Смерть Навального: как это могло произойти и чем обернется для Кремля

Читати українською
Автор

Украинцы относились к оппозиционеру неоднозначно

Сегодня, 16 февраля, в российской колонии скончался оппозиционер Алексей Навальный. Внезапная смерть молодого политика вызвала большой резонанс в мире. Президент Украины, как и главы других европейских государств уже прокомментировал это событие, обвинив Кремль в политическом убийстве.

Станет ли ликвидация очередного оппозиционера в РФ поводом для беспорядков в российском обществе и как отреагирует коллективный Запад? Об этом "Телеграф" спрашивал у политических аналитиков.

Недальновидное убийство или досадное стечение обстоятельств?

Несмотря на то, что ликвидация оппозиционных политиков, журналистов и бизнесменов – обычное дело для Российской Федерации, в случае с кончиной Алексея Навального события могли разворачиваться по другому сценарию, считает политический обозреватель Олег Лисный.

По словам эксперта, убить известного и едва ли не единственного российского оппозиционера накануне президентских выборов в РФ – слишком опрометчивый поступок для Кремля.

– Это могло быть спланированным убийством, растянутым по времени. В таком случае, смерть Навального должна стать сигналом той части российского политикума, которая может условно называться оппозицией: если вы в России – не высовывайтесь, если за ее пределами – не возвращайтесь.

Да, объективно Навальный не был достаточно сильным конкурентом для Владимира Путина, особенно находясь в тюрьме. Впрочем, глава Кремля привык бояться и на всякий случай устранять всех, кто представляет для него хоть тень угрозы. Система подстраивается под диктатора и хочет быть ему полезной. Возможно, именно это произошло с Навальным, – говорит политолог в комментарии Телеграфу.

По всей вероятности, по замыслу Кремля, заключенный Навальный должен был служить живым примером того, что будет с каждым, кто пойдет против системы, но предыдущие попытки убить его настолько повлияли на здоровье политика, что его смерть действительно стала неожиданностью для Кремля. Второй вариант невыгоден для Владимира Путина, ведь это произошло крайне несвоевременно и теперь все выглядит как откровенная ликвидация оппонента за месяц до выборов, говорит Олег Лисный.

По словам российского социолога и публициста Игоря Эйдмана, гадать по поводу мотивов Владимира Путина никакого смысла нет, ведь поступки диктатора давно не поддаются логике.

– Я не думаю, что это связано с выборами. У Путина своя логика, он же параноик. Почему именно сейчас он нажал на эту кнопку, почему именно сейчас приказал убить Навального, а не раньше или позже — это психиатр должен исследовать, а не политолог, — говорит аналитик в комментарии "Телеграфу".

Последствия для России

Навальный – далеко не первая жертва путинского режима: Старовойтова, Политковская, Магнитский, Литвиненко, Немцов – лишь самые известные фамилии из числа тех, кого цинично и безнаказанно ликвидировал Кремль.

Впрочем, стоит отметить, что в случае загадочной смерти в изоляторе "Матросская тишина" аудитора Сергея Магнитского, разоблачившего схемы отмывания денег работниками МВД, избежать последствий убийцам в высоких кабинетах удалось лишь в пределах собственной страны.

В частности, тогда правительство США, Европарламент и отдельные страны утвердили так называемый "Список Магнитского", в котором перечислены 60 чиновников РФ, имевших отношение к делу и гибели аудитора. Кроме того, финансовые полицейские Кипра, Эстонии, Латвии, Литвы, Австрии и Финляндии объединили усилия по борьбе с отмыванием средств, выведенных из РФ по схеме, разоблаченной погибшим аудитором.

В то же время, сравнивать дела Магнитского и Навального не стоит, считает социолог Игорь Эйдман. По словам аналитика, в 2009-м между Западом и РФ были уверенные отношения, а санкций не было как таковых. Сегодня отношений с Путиным уже почти не существует, а почти все возможные санкции уже введены.

– Они, конечно, хотели бы еще как-то повлиять, но скорее всего ограничится принятием персональных санкций против руководства ФСИН или других людей, которые могли быть причастны к этому. Ничего глобального они сделать не смогут, – говорит эксперт.

Несмотря на то, что сейчас смерть Алексея Навального мало что изменит в России, в долгосрочной перспективе она станет еще одним доказательством преступности путинского режима, за которую диктатору придется отвечать, уверен Игорь Эйдман.

– Лет через 50 школьники будут знать, что вор и маньяк Путин убил своего противника. Сначала попытался отравить, потом посадил, а потом все-таки убил Алексея Навального. Сегодня у Навального в России есть миллионы сторонников, но люди просто боятся выходить на протесты, потому что сейчас не 2011-2012 годы, когда еще были возможны митинги.

Тогда мы не реализовали эту возможность, а сейчас, чтобы выйти на улицы и протестовать против убийства Навального, нужно смириться с тем, что ты можешь последовать за ним. Тебя посадят в тюрьму, а там просто убьют или сделают инвалидом. Таких героев как Навальный не так уж много, их никогда не было много ни в одной стране мира, – говорит Игорь Эйдман.

Между тем на полях Мюнхенской конференции раздаются альтернативные мнения. Так, специалист по международным отношениям Андрей Бузаров отметил в комментарии "Телеграфу", что смерть Алексея Навального обязательно повлияет на политическую систему в России и может привести к волнам протестов против режима Путина.

По словам эксперта, Навальный был одним из главных лидеров российской оппозиции для всех действительно оппозиционно настроенных граждан в РФ и за ее пределами. Поэтому не исключено, что его загадочная смерть может повлиять на более серьезную мобилизацию российского общества против режима Путина.

Важен сейчас и международный контекст, ведь на Западе Навального рассматривали как будущего лидера РФ, который может что-то изменить.

– Навальный был очень известен вне РФ с точки зрения влияния и контактов. Второй подобной фигуры нет. Для международного сообщества, которое еще надеялось на изменения в России с приходом к власти Навального – это большой удар.

Мировое сообщество должно понять, что российский режим будет убивать всех, кто постарается противодействовать российской так называемой политической системе. Сейчас должно состояться единение международного сообщества относительно поддержки Украины, поддержки реальных оппозиционеров путинской системе, быстрые действия, – говорит Андрей Бузаров.

Среди оппозиционеров эксперт называет Легион "Свобода России", воюющий в рядах Сил обороны Украины, а также политических и общественных деятелей Илью Пономарева, Гарри Каспарова, Михаила Ходорковского и Ахмеда Закаева.

По словам специалиста, эта новость станет топовой на Мюнхенской конференции и изменит некоторые подходы к России. В частности, объектом санкций против кремлевского режима могут быть активы РФ, обнаруженные на Западе.

– Эти деньги смогут помочь нам в восстановлении страны и военной поддержке. Российские активы должны являться объектом следующих санкций. Возможны и другие ограничительные меры по торговле России со странами Запада, но это вопрос политического консенсуса. Я уверен, сейчас еще есть возможность найти этот консенсус, – говорит Андрей Бузаров.

Украинский правозащитник российского происхождения Илья Новиков, знавший оппозиционера лично, также не сомневается, что смерть Алексея Навального не была естественной. В то же время адвокат сомневается в жесткой реакции Запада на это преступление Кремля.

– Конечно, мы можем очень осторожно надеяться – не впадая в лишний оптимизм – что для кого-то из западных политиков или должностных лиц, до сих пор надеявшихся на мирные варианты развития демократии в России, это убийство станет окончательным сигналом, что этого не будет и нужно уже что-то делать, сама по себе эта проблема не решается.

Я в это не очень верю, ведь если события в Украине не стали для них "красной лампочкой", то вряд ли смерть единственного российского оппозиционного деятеля что-то в этом смысле изменит. Впрочем, если вдруг это все же произойдет, будет прекрасно – нам сейчас нужен каждый человек, который может быть чем-нибудь полезным, – говорит адвокат в комментарии "Телеграфу".

Событие в глазах Украины

Несмотря на то, что Алексей Навальный выступал против действующего режима в РФ и лично Владимира Путина, и хотя более половины его родственников проживают в Киевской области – в Залесье Броварского района и Переяславе – назвать его другом Украины очень сложно.

В частности, в начале гибридной агрессии РФ на востоке нашего государства (2014), политик публиковал неоднозначные сообщения в соцсетях об участии российских оккупационных войск в боевых действиях на Донбассе и в целом не слишком беспокоился о этичности своей риторики на тему Украины.

Кроме того, заявление оппозиционера о том, что "Крым — не бутерброд с колбасой, чтобы возвращать его туда-сюда" в свое время стало настолько вирусным, что за 10 лет легло в основу многочисленных мемов о смерти его автора.

По словам политолога Олега Лисного, Алексей Навальный был не менее искренним имперцем, чем Владимир Путин.

– Любой русский либерал, если его хорошо поскрести, окажется плоть от плоти империи. Дело не в том, что он был конъюнктурщиком, а в том, что это были его искренние взгляды. Фраза "Крым – не бутерброд" и призывы донатить на YouTube-каналы, а не на ВСУ, ярко демонстрировали его подлинное отношение к Украине.

Даже если бы ему удалось прийти к власти, Россия не была бы другой. Единственное, что это могло бы изменить – у РФ появилась бы возможность избавиться от санкций, ведь на Западе его воспринимали как настоящего оппозиционера и политика нового поколения. Для Украины Алексей Навальный вряд ли бы стал решением проблемы с российской агрессией, – говорит политолог.

В то же время правозащитник Илья Новиков не соглашается с тем, что Навальный не мог улучшить ситуацию между Украиной и Россией.

– Сейчас это убийство действительно может показаться ничего не меняющим для Украины, но в будущем, если бы он мог выйти из тюрьмы, мы имели бы определенный набор возможностей, каждая из которых была бы лучше, чем то, что происходит сейчас. Он, безусловно, был лидером той оппозиции, которая вообще возможна в фашистском государстве – в миграции или в тюрьме.

Когда после смерти Путина встал бы вопрос будущего России, Алексей был бы не самым плохим ответом на него. В том числе и для Украины. Теперь все эти возможности зачеркнуты, их не будет. Скорее всего, это означает, что на месте фашистского государства-агрессора в ближайшие 40-50 лет вряд ли появится нечто, не желающее нас уничтожить. Поэтому ничего хорошего в том, что Путин убил Алексея Навального, для Украины действительно нет, – говорит Илья Новиков в комментарии "Телеграфу".