Почему деньги для Украины зависли в Конгрессе США: что надо знать о битвах за выделение помощи
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Деньгами американских налогоплательщиков распоряжается именно Палата представителей
Сенат США наконец-то поддержал законопроект о предоставлении помощи партнерам. Украине из 95 млрд долларов предполагается выделить 60 миллиардов. Но документ еще ожидает рассмотрения в Палате представителей, где его могут похоронить.
Почему такие сложности и что не так в принятой в Украине риторике по американскому вопросу. Об этом "Телеграфу" рассказал соучредитель "Института Черноморских стратегических исследований", эксперт по экономическим вопросам Юрий Смелянский.
Особенности внутренней политики США
Юрий Смелянский напоминает, что в "Собачьем сердце" Булгакова профессор Преображенский дает своему коллеге совет: "И боже вас упаси – не читайте до обеда советских газет". Перефразируя это крылатое выражение, эксперт призывает: "Не делайте выводов и не формируйте вопрос или позицию об украинско-американских отношениях, основываясь только на том, что пишет американская демократическая пресса".
Дело в том, что американские СМИ, как демократические, так и республиканские, активно участвуют в предвыборной борьбе за привлечение сторонников-избирателей.
"Во-первых, задача такого инструмента борьбы, как СМИ, — "облить грязью", дискредитировать оппонента. При необходимости — дезориентировать потенциального избирателя (прежде всего в т. н. "колеблющихся штатах"). По этой причине правда о том, что происходит, будет где-то посреди того, что пишут республиканские и демократические СМИ, — отмечает Юрий Смелянский. — Меня удивляет такое увлечение получением информации в Украине исключительно из демократических информационных источников, ведь у себя на родине их рейтинги популярности и читабельности не превышают 10% за редким исключением, а в основном — от 0 до 6%".
Во-вторых, продолжает эксперт, американский избирательный процесс существенно отличается от нашего. Для Палаты представителей – это выборы каждые два года. Так что если политик планирует удержаться на уровне конгрессмена, то времени на раскачку у него нет. Два года очень короткий срок, чтобы убедить своих избирателей, что этот политик достойный кандидат для доверия.
"В-третьих, при всех нюансах американской системы налогоплательщик, он же избиратель, является лицом, к мнению которого американские политики прислушиваются и учитывают в своих действиях при принятии государственных решений. Ведь, принимая решение о выделении помощи, они должны отчитываться об использовании денег плательщиков налогов", – объясняет Юрий Смелянский.
Демонстрируя такой подход, продолжает эксперт, республиканцы в Палате представителей поставили ряд условий для формирования взгляда на помощь Украине.
- Активно обсуждаемый вопрос южной границы США.
- Вопрос предоставления отчета со стороны президента Украины в Палате представителей об уже полученной и использованной американской помощи.
- Планы (Украина и Белый дом) относительно объемов новой помощи и целей войны, которых Киев планирует достичь с использованием помощи от США.
Юрий Смелянский подчеркивает, что согласно распределению полномочий деньгами американских налогоплательщиков распоряжается именно Палата представителей.
"Сенат, если грубо, в процессе утверждения бюджетных расходов является лишь сопутствующим элементом с правом внесения предложений. Но право окончательного принятия решений – за Палатой представителей", – подчеркивает эксперт.
Игра на базовый электорат
Сенат после последних выборов контролируется демократами, а Палата представителей – республиканцами, напоминает Юрий Смелянский.
"В своей политической борьбе Республиканская партия прежде всего опирается на налогоплательщиков. Республиканские штаты, так на сегодняшний день сложилось, в экономическом плане успешнее демократических. Последние четыре года существует устойчивая тенденция "бегства" или "эвакуации" бизнеса (налогоплательщиков) из демократических штатов — в республиканские. Причин много, но одна из основных — налоговое бремя", — объясняет эксперт.
По его словам, одной из основных социальных групп, на которые опирается Демократическая партия, – это граждане США, живущие на социальной помощи.
"Сказанное не означает, что за демократов вообще не голосуют налогоплательщики, – уточняет Юрий Смелянский. – Голосуют. Но факт остается фактом".
"В риторике демократической прессы и, соответственно, в украинских СМИ замалчивается вопрос о предоставлении в одном пакете помощи еще одному актеру – сектору Газа, полностью контролируемому ХАМАС. Размер помощи 10 миллиардов долларов, – отмечает эксперт. – Другими словами, оказывая финансовую помощь сектору Газа, деньги передаются руководству ХАМАС – фактически для продолжения войны против Израиля. Да, деньги дадут одновременно двум сторонам вооруженного конфликта – Израилю и ХАМАС. А поддержку ХАМАС республиканские избиратели положительно не оценят".
Как и вопрос о демократическом "желании помочь" Украине, Израилю, Тайваню и так далее, считает Юрий Смелянский.
"Пример относительно Украины. На сегодня, по опубликованным данным Пентагона, в распоряжение Белого дома (президент Байден) выделено 4 миллиарда долларов прямой помощи по программе "здесь и сейчас". Кстати, в предыдущем периоде таким образом Белый дом не освоил около 6 миллиардов долларов выделенной Украине помощи. Еще 20 миллиардов долларов можно потратить на закупку нового вооружения путем размещения заказов у производителей в течение двух лет.
То есть отсроченная по времени помощь – в зависимости от цикла производства и других факторов влияния. На 10 миллиардов разместили заказы с их выполнением в течение 5 лет. А еще на 10 – нет. Есть еще один аспект. Эти 20 миллиардов не обязательно осваивать только путем размещения заказов среди американских производителей оружия. Можно среди украинских, в Великобритании, Германии, Польше, Румынии, Швеции, Норвегии и т. д. Эти деньги есть, но в Белом доме никто их использовать не спешит", – подчеркивает эксперт.
Вариантов законопроекта о помощи уже было не менее четырех, напоминает Юрий Смелянский. И в каждом – разный размер помощи, разные условия ее предоставления и так далее. Но сейчас мы знаем, что именно поддержал Сенат. Вопрос – что скажет Палата представителей.
"Для обобщения. Американские законодатели должны утвердить заявку Белого дома, то есть исполнительной вертикали власти США, на выделение денег для оказания помощи. В украинском законодательстве это называется "бюджетный запрос". Задача Белого дома – сохранить все свои интересы без согласия на компромисс и обвинить республиканцев (прежде всего Трампа как главного соперника) в нежелании оказывать военную помощь государствам, которые в этом нуждаются. То есть оторвать от них ту часть электората, которая стоит на позициях, например, предоставления постоянной помощи Украине и выходит по этому вопросу на митинги перед Белым домом и т. д. Основной предмет торга – безопасность южной границы", – объясняет эксперт.
Здесь, продолжает он, следует вернуться к вопросу о базовом электорате. Для демократов объем нелегалов-иммигрантов представляет прямой электоральный интерес.
"С 2021 года они пытаются протолкнуть изменение законодательства о том, что владельцы green card смогут голосовать, – и демократы рассчитывают на их голоса. Позиция демократов – нелегальные иммигранты в случае регистрации получают социальную защиту и green card. А для республиканцев, и прежде всего жителей штата Техас, борьба с нелегальными иммигрантами – это борьба за безопасную жизнь, за сокращение преступности, рост которой находится в прямой зависимости от роста численности нелегальных иммигрантов", – отмечает Юрий Смелянский.
И еще на один момент эксперт обращает внимание.
"Однажды в полемике в соцсетях прочитал комментарий, который выглядел по содержанию так: "Мне все равно, какие проблемы на южной границе в США, – меня интересует только проблема войны в Украине и американская помощь". По американской статистике, только 1 из 10 (даже где-то мелькал показатель 1 из 20) нелегальных иммигрантов идет официально работать и становится налогоплательщиком, остальные живут на социальную помощь.
Но выплаты такой социальной помощи формируются из уплаченных налогов. Чем больше иммигрантов – тем больше социальная помощь, выше налоговое бремя, ниже качество жизни в США, меньше желание помогать еще кому-то. Реальный украинский интерес – сокращение потока нелегальных иммигрантов до минимума", – уверен Юрий Смелянский.
К сожалению, констатирует он, мы попали в ситуацию, в которой стали зависимы от предвыборной политической борьбы в США.
"Штаты не оставят нас без помощи, – уверяет эксперт. – В самом худшем для нас варианте рассчитывать на необходимый объем помощи для победы в войне (при выполнении всех других необходимых условий) мы сможем по окончании президентских выборов. И, как бы это ни звучало вразрез с принятой в Украине массовой риторикой, для нас лучше, если победу одержит кандидат от Республиканской партии. И да, его фамилия – Трамп.
Ведь на сегодняшний день он – единственный реальный кандидат на победу и среди республиканских, и среди демократических кандидатов – с преимуществом в "колеблющихся штатах" от 4 до 10%. Политическая борьба набирает обороты, выборы осенью – и произойти за оставшееся время может все, что угодно".