доме Мазепы" на Подоле

Читати українською
Автор

На киевском Подоле стоит загадочный каменный дом, который уже почти три столетия называют "домом Мазепы". Жил ли здесь легендарный гетман?

Иван Мазепа — интересная фигура украинской истории, оставившая заметный след не только в политике, но и в архитектуре Киева XVII–XVIII веков. Хотя его политическую деятельность можно трактовать по-разному, нельзя отрицать, что эпоха его правления стала настоящим ренессансом украинской культуры и архитектуры.

Мазепа был выдающимся меценатом, оставившим многочисленные архитектурные шедевры в Киеве и других городах Украины. Во время его правления было возведено более 200 церквей, 45 из которых строились под его непосредственным патронатом, что стало основой для стиля, известного как украинское или казацкое барокко.

Мазепа-меценат: инвестиции в будущее столицы

Иван Мазепа подходил к развитию Киева системно. В отличие от предыдущих гетманов, которые часто ограничивались военными делами, Мазепа понимал стратегическое значение культурного капитала. Его поддержка Могилянского коллегиума превратила учебное заведение в один из самых мощных образовательных центров Восточной Европы того времени.

Гетман Иван Мазепа

Гетман лично контролировал строительные проекты в столице, привлекая лучших мастеров из разных регионов. Именно по его инициативе в Киеве начали появляться здания, сочетавшие традиционные украинские архитектурные решения с барочными новациями, создавая уникальный "мазепинский стиль". Однако относительно одного из них до сих пор спорят ученые и исследователи старины.

Загадочный каменный дом на Подоле

Наиболее интригующей достопримечательностью остается знаменитая "каменица Мазепы" на Подоле. Это строение стало своеобразным "культурным" детективом для нескольких поколений исследователей. Здание демонстрирует характерные черты переходного периода – от традиционной украинской архитектуры к барочным нововведениям.

Архитектура "Дома Мазепы" на Подоле является ярким примером стиля украинского барокко в жилой застройке. Хотя дом и испытал многочисленные перестройки и реставрации, он сохранил аутентичные барочные элементы, характерные для эпохи гетмана Ивана Мазепы.

Дом Мазепы в Киеве на Подоле. Вид после перестройки XIX ст.

Особенно интересны технические решения сооружения: крестовые своды, характерные для украинского строительства XVII века, сочетаются с элементами, свидетельствующими о знакомстве архитекторов с европейскими тенденциями. Глубокие подвалы со сложной системой сводчатых переходов указывают на то, что здание планировалось не только как жилое, но и как складское или даже фортификационное сооружение.

Современный вид дома

Первый этаж здания выполнен в форме крепкого, почти фортификационного дома с массивными стенами и небольшими окнами, что было типичным для городских домов тех времен, когда вопросы безопасности и защиты были актуальными. Второй этаж (достроен после пожара 1811) отличается более строгими формами, прямыми линиями и симметрией фасада. Введен ампирный портик с колоннами, подчеркивающий грандиозность здания.

Дом Мазепы в наше время

В целом архитектурный ансамбль дома свидетельствует о гармоничном сочетании украинского барокко с элементами классицизма, что отразило изменение эпох и влияние разных культурных течений в Киеве. Декор фасада включает пилястры, декоративные наличники окон и фронтоны со сложными линиями, которые придают зданию торжественность и выразительность.

Кому принадлежал дом на самом деле и жил ли там Мазепа

С конца XVII века дом и усадьба принадлежали семье Сычевских — представителям казацкой шляхты, занимавших влиятельные должности в киевском магистрате. В XVIII-XIX веках владельцами были киевские купеческие семьи Усовичей, Покровских, а позже – Морачевских, владевших им до революции 1917 года.

Сам Мазепа, будучи гетманом, имел официальную резиденцию в Батурине. О ней "Телеграф" рассказывал раньше.

Сегодня историки и краеведы продолжают изучать киевский период жизни Мазепы. Хотя существуют предположения о его собственности на Подоле, документальных свидетельств об отдельном "доме Мазепы" в этом районе нет.

В 1811 году произошел масштабный пожар на Подоле, в результате которого более 2 тысяч домов были уничтожены. "Дом Мазепы" стал одним из немногих камениц, которые уцелели хотя и получили значительные повреждения — деревянная крыша была полностью потеряна. Восстановление и надстройку второго этажа в стиле классицизма с фронтоном и колоннами выполнил известный киевский архитектор Андрей Меленский.

Дом Мазепы в наше время

Сегодня "Дом Мазепы" в Киеве, расположенный на Подоле по адресу ул. Спасская, 16-Б является памятником архитектуры конца XVII — начала XVIII века. Хотя документально не подтверждено, что лично Иван Мазепа проживал в этом доме, народное название сохранилось.

Во времена советской власти дом национализировали и разделили на коммунальные квартиры. Подземный ход, простиравшийся от дома к Днепру (впоследствии замурованный), частично использовали как погреба во времена коммуналокр. К концу 1980-х жителей отсюда выселили, и здание стояло пустым, приходило в упадок.

Дом Мазепы в заброшенном состоянии

В 1993 году в отреставрированном "Доме Мазепы" открыли Музей гетманства, где хранятся экспонаты эпохи Мазепы — оружие, манускрипты, а само здание с его древними сводами создает атмосферу казацкого времени. Фонды музея насчитывают более 9000 музейных едениц.

Из экспозиции музея гетманства

Дом прошел несколько реставрационных периодов, сохранив архитектурные стили XVII-XIX веков, включая барочные элементы и ампирный портик с колоннами. Сегодня это одно из немногих аутентичных зданий Подола, которое бережно сохранено как историческая достопримечательность и используется как музейное пространство.

Стоит отметить, что для Мазепы Киев был не просто одним из центров Гетманщины, а символом легитимности и преемственности с древнерусской традицией. Инвестируя в развитие столицы, гетман создавал материальную базу для своих политических проектов.

Культурный расцвет Киева при Мазепе должен был стать аргументом в пользу Украины в глазах европейских государств. Гетман понимал, что политическое признание невозможно без культурного авторитета, а культурный авторитет нуждается в соответствующей архитектурной "оправе".

Ранее "Телеграф" рассказывал, как в Киеве выглядит заброшенный "Дом тысячи окон". Его построили в 1913 году и принадлежал он семье Михельсон, которая в тот момент считалась одной из самых богатых в городе.