Ищем причину в деньгах: что может стоять за конфликтом с отстранением руководства "Укрэнерго"

Читати українською
Автор
Новость обновлена 03 октября 2025, 13:05

Увольнение руководства "Укрэнерго" — не просто корпоративный конфликт, за ним стоят финансовые интересы вполне определенного круга лиц

"Председателей по осени снимают" — такую интерпретацию известной пословицы можно сегодня услышать по поводу решения об увольнении 26 сентября Наблюдательным советом (НС) ЧАО "Национальная энергетическая компания "Укрэнерго" председателя правления компании Виталия Зайченко вместе со всеми членами правления компании.

"Укрэнерго" — это тот самый оператор Объединенной энергосистемы Украины (ОЭС) и исполнитель диспетчерских функций по ОЭС, от которого полностью зависит стабильность поставок электроэнергии украинцам. Пока решение Наблюдательного совета "Укрэнерго" заблокировано судом, поэтому конфликт продолжается.

"Телеграф" исследовал, какими могли быть истоки новой конфликтной ситуации, резоны идти на обострение со стороны всех участников, а также какими могут быть последствия этого противостояния.

Как развивался новый конфликт

Формальным поводом наблюдаемого сейчас нового конфликта стали разногласия в позициях нового Председателя правления НЭК Зайченко и зарубежных членов Наблюдательного совета относительно кадровых назначений.

События разворачивались следующим образом: после назначения на должность в начале июля 2025 года Виталий Зайченко согласно процедуре подал на рассмотрение комитета по назначениям и вознаграждениям компании несколько кандидатур членов правления. Комитет их утвердил, и после этого они должны были пройти процедуру согласования Наблюдательным советом. И вот здесь зарубежные члены Наблюдательного совета выдвинули претензии к Зайченко, мол тот должен был выбрать на эти должности исключительно людей из структуры самого "Укрэнерго", а подал некоторые "сторонние" кандидатуры.

Возможно, где-то на этом этапе вопрос можно было решить путем консультаций между новым председателем НЭК и зарубежными членами Наблюдательного совета, и в конце концов прийти к компромиссу. Но независимые члены решили действовать иначе, и на заседании Наблюдательного совета 7 июля по вопросам членов правления вместо внесенной Зайченко кандидатуры внесли и сразу же утвердили свой вариант.

Это вызвало несогласие одного из членов НС от Украины Алексея Никитина, написавшего обращение к Минэнерго, как к акционеру, где высказал предположение, что такие действия независимых членов НС содержат признаки нарушений процедуры назначения. Минэнерго переадресовало письмо Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), чтобы та проверила правомерность принятых Наблюдательным советом решений, как регулятор фондового рынка.

После этого конфликт начал выходить в публичную плоскость. 29 августа состоялось заседание ВСК Верховной Рады по ценовой и тарифной политике в энергетике, на котором этот вопрос стоял одним из первых. ВСК достаточно жестко прошлась по ситуации как с финансовым состоянием, так и с корпоративным управлением "Укрэнерго". В ходе заседания впервые прозвучало, что НКЦПРФ начала расследование (по назначению Наблюдательным советом членов правления) и предварительно подтвердила факты нарушения закона "Об акционерных обществах" и устава компании, в частности, указала на отсутствие предварительного рассмотрения кандидатур на Комитете по назначениям и вознаграждениям.

Впоследствии стало известно, что НКЦПРФ также издала предписание для Наблюдательного совета "Укрэнерго" по устранению этих нарушений.

Точка кипения в противостоянии Минэнерго и "Укрэнерго"

Наблюдательный совет это решение НКЦПРФ формально выполнил, и 26 сентября уволил всех новоназначенных членов правления "Укрэнерго". Но! Очевидно, восприняв действия Минэнерго и НКЦПРФ как вмешательство в их деятельность, независимые члены наблюдательного совета заодно уволили еще и председателя правления Виталия Зайченко. Вот это уже был настоящий скандал.

Министерство энергетики, как основной акционер, сначала решило отреагировать, так сказать, асинхронно — "пассивно-агрессивно". С одной стороны, через два дня после решения Наблюдательного совета Минэнерго издало новость, что "по состоянию на сегодняшний день (28 сентября, — ред.) не получало от Наблюдательного совета НЭК "Укрэнерго" никаких официальных документов по вопросам, фигурирующим в СМИ относительно изменений в руководстве оператора системы передачи ".

Но в тот же день Минэнерго издало приказ, которым обязало проводить заседания НС "Укрэнерго" только в очной форме. Понятно, что это, поскольку независимые члены Наблюдательного совета не находятся в Украине, должно было существенно усложнить для них принятие решений. Кроме того, еще одним своим распоряжением Минэнерго заставило НЭК "Укрэнерго" согласовывать с ним всю публичную информацию, которая обнародуется на сайте энергокомпании.

Одновременно с этим в ряде медиа и ТГ-каналах появился тест заявления Наблюдательного совета НЭК "Укрэнерго", где он, в частности, отмечал, что после увольнения Зайченко обязанности председателя правления будет выполнять Алексей Брехт. Также в заявлении отмечалось, что упомянутые решения она принимала после месяцев корпоративного конфликта, угрожавшего деятельности "Укрэнерго" по полной защите электроэнергетической системы и ее финансовой стабильности.

"В июне 2025 года новый председатель правления Виталий Зайченко обострил конфликт. Так, вопреки указанию Наблюдательного совета, подавал внешних кандидатов на членов правления на бесконкурсной основе. Хотя Наблюдательный совет утвердил состав правления в его нынешнем составе без внешних кандидатов, это решение было оспорено по процедурным основаниям. 16 сентября 2025 года НКЦБФР постановила, что назначение не содержало необходимого решения комитета, и поручил Наблюдательному совету исправить нарушения. В соответствии с этим требованием Наблюдательный совет уволил и планирует назначить правление. Однако, учитывая обстоятельства, господин Зайченко потерял доверие Наблюдательного совета и не был восстановлен в должности. Вместо этого управление было поручено господину Брехту", — отмечено, в частности, в заявлении.

Текст заявления НС НЭК "Укрэнерго", опубликованный нардепом Ярославом Железняком /Телеграм-канал "Залізний нардеп"

Еще через день, 29 сентября, вышло заявление от регулятора энергетического рынка Национальной комиссии по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), где, в частности, отмечалось, что увольнение всех членов правления "Укрэнерго" накануне отопительного сезона "создало опасный управленческий вакуум в компании и поставило под сомнение ее способность обеспечивать эффективное руководство по системе передачи". В заявлении также отмечалось, что Наблюдательный совет НЭК "Укрэнерго" был обязан принимать изменения в управленческом составе с отлагательным условием и заранее информировать регулятора об их основаниях, однако эти требования законодательства Украины и норм ЕС выполнены не были.

Впоследствии стало известно, что в Киев прибыли три из четырех независимых членов Наблюдательного совета НЭК "Укрэнерго", чтобы встретиться с представителями акционера компании, то есть Минэнерго, чтобы попытаться разрешить конфликт. По данным "Телеграфа", соответствующие встречи продолжались также и во вторник, 30 сентября, но по состоянию на данный момент ситуация еще далека от разрешения.

На фоне переговоров между Минэнерго и членами НС появилось определение Хозяйственного суда г.Киева на заявление Министерства энергетики, которое фактически заморозило решение Наблюдательного совета об увольнении Зайченко. Суд, в частности, запретил государственным регистраторам, нотариусам, органам власти и кому-либо другому вносить изменения в реестры относительно руководства компании до окончательного рассмотрения дела.

Текст постановления суда о блокировании любых регистрационных действий на основании решения НР "Укрэнерго" от 26 сентября, опубликован нардепом Ярославом Железняком /Телеграм-канал "Залізний нардеп"

Что говорят эксперты

С самого начала острой фазы конфликта, то есть с 26 сентября, когда стало известно об увольнении Виталия Зайченко вместе со всеми членами правления НЭК "Укрэнерго", значительное количество экспертов достаточно осторожно комментировало эту ситуацию. В целом экспертные выводы сводились к тому, что, да, серьезный конфликт имеет место, и что он отнюдь не на пользу энергосистеме Украины. Особенно в нынешних условиях перед самым началом отопительного сезона, да еще и на фоне усиления атак российского агрессора на украинскую энергетическую инфраструктуру.

В то же время две другие группы экспертов, выступающие на стороне Наблюдательного совета и, соответственно, противники его решений, в своих комментариях в той или иной форме затрагивают финансовые интересы, которые могут стоять в центре нынешнего конфликта.

Причина конфликта – коррупционные интересы?

Так, представитель первой группы — народный депутат Ярослав Железняк, первый заместитель председателя финансового комитета и председатель антикоррупционной ВСК ВР — считает, что текущая ситуация является следствием попыток определенных коррупционных сил усилить влияние на государственную энергетическую компанию для собственных финансовых интересов.

"Давайте объясню немного: Наблюдательный Совет "УкрЭнерго" немного решил поставить МинЭнерго и разных там коррупционеров рядом на место. Получилось немного грубо, но в целом показательное) ", — написал Железняк 26 сентября в своем ТГ-канале "Железный нардеп".

Скриншот телеграмм-канала народного депутата Ярослава Железняка /Телеграм-канал "Залізний нардеп"

Впоследствии именно он опубликовал заявление Наблюдательного совета НЭК "Укрэнерго", которое, по его словам, Минэнерго запретило публиковать на сайте компании.

"Вообще, если коротко – то вот научное доказательство, что от смены людей Миндича в МинЭнерго суть не очень меняется ", – так сопроводил Железняк эту публикацию.

Затем он еще несколько раз "подсвечивал" ход конфликта, в частности опубликовал постановление суда о заморозке регистрационных действий по выполнению решений Наблюдательного совета.

В комментарии "Телеграфу" Ярослав Железняк в очередной раз подтвердил свою позицию, что, по его мнению, за нынешней ситуацией могут стоять коррупционные финансовые интересы лиц, связанных с сегодняшним и бывшим руководством Министерства энергетики, и подчеркнул, что в ближайшее время он и его команда готовят соответствующее видео (на момент публикации оно уже вышло).

"Речь о Минэнерго, о (Германе) Галущенко. Они хотели своих людей понаставлять в правление (НЕК "Укрэнерго") в обход Наблюдательного совета. Я не знаю, что они там хотели украсть, или уже украли. Но наверняка же это было сделано не для реформ ", — отметил нардеп, комментируя вопрос, кто непосредственно стал катализатором нынешнего кадрового конфликта.

Он также подчеркнул, что нынешний конфликт может негативно отразиться на текущем финансовом состоянии компании.

"Смотрите: компания в дефолте. Для того, чтобы хоть как-то выжить — ей нужны международные деньги. Международники готовы давать деньги, если бы там работал Наблюдательный совет… И поэтому денег нам, очевидно, не дадут. Пока с долгами все сложно", — сказал Железняк, комментируя вопрос, как текущая ситуация повлияет на историю со значительным двухмиллиардным (в долларах) внешним долгом компании, в частности по так называемым "зеленым облигациям".

Прокомментировал он также довольно неопределенную ситуацию с нынешним руководством компании.

"Решение Наблюдательного совета (об увольнении Зайченко, — ред) есть, но, я так понимаю, что Минюст сначала заблокировал это все у нотариусов, а сейчас уже есть решение суда. Относительно того, как это рассматривать формально… Формально, я не знаю, как это трактовать. Сейчас такая ситуация, что формально у них там два руководителя, и кто там главный — неизвестно", — сказал нардеп.

Железняк также добавил, что знаком с ходом переговоров прибывших в Киев для общения с Минэнерго членов Наблюдательного совета, но пока не готов делиться этой информацией. По поводу того, как конфликт отразится на подготовке к ОЗУ, Железняк отметил, что точно негативно.

"Точно плохо. Денег нам не дадут. Кроме того, у нас будет очередная компания, которая без руководителя — у нас же еще и в "Энергоатоме" аналогичная ситуация ", — добавил народный депутат.

Финансовые интересы, но чьи-то "извне", и признаки доведения до банкротства

О финансовой основе текущего конфликта, но совсем с другой точки зрения, говорит и Виктор Куртев, главный консультант парламентской ВСК по ценовой и тарифной политике в энергетике и генеральный директор группы компаний "Метрополия".

В комментарии "Телеграфу" он, в частности, напомнил, что длительное время выступает последовательным критиком Минэнерго и обличителем коррупции в ведомстве, но в сегодняшней непростой ситуации, по его мнению, неправы как раз не Минэнерго, а независимые члены Наблюдательного совета НЭК "Укрэнерго", решения которых вряд ли идут на пользу Украине.

Виктор Куртев также рассказал, кто, по его мнению, может быть виноват в нынешнем сложном (и не только кадровом, а прежде всего финансовом) положении в "Укрэнерго", и акцентировал, что на истории с невыплатой процентов по "зеленым" бондам компании, произошедшей из-за позиции Наблюдательного совета, кто-то за границей мог хорошо заработать.

"Я знаю всех фигурантов этого дела (причастного к нынешней ситуации в "Укрэнерго", – ред.) по 20 лет. Я знаю ситуацию изнутри, знаю, что на самом деле происходило за кулисами, знаю позиции сторон. И кроме того мы, как ВСК, запросили и получили все документы относительно, скажем так, эффективности работы "Укрэнерго" после его корпоратизации. Это, в частности, касается всего пакета кредитных соглашений по внешнему и внутреннему финансированию, документов по всем в совокупности $2,2 млрд нынешнего долга компании. И даже я, видавший виды, как говорится, "прозрел" от наглости "молодых реформаторов" "Укрэнерго", которые, якобы, применяли "лучшие европейские практики корпоративного управления"… Вот, например, если в 2020 году годовое обслуживание долга "Укрэнерго" составляло 400 млн грн в год, то в 2025 году нужно будет оплатить уже 9 млрд. грн. Нездоровой является ситуация, когда "Укрэнерго" привлекает средства в банках, а затем платит штрафы за невыборку денег. Разве это может говорить об эффективности?", – рассказал эксперт, комментируя вопрос о причинах нынешней сложной финансовой ситуации в НЭК "Укрэнерго".

По словам Куртева, в суде находится акт проверки Госаудитслужбы, в котором 25 эпизодов, которые могут свидетельствовать о серьезных нарушениях, происходивших в компании.

"В общей сложности ГАСУ установила 25 эпизодов, а суд первой инстанции подтвердил 17 из них. Там очень резонансные истории. К примеру, корпоративный секретарь господин (Максим) Юрков, одновременно работающий на трех должностях. Он является и корпоративным секретарем, и одновременно председателем юридической службы НЭК "Укрэнерго", что категорически запрещено корпоративным кодексом, и еще занимает третью должность в дочерней компании НЭК "Укрэнерго". И каждая из трех должностей ему тарифицируется как 8-часовой рабочий день. То есть человек без сна работает 24/7, получает там 20 млн. грн. Кстати Юрков получил в прошлую пятницу подозрение, а в субботу у него были обыски. В целом же подобных нарушений по незаконно начисленным выплатам и премиям – там примерно на 1 млрд грн.", — рассказал эксперт.

Он также в целом достаточно скептически высказался по поводу деятельности независимых (иностранных) членов Наблюдательного совета "Укрэнерго".

"Нынешние четыре независимых члена Наблюдательного совета действуют не в интересах Украины. А действуют, условно говоря, в интересах внешних сил и кредиторов… За последнее время я прочитал кучу документов, касающихся деятельности "Укрэнерго", в том числе и решений Наблюдательного совета. Там есть очень интересные дополнительные соглашения к кредитным условиям с ЕБРР, в которых фактически на Минэнерго накладываются ограничения, как на акционера. Другими словами, там просто абсурдные вещи, которые нужно исследовать, и наша ВСК это будет делать. Но мое личное мнение на основании изученной информации – что нужно разрывать контракты со всеми четырьмя независимыми членами Наблюдательного совета и объявлять новый конкурс. Потому что все, что они делали последний год – это против интересов государства", — считает эксперт.

Среди примеров он также привел ситуацию с проваленной реструктуризацией долга компании и невыплатой долговых процентов.

"Было два периода, когда можно было провести реструктуризацию. Последний в июле этого года. И я считаю, что это умышленно не было сделано. Также я считаю, что есть "организованная группа лиц", которая работает над доведением до банкротства "Укрэнерго". Почему не было выплачено два купона (за октябрь 2024 и апрель 2025) за "зелеными" бондами? Чья это была ответственность? Наблюдательного совета? Или Минэнерго, которое после корпоратизации не имеет права напрямую вмешиваться в хозяйственную деятельность компании? То есть, у НЭК были деньги, купон был относительно небольшой (меньше миллиарда гривен), но не заплатили. Я лично трактую все это как преднамеренное доведение до банкротства. Кроме того, лично я вижу здесь признаки инсайдерской торговли "зелеными" бондами НЭК "Укрэнерго" на вторичном рынке. Поэтому, на мой взгляд, пахнет эта история очень и очень плохо", — подчеркнул Виктор Куртев.

Что касается прогнозов дальнейшего развития нынешнего кадрового скандала, то Куртев не считает, что увольнение Виктора Зайченко состоится. Кроме того, он не думает, что Украине в этой ситуации следует опасаться каких-то чрезмерных последствий в виде реакции международного сообщества.

"Что они сделают? В худшем положении, чем сейчас, компания, которая и так в дефолте, находиться уже не может. Что касается Зайченко, то я не думаю, что его уволят. Уже есть соответствующее решение суда, которое запрещает это делать. В последние несколько дней в Киеве находятся три из четырех независимых членов наблюдательного совета (четвертый не смог прибыть. – ред.) и, насколько мне известно, взаимопонимания с Минэнерго пока не достигнуто и, думаю, не будет достигнуто. Но надо констатировать, что "мятеж" независимых членов Наблюдательного совета против Акционера не удался. Поэтому мне кажется, что по кадрам просто будут выполнены соответствующие процедуры, и все станет на свои места. А для Наблюдательного совета все закончится тем, что независимые члены уйдут на пенсию без "золотого парашюта", – резюмировал Виктор Куртев.

Как видим, у опрошенных экспертов достаточно разные, можно сказать противоположные взгляды на основной "финансовый вектор" текущего скандала относительно корпоративного управления в НЭК "Укрэнерго". Но нельзя исключать, что правы они оба, и что государственная компания просто оказалась "между молотом и наковальней" посторонних финансовых интересов. В любом случае понятно, что оставлять "Укрэнерго", отвечающую за стабильную поставку электроэнергии всем украинцам, без руководства накануне отопительного периода никуда не годится. Остается только надеяться, что кризис менеджмента в "Укрэнерго" закончится как можно скорее.

"Телеграф" и дальше будет отслеживать ситуацию в главной энергетической компании страны. Не переключайтесь.

Предыстория сегодняшней ситуации

2 сентября прошлого года также произошло увольнение председателя правления НЭК "Укрэнерго" — свой пост потерял Владимир Кудрицкий. В отличие от нынешнего конфликта прошлогодний развивался по противоположной схеме – "уволили" Кудрицкого, заставив его написать заявление, как раз вопреки позиции некоторых членов Наблюдательного совета. Предложение от которого Кудрицкий не смог отказаться, якобы на ставке ему сделал президент Владимир Зеленский.

Через несколько дней после сложения полномочий Кудрицким было назначено исполнять обязанности председателя правления Алексея Брехта, до этого являвшегося членом правления. После скандала с увольнением Кудрицкого два несогласных с этим независимых членов Наблюдательного совета (среди которых и его председатель) демонстративно сложили полномочия.

После этого произошел полный перезапуск Наблюдательного совета – в октябре 2024 года был объявлен конкурс, а в декабре утвержден новый состав. В новый НС вошли представители государства: Юрий Бойко, Анатолий Гулей и Алексей Никитин; и независимые зарубежные члены: Патрик Роланд Грейхен, Луиджи де Франциски, Еппе Себастьян Кофод и Ян Генрик Монтелл. Каждый из них ранее зарекомендовал себя на должности в европейских энергетических структурах.

В феврале 2025 года НС НЭК "Укрэнерго" объявила конкурс на должность нового председателя правления. В шорт-лист претендентов вошли временно исполняющий обязанности председателя правления Алексей Брехт, главный диспетчер НЭК "Укрэнерго" и член правления Виталий Зайченко и Иван Юрик, который к тому времени уже работал в "Укрэнерго", а ранее, в 2020 и 2021 годах. руководителя государственной "Укрзализныци".

В конце концов, в июне 2025 года, после длительных консультаций НС со всеми заинтересованными сторонами, в частности с Минэнерго, председателем правления был назначен Виталий Зайченко, как наиболее компромиссная и приемлемая кандидатура. Формально вступать в обязанности он должен был с 1 июля 2025 года.

В промежутке между объявлением конкурса и назначением Зайченко произошло еще несколько событий, ставших истоками сегодняшней конфликтной ситуации. В мае 2025 года Минэнерго как единственный акционер НЭК "Укрэнерго" единолично внесло изменения в устав компании о квалифицированном большинстве голосов Наблюдательного совета для назначения руководителей вместо простого. Это означало, что за руководителя "Укрэнерго" должны проголосовать не менее пяти из семи членов НР, четыре из которых независимы, но один точно от Украины. Тогдашний министр энергетики Герман Галущенко объяснил это необходимостью ужесточения руководства компании перед НР.

Практически сразу последовала реакция ЕБРР как главного кредитора компании. Банк направил письмо, где рекомендовал исключить положение о квалифицированном большинстве. А при этом намекнул, что в связи с несогласованными с ним изменениями в устав, имеет право останавливать выборки средств и посылать соответствующие уведомления о досрочном погашении ссуд.

В июне Минэнерго внесло очередные изменения в устав "Укрэнерго" по избранию председателя правления. Их главная суть сводилась к тому, что решения о назначении председателя правления принимаются минимум 5 членами НС, 3 которых должны быть независимыми. Если решение не принято с первого раза, следующее голосование должно состояться через 10 дней. Если предыдущие две попытки не окажутся успешными, то еще через 5 дней должно состояться третье голосование, решение на котором может приниматься и простым большинством голосов членов Наблюдательного совета.

К сведению

Председатель Наблюдательного совета НЭК "Укрэнерго" Еппе Кофод имеет 25-летний опыт в международной, европейской и национальной политике, энергетической политике и геополитике. С 2019 по 2022 он занимал должность министра иностранных дел Дании.

Член Наблюдательного совета Ян Монтелл имеет более чем 30-летний опыт работы в сфере энергетики, строительства, недвижимости и финансовых услуг по всей Европе. С 2013 по 2022 он занимал должность старшего вице-президента и финансового директора компании Fingrid Oyj, оператора системы передачи электроэнергии Финляндии.

Член Наблюдательного Совета Луиджи де Франциски имеет 30-летний опыт в энергетическом, коммунальном и регуляторном секторах. Главная его работа была связана с Terna SpA, крупнейшим в Италии и ведущим оператором системы передачи электроэнергии в Европе, где он занимал должность директора по вопросам регулирования (2005-2016) и исполнительного вице-президента по вопросам Европы (2016-2017).

Член наблюдательного совета Патрик Грейхен имеет более 20 лет опыта в энергетической политике, защите климата и устойчивом развитии. В 2021 году Патрик Грейхен был назначен государственным секретарем по энергетике и защите климата Федерального министерства экономики и защиты климата Германии. Руководил полным отказом от импорта российского угля, нефти и газа в Германию. Покинул пост в министерстве в 2023 году.

Председатель правления НЭК "Укрэнерго" Виталий Зайченко (указываем его главой, поскольку по состоянию на 30 сентября он так проходит по реестрам) – работает в "Укрэнерго" с 1996 года. До избрания председателем правления компании, в 2024 году работал членом ее правления, занимал должность главного диспетчера и директора по управлению Объединенной энергосистемой Украины. Считается, что именно благодаря его профессионализму "Укрэнерго" смогло пройти тяжелейшие испытания во время начала широкомасштабной войны и в ходе дальнейших атак агрессора на энергетическую инфраструктуру.