"От мобилизации точно не откажемся": депутат объяснила, что изменят новые контракты

Читати українською
Автор
Новость обновлена 06 ноября 2025, 09:25

Планы МО ввести контракты с четкими сроками службы – свет в конце тоннеля, но без конкретики

В комитете Верховной Рады по национальной безопасности, обороне и разведке пока не знают подробностей инициативы Минобороны по введению новых контрактов с четкими сроками службы. Об этом в блиц-интервью "Телеграфу" сообщила народный депутат Соломия Бобровская, которая входит в его состав. А также отметила: отказаться от мобилизации все равно не получится.

- Во вторник, 4 ноября, в первом чтении депутаты поддержали законопроект о предоставлении отсрочки для мужчин 18-25 лет, которые отслужили год по контракту. Предложение профильного комитета относительно условий отсрочки для педагогических/научных работников и соискателей образования – нет. Что именно предлагалось?

- Мы поддержали законопроект №13574 о предоставлении отсрочки от мобилизации для 18-25-летних украинцев, которые смогут вернуться домой после службы, отдохнуть, а затем решать, продолжать свой боевой путь или нет. К сожалению, такая возможность предлагается только для одной категории, что, конечно, возмущает представителей других. Но мы ждем следующих шагов Минобороны после заявлений о новых типах контрактов от 1 до 5 лет.

Что касается законопроекта №13634, то он предлагает уточнить норму об отсрочке для учащихся учреждений профессионального (профессионально-технического) образования и соискателей профессионального высшего образования. На нее могут рассчитывать те, кто приступил к обучению "не позднее года достижения предельного возраста направления для прохождения базовой военной службы" (25 лет). То есть, если вы пошли учиться в колледж или техникум в 17, 19, и 20 лет, это выглядит логично, но есть вопрос, если вы это сделали в 30-40 лет во время военного положения. Конечно, учиться никто не запрещает, но право на отсрочку для тех, кому 25+, не должно быть. И предлагалось еще уточнение по бронированию для педагогических и научных работников (условия предоставления отсрочки — наличие научной степени и работа не менее чем на 0,75 ставки по основному месту работы — Авт.).

Но законопроект даже не внесли в повестку дня. Кажется, это впервые за последние три с половиной года, когда зал "провалил" предложение профильного комитета. Создалось впечатление, что депутаты решили поиграть в популизм и понравиться своему электорату. Это очень плохая история, что я отметила в своем выступлении. Планирую повторно предложить включить законопроект в повестку дня, хотя представители фракций вряд ли дадут голоса, потому что это непопулярный шаг для их избирателей.

- Обсуждалось ли на комитете заявление МО о контрактах нового формата, которые фактически определяют сроки службы? И как быть со справедливостью по отношению к тем, кто на фронте давно – пошел добровольно или был мобилизован?

– Между собой у нас это был первый вопрос. Пока мы не видели ни одного документа и, соответственно, не рассматривали его на заседании комитета. Из заявлений мы знаем, что должны быть определенные предложения по выплатам, но целой картины не видим. Ведь очевидно возникнет проблема нехватки финансов – это раз. Два – да, наконец Шмыгаль и его команда решили определенным образом привести в порядок ситуацию со сроками службы. И я считаю, что это хоть какой-то свет в конце тоннеля. Но у тех, кто уже давно служит, возникает масса вопросов. А что будет с этой когортой людей? На кого рассчитаны новые контракты? Мы ждем информации от министерства и пока не совсем понятно, почему они публично вышли с заявлением, когда сами не могут объяснить все нюансы.

- При введении новых контрактов, фактически означающих добровольную службу, непонятно, что будет с мобилизацией – обязательной/принудительной формой.

- От мобилизации мы точно не откажемся, потому что это вопрос военного положения.

- При проведении мобилизационных мероприятий возникают ситуации вроде той, что имела место в Одессе, когда были атакованы представители ТЦК. Обсуждается ли в комитете вопрос, как этому противодействовать? Может, есть смысл усиливать ответственность? Хотя она и предусмотрена Уголовным кодексом Украины, мало реальных приговоров.

– Да, вы меня опередили, ответственность действительно предусмотрена. И на такие факты оперативно реагируют правоохранители, участники получают по достоинству. Несмотря на понимание, как делают на этом ИПСО россияне, следует признать – психологические операции основываются на том, что действительно существует. То есть мы имеем случаи применения чрезмерной физической силы к гражданам со стороны представителей ТЦК. Об одном из таких, когда мобилизованный в столице мужчина за день уже был трупом с пробитой черепной коробкой и с объяснением, что сам упал и разбил голову, недавно писала военный омбудсмен Ольга Решетилова. Есть примеры других нарушений закона при проведении мероприятий по мобилизации, остается коррупционная составляющая в деятельности терцентров. При том, что достаточно представителей ТЦК, в том числе ветеранов, выполняющих свои обязанности в рамках закона, – им моя поддержка и уважение. То есть это такая палка о двух концах.

– Как в таком случае улучшить работу ТЦК? Поможет ли реформирование? Смена подчинения?

- Изменения необходимы. Возможно, стоило бы забрать у терцентров социальное направление – работу с семьями погибших, оформление выплат – и передать в ЦНАПы. И есть еще много моментов, с которыми следует работать, например, проведением оповещения и т.д. Ведь сегодня значительное количество военнообязанных не обновили данные, и это такая теневая часть нашего человеческого ресурса.

Как сообщал "Телеграф", коллега Соломии Бобровской по профильному комитету Александр Федиенко считает необходимым установить камеры видеонаблюдения во всех помещениях ТЦК и СП для защиты как военнообязанных, так и работников.