"Майдан", подарок Путину и шторм. Почему не закончилась война и как Украина пережила 2025 год
- Автор
- Дата публикации
- Автор
В конце 2024 года украинцы упражнялись в сценариях и датах завершения войны в 2025-м. Поводом для оптимизма было ожидаемое изменение администрации Белого дома, мол, Джо "мы не хотим эскалации" Байден, сейчас уйдет и Путин будет загнан под плинтус за "24 часа" Дональдом Трампом (ну ведь "Искусство заключать соглашения" написал и Javelin нам дал). Прошло 365 раз по "24 часа". Надежды на мир не сбылись, во внутренней политике кризис, а россияне уже даже на лошадях штурмуют украинские позиции на фронте. Так каким же был этот политический год для Украины и с какими достижениями мы заходим в год грядущий?
Год разговоров о мире
Когда стало известно, что Трамп снова избран президентом, известный историк Ярослав Грицак в интервью "Телеграфу" подчеркнул, что к неопределенности добавился хаос. Это было пророчески. Первая встреча Владимира Зеленского с Трампом вошла в историю как "катастрофа в Овальном кабинете". Стало ясно, что диалог с США теперь будет непростым и Вашингтон уже не такой надежный союзник Киева, как раньше. Украине быстро нужно было искать "карты", желательно козырные.
На помощь пришла Европа, которая сама тогда еще не оправилась от нокдауна после мюнхенской речи вице-президента Джей Ди Венса. И поскольку американский зонтик безопасности для ЕС впервые за многие десятилетия оказался под угрозой, поддержка Украины (как единственной силы, которая здесь и сейчас сдерживает РФ) для европейцев стала делом собственного выживания. Отсюда и деньги в пределах Ukraine Facility, боеприпасы, усиление ПВО, финансирование украинского производства оружия и 90 миллиардов евро репарационного кредита.
Впрочем, опция сделать России больно по-взрослому все равно оставалась у США. Но воспользоваться этим эксклюзивным механизмом Трамп не торопился, очевидно, чтобы окончательно не вытолкнуть РФ в "братские" объятия Китая. Впоследствии, соглашение о недрах все же примирило Вашингтон и Киев, однако на деле, ради "писдила", резких движений Трамп не совершал. Можно, конечно, вспомнить санкции против "Роснефти" и "Лукойла", впрочем, сотрудники последнего, по данным российских же СМИ, на днях отгуляли корпоратив за 60 миллионов рублей. То есть дела там не такие уж катастрофические и потенциала для уничтожения – непаханое поле.
Но Трамп избрал стратегию "искусства соглашения" и переговоров, чем фактически вытащил Путина из международной изоляции. Подарок русскому диктатору получился что надо: формула переговоров без дедлайна стала идеальной формой продолжения войны. Разве не мед? Кульминацией этой истории стала встреча лидеров РФ и США на Аляске, которая легитимировала новый геополитический термин "дух Анкориджа". То есть никакого прекращения огня до подписания мирного соглашения. А формальных условий, чтобы такое соглашение не подписывать, у Путина множество. Следовательно, РФ получила дополнительное время на войну без введения дополнительных санкций и радикального усиления Украины оружием (если такое, конечно, было в планах Вашингтона).
В конце концов, на исходе 2025 года, единственным, хоть сколько-нибудь реальным достижением такой политики стал драфт мирного соглашения из 20 пунктов. Наиболее противоречивы в нем два пункта. Во-первых, гарантии безопасности. Они будут у-у-ух какими… неизвестно какими. Магическое: "подобные 5 статье НАТО", очевидно, не производит впечатление даже на Зеленского, потому что как "принципиально" НАТО расправляется с российскими дронами в собственном воздушном пространстве мы уже видели. Кроме того, железобетонные гарантии, конечно, не выгодны Кремлю.
Во-вторых, вопрос территорий. Манипулируя этой темой РФ может вести войну еще не один месяц. А это все время для того, чтобы продолжать истощать Украину. Да и переподтверждение суверенитета, миллиарды на восстановление, соглашение о ненападении – не так, чтобы очень в интересах Кремля, стремящегося уничтожить нашу государственность, а не помочь ей окрепнуть.
Утратит ли Трамп терпение в 2026 году? Сколько можно ходить по кругу? Вопрос открыт, ведь если лидер США таки запустит торпеду Линдси Грэма с его законопроектом сокрушительных санкций, а окажется, что у России и дальше есть ресурсы на войну, то получится как-то не great.
Внутренняя политика
На внутреннем контуре (как любят выражаться депутаты), в 2025 году также наблюдался шторм. Курская операция, начавшаяся летом 2024 года, к лету 2025 года постепенно угасла. А именно она была хоть каким-то позитивом для украинцев. Россия начала готовиться к большому летнему наступлению. И хотя военные эксперты предупреждали, что особых успехов враг не добьется, украинцам пришлось еще больше напрячь силы для комплектации войска. Потому и логично, что все чаще стали возникать случаи так называемой "бусификации", скандалов вокруг ТЦК, появилось понятие "справедливой мобилизации". Военные обращались к гражданским на языке долга, но их не слышали. Однако эту чувствительную тему власти никак не коммуницировали. И неудивительно, потому что параллельно активно поднималась тема выборов, без реальных перспектив, чтобы их провести.
У самого Зеленского рейтинг доверия (этакий электоральный суррогат во время войны) в течение года держался стабильно высоко. Особенно ощутимо он вырос после скандала в Овальном кабинете. Но, вероятно, почувствовав запрос населения хоть на какое-то обновление политического ландшафта, летом президент делает перестановки в Кабмине, мотивируя свое решение потребностью в "новой энергии". Тему активно обсуждали в СМИ… и только. Как Денис Шмигаль не был политической фигурой, так не стала ею и Юлия Свириденко. Но наивно было этого ожидать в конфигурации власти, которая сложилась с 2019 года.
Впрочем, эта конфигурация, основанная на личном бренде Зеленского, дважды доказала свою жизнеспособность в кризисных ситуациях. Сначала, во время "картонного майдана", когда власть сама создала себе проблемы и спровоцировала первый серьезный протест во время "большой" войны. Во второй раз – после, так называемого, "миндичгейта". Правда, президенту пришлось принести в жертву "богу" общественного запроса многолетнего руководителя своего офиса Андрея Ермака. Но будем откровенны, настоящих пострадавших в этой истории среди элит нет: Ермак просто исчез с медийного поля, а вопрос "знал ли президент" Зеленскому уже никто не задает.
В общем же, итог 2025 года парадоксальный. Вопреки всем политическим триллерам Украина выстояла на фронте и сохранила международную субъектность.
Но вместе с тем внутри страны накопилось слишком много вопросов без ответов. И если в 2026 году Путин действительно возьмет паузу, чтобы перегруппироваться, то в Украине состоятся выборы и уже на них отложенное напряжение найдет выход. Возможно, результат поразит нас самих.