Его дважды подрывали и восстанавливали: как раньше выглядел Мерефо-Херсонский мост в Днепре

Читати українською
Автор

Мост начали строить в Екатеринославе, а завершили – в Днепропетровске

Днепр, раскинувшийся по обоим берегам одноименной реки, невозможно представить без мостов. Эти инженерные сооружения — это не только про дорогу с берега на берег. У каждого из них своя история, своя судьба. Мерефо-Херсонский мост пережил войны, разрушения, восстановление и стал настоящей легендой.

В начале XX века Екатеринослав стремительно рос. Уже существовавший Амурский (железнодорожный) мост не справлялся с увеличивающимся потоком людей и грузов. Город нуждался в новой переправе — и решение не заставило себя ждать. В 1912 году по инициативе городских властей был разработан проект нового моста, который должен был соединить центр с промышленными районами на левом берегу. Автором проекта стал один из ведущих инженеров-мостостроителей Российской империи — академик Григорий Передерий.

Будущий Мерефо-Херсонский мост, конец 1920-х гг. Фото А.Ковальчука. Коллекция Бусыгиных

Передерий предложил грандиозный для своего времени план: двухъярусный арочный мост, где верхний ярус отводился бы под железную дорогу, а нижний — под трамваи. Это было бы настоящее транспортное чудо. Строительство началось в 1912 году, и к 1916-му были установлены 22 массивные опоры. Но дальнейшее развитие событий остановили война, революция и гражданское противостояние.

На долгое время монументальные опоры остались торчать посреди реки, как символ несбывшихся надежд. Лишь в 1929 году советская власть вернулась к идее возведения моста. Новый конкурс выиграл проект инженера Николая Дзвонева, предложившего вместо металла использовать монолитный железобетон. Это позволило не только сэкономить дефицитный металл, но и лучше вписать конструкцию в живописный ландшафт парка имени Шевченко.

Мерефо-Херсонский мост, начало 1930-х гг. /tfde.dp.ua

Главным инженером строительства стал Макар Киень. Работы шли с рекордной скоростью: за 7 месяцев было возведено 35 арок и установлены два металлических пролета длиной по 52 метра. Уже в декабре 1932 года мост сдали в эксплуатацию. Его протяженность составила 1610 метров. Одновременно были завершены прокладка тоннеля в Тоннельной балке и строительство новых железнодорожных путей.

Первоначально обсуждалась идея возвращения к двухъярусной конструкции. Но специалисты института "Гипротранс" пришли к выводу, что из-за повышения уровня воды после появления Днепровской ГЭС такое решение стало технически невозможным. Верхний ярус пришлось бы делать под городской транспорт, что создавало проблемы со съездами, особенно со стороны парка. В итоге от идеи отказались — и мост стал одноярусным.

С началом Второй мировой войны Мерефо-Херсонский мост он стал стратегическим объектом. При отступлении в 1941 году советские войска взорвали его. Немцы восстановили его и дали имя генерал-полковника фон Клейста, который лично присутствовал на открытии. Но уже в 1943-м, покидая Днепр, теперь уже немецкие войска разрушили мост. От него остались лишь фрагменты арок.

Разрушенный мост. Фото А.Ковальчука. Середина 1940-х гг. Коллекция Бусыгиных /tfde.dp.ua

После войны восстановление моста вели по проекту института "Днепрогипротранс" под руководством Е. Г. Тетерука. На строительство потребовалось 30 тысяч кубометров высококачественного бетона, общая стоимость составила 50 миллионов рублей.

Мерефо-Херсонский мост. Фото 1955 г. Копия из коллекции В.Старостина /tfde.dp.ua

Мерефо-Херсонский мост признан памятником архитектуры и охраняется государством. Интересно, что это единственный мост в Европе с криволинейной траекторией — еще одно подтверждение его уникальности.

Со временем мост оброс легендами. Среди жителей ходили рассказы о спрятанных под опорами сокровищах — то ли антиквара, то ли монаха, — однако никаких достоверных подтверждений найдено не было. А вот трагические случаи гибели кладоискателей случались.