Последнее предупреждение Путину: что означает новое заявление Трампа по Tomahawk

Читати українською
Автор
Новость обновлена 07 октября 2025, 17:27

Решение президента США о передаче дальнобойных ракет может повлиять на переговоры.

Заявление Дональда Трампа по поводу возможной поставки крылатых ракет Tomahawk было дополнено вопросом от него же: куда именно эти ракеты будут применены и как повлияют на дальнейшее течение конфликта.

"Телеграф" выяснил, может ли дальнобойное оружие быть не только инструментом в поле боя, но и фактором политического давления.

Tomahawk под контролем: почему Трамп хочет знать цели Украины

6 октября в Овальном кабинете Дональд Трамп заявил, что "практически принял решение" о передаче Украине крылатых ракет Tomahawk, но хочет "понять, куда именно украинцы планируют их отправлять". Иными словами, Трамп пытается держать войну под политическим контролем даже тогда, когда передает оружие, способное радикально изменить баланс сил.

Как сообщает Axios со ссылкой на источники, близкие к администрации Трампа, в Вашингтоне продолжаются внутренние дискуссии о возможности контроля над использованием ракет после их потенциальной передачи союзникам по НАТО.

"Украинский чиновник и источник, близкий к украинскому правительству, заявили, что не знают, какое решение принял Трамп. В последние недели представители его администрации выражали обеспокоенность тем, смогут ли США контролировать применение ракет Украиной после того, как их приобретут и оплатят страны НАТО", — сообщает Axios.

Народный депутат Евгений Чернев считает, что поставки Tomahawk вряд ли будут одномоментными и массовыми.

Это, прежде всего, средство давления на Путина и попытка заставить его пойти на переговоры, и только потом — усиление наших военных возможностей. Трамп не случайно сказал, что "почти" решил, что не хочет эскалации и что хочет уточнить, как эти ракеты будут использоваться

Народный депутат Украины Евгений Чернев/Facebook-страница

Чернев выделяет четыре вероятных этапа реализации этой стратегии.

  • Первый – политическая демонстрация: первые партии ракет передаются ограниченно, но применение жестко регламентируется.
  • Второй – пробные точечные удары по пограничным целям, которые должны показать реакцию Москвы.
  • Третий – поэтапное увеличение радиуса действий и объемов поставок при отсутствии серьезного ответа.
  • И, наконец, четвертый – медленное снятие ограничений, кроме возможно "символических" табу (удары по Кремлю или непосредственно по персоналиям).

Такой подход работает одновременно как инструмент контроля эскалации и рычаг давления. Пока что Трамп демонстрирует готовность помогать, но сохранять право корректировать решение в зависимости от поведения Кремля: "поставить — посмотреть — реагировать", а не "поставить и забыть".

"Вся эта эпопея может занять как минимум несколько месяцев. Но это уже реальное давление и реальный аргумент", — подытожил Чернев.

Решение Трампа об изменении подхода к передаче дальнобойных ракет было обусловлено двумя факторами:

  • ударов Украины по российским НПЗ, которые в 2024-2025 годах разрушили часть энергетической инфраструктуры РФ и привели к самому низкому уровню экспорта дизельного горючего с 2020 года.
  • растущего разочарования Трампа в возможности мирного соглашения с Кремлем.

Теперь Белый дом публично готовит новый формат сотрудничества: разведданные + ракеты. Последние будут формально продаваться союзникам — например, Польше или Великобритании, — а те будут передавать их Украине.

Военный обозреватель Олег Стариков объясняет, что речь идет не об обычных сухопутных подразделениях, а о специфической военной структуре, в состав которой входят батареи стратегических ударных средств, в частности, связанные с американским комплексом Typhon.

"Это не часть обычных сухопутных войск и не простая тактическая единица", — отмечает Стариков.

По словам эксперта, исторически крылатые ракеты Tomahawk создавались с несколькими типами носителей — воздушным, надводным и подводным, однако в современной практике остались преимущественно морские платформы: эсминцы и подлодки.

После выхода из договоров о сокращении ракет средней и малой дальности США возобновили разработку таких систем. Американцы работали над наземными ракетами, создавали транспортно-пусковые контейнеры на тяжелых тягачах. Планировалось применять их в составе экспедиционных корпусов морской пехоты

Военный обозреватель Олег Стариков/Facebook-страница

Стариков уточняет, что "Typhon" — это система не тактического, а оперативно-стратегического уровня, где одновременно работают подразделения разведки, наблюдения, штаба, логистики и боевых вычислителей. Отдельное внимание к секретности: по словам Старикова, такие комплексы очень ограничены в доступе даже для союзников США.

"Эти комплексы и обслуживание сверхсекретны — доступ к ним имеют только офицеры американских вооруженных сил. Даже британцы не допускаются. Это связано с тем, что система использует каналы космической разведки, сложные цифровые протоколы и процедуры, относящиеся к государственной тайне", — добавляет он.

Как ракеты могут добить экономику России

В случае принятия решения о поставках Tomahawk Украина впервые получит средство поражения, позволяющее избивать по всей европейской части России. Именно поэтому на Западе это решение уже назвали "точкой невозвращения" в политике Трампа.

С 1991 года Tomahawk остается главным инструментом точечных ударов США – от Ирака до Сирии. В войне в Персидском заливе из более 280 запущенных ракет было перехвачено всего несколько. Такая эффективность объясняется их маневренностью и низкой траекторией полета.

Технические характеристики Tomahawk

  • Тип: дозвуковая крылатая ракета большой дальности
  • Длина: 5,5 м
  • Вес: 1315 кг
  • Боевая часть: до 454 кг (фугасная, кассетная, в ядерных вариантах – тактическая)
  • Дальность полета: 1000-1250 км
  • Системы наведения: инерционная, GPS, TERCOM (рельефная карта местности)
Вероятный радиус полета ракеты Tomahawk

В сочетании с возможностью передачи разведывательных данных о российской энергетической инфраструктуре Tomahawk могут превратить кампанию ударов в системную. Если раньше Украина полагалась преимущественно на дроны большой дальности, теперь она сможет уничтожать ключевые элементы российской военно-промышленной логистики. А в сочетании с распространяемым сейчас на российской территорией топливным кризисом последствия для экономики страны-агрессора могут стать еще более весомыми.

Однако не все так просто. Военный обозреватель Олег Стариков отмечает: опыт применения дальнобойных ракет показывает две закономерности — высокий начальный коэффициент попаданий и быстрое обучение противника. "На начальных этапах Storm Shadow и ATACMS имели до 90% эффективности, затем противник научился и начал их сбивать", — говорит эксперт.

По его словам, Tomahawk имеет значительные тактические преимущества: малая заметность на радаре во время низкого полета и достаточная боевая часть для поражения стратегических целей. В то же время у ракеты есть и уязвимые места. Во-первых, она дозвуковая — полет длится дольше, чем у сверхзвуковых снарядов, что дает силам ПВО больше времени для обнаружения и перехвата. Во-вторых, полет Tomahawk виден спутниковой разведке с самого старта, так что траекторию вероятно быстро отследят.

Отдельно Стариков подчеркивает операционный риск для самих пусковых площадок: завершающий этап занимает время – более десяти минут, – и уязвимость этой площадки может быть использована противником. "Как только ракета будет запущена, пока эту пусковую площадку соберут – туда прилетит "Искандер"", – констатирует он. То есть появление Tomahawk создает не только возможности поражения глубоких целей, но и риски для инфраструктуры, обеспечивающей их применение.

Авиационный эксперт Богдан Долинце утверждает: Tomahavk – это высокоточное оружие, предназначенное для работы в условиях насыщенной системы противовоздушной обороны, способное эффективно наносить удары в глубину тыла противника.

Что касается целей и задач, которые они будут выполнять, это исключительно компетенция военных, которые определяют приоритетные объекты для поражения. Это могут быть командные центры, пункты управления или склады с боеприпасами. Такие удары могут иметь не меньший, а иногда и больший эффект для снижения способности России продолжать боевые действия.

Авиационный эксперт Богдан Долинце

Особенно чувствительной для России область применения этих ракет именно против энергетической инфраструктуры, поскольку именно энергетика и нефтегазовая отрасли являются одними из основных движителей ее экономики и главным источником поступления средств.

"Учитывая высокую точность и дальность Tomahawk – до тысячи километров, – удары по объектам переработки нефти или системам перекачки газа могут существенно сократить энергетические возможности страны как в части внутреннего потребления, так и экспорта", – считает Долинце. Такие удары могут иметь серьезные последствия в случае точных попаданий, ведь большинство оборудования на этих предприятиях есть иностранного производства. В условиях санкций восстановление или замена такого оборудования часто невозможно или чрезвычайно сложно.

Закроет ли окно переговоров для Москвы? Как будет действовать Россия

Российские войска продвигаются на нескольких участках фронта, сохраняют инициативу в воздухе и регулярно наносят удары по украинской критической инфраструктуре. В таких условиях Москва, по всей видимости, не заинтересована в переговорах: тактическое преимущество создает ощущение, что дальнейшее продвижение лишь укрепит ее позиции, а диалог лишь помешает реализовать военные цели.

Однако за этим подходом скрыт стратегический риск. Все, что сейчас позволяет России чувствовать себя уверенно: преимущество в ракетном вооружении, воздушная мобильность, логистический ресурс остается стабильным только при условии, что Украина не получит инструментов, которые позволят разрушать эти способности в глубоком тылу.

Появление Tomahawk в ВСУ вместе с разведданными и технической координацией со стороны США будет означать, что стратегическая глубина, на которую до сих пор опиралась Москва, больше не безопасна. Это ставит Кремль в необычную позицию. Если сейчас у России есть возможность принимать решения, исходя из позиции силы, то в случае передачи Украине дальнобойных средств ситуация может измениться. Все ключевые военные преимущества могут оказаться временными.

При такой конфигурации окно возможностей политического решения выглядит ограниченным. Если Москва хочет использовать свою текущую позицию для переговорного давления, момент для этого именно сейчас. После передачи Tomahawk инициатива на время может перейти Киеву, и тогда переговоры — если они состоятся — уже не будут предложены со стороны России, а будут требовать уступок с ее стороны. Иными словами, именно сейчас у Кремля есть возможность вести разговор на своих условиях. Однако, используют ли в России эту возможность – сможем узнать только позже.

Напомним, ранее "Телеграф" писал, что вместе с Tomahawk Украина может получить и новые ракеты Barracuda — о том, куда они могут достать и какие цели могут поразить — читайте в предыдущем материале.