Миллионы на обновление "параши" и замену тротуарной плитки: в Полтаве может произойти новый государственный дерибан

Читати українською
Автор

На фоне военного обострения флагманский проект "Движение без барьеров" вызывает множество нареканий украинцев

Когда идет война, средства нужно вкладывать в оборону

— Как вы думаете, это отмывание средств? — задаю провокационный вопрос мужчине средних лет, который маленьким тракторком с навесным ковшом развозит смесь песка и измельченного гравия по разрытой пешеходной дорожке в Студенческом сквере имени Андрея Орлова, за зданием Полтавского горсовета.

Мужчина прячет улыбку в пышных черных усах:

– Я не принимаю в этом участия!

Работы в Студенческом сквере имени Андрея Орлова, за зданием Полтавского горсовета

Его, как выяснилось, нанял на работу подрядчик — полтавское общество с ограниченной ответственностью "Марк строй", выигравший многомиллионный тендер на прокладку маршрута "Путь ветерана", реализуемый в рамках проекта "Движение без барьеров". Первый этап этого пути длиной 1650 метров предполагает, в частности, обновление тротуарного покрытия от военного госпиталя до областной клинической больницы, мимо городского совета с "заходом" к Дому связи. На этих метрах в центре города планируется установить тактильные элементы, обустроить безопасные наземные переходы, адаптировать к нуждам маломобильных граждан остановки транспорта и общественные и жилые здания.

— В принципе, к пешеходным дорожкам в Студенческом сквере и вокруг него были замечания, — говорит мужчина на мини-тракторе. — Местами плитка просела. Но еще могла бы послужить не один год. Мне кажется, что сейчас, когда идет война, средства нужно вкладывать прежде всего в оборону.

Эта плитка еще могла послужить не один год

Для подавляющего большинства полтавчан, в том числе ветеранов российско-украинской войны, это ясно как божий день.

Но перекладывание тротуарной плитки в тыловых городах в последнее время приобрело характер какой-то эпидемии.

— Самое отвратительное, что власти прикрываются "ветеранами и лицами с инвалидностью", потому что типа для них жизненно необходимо ходить и ездить на креслах колесных от Ветеранского центра, расположенного в здании Полтавского горсовета, до находящегося рядом Дома связи. А без новой плитки за десятки миллионов это неудобно, — резко высказывается по поводу этой затеи ветеран, общественный деятель и предприниматель Тарас Лелюх. — Когда мы с руководителями ветеранских общественных организаций и руководителем Полтавской федерации стрельбы из лука приходили к исполняющей обязанности городского головы Екатерине Ямщиковой и просили ее создать условия для ветеранов, лиц с инвалидностью и их семей для тренировок, она уверяла: "Сейчас, вот уже скоро, я дала задание, подождите…" Но на этом денег не отмоешь…

Слева остатки старой плитки, справа положена новая

Хотя, отмечает Тарас, кое-кто из тех, кого он считает разумными, убеждает, что "Путь ветерана" нужен, ведь большинство средств выделяет государство по специальной программе, а именно: 40 процентов от утвержденной сметы составит государственное финансирование и по 30 процентов предусмотрено выделить из областного и местного бюджетов.

Пандус перед Ветеранским центром Полтавы

Справочно. "Движение без барьеров" — флагманский проект Министерства развития громад и территорий воплощается в рамках инициативы первой леди Елены Зеленской. Он является частью национальной стратегии безбарьерности до 2030 года. Его цель — сделать удобными и безбарьерными маршруты в ключевые учреждения: ветеранский центр, больницы, учебные заведения и госучреждения. Безбарьерные маршруты начали прокладывать в 15 пилотных громадах: в Киеве, Бородянке, Буче, Виннице, Днепре, Житомире, Кропивницком, Львове, Одессе, Ровно, Славутиче, Тернополе, Черновцах, Калуше Ивано-Франковской области и поселке Опошня Полтавской.

Флагманский – значит важнейший или современнейший проект, характеризующийся масштабностью, системными изменениями и большим социальным или техническим значением.

— Это не просто так, а новый способ положить плиточку под предлогом гуманности, — убеждена Людмила Матвийчук, мама погибшего Героя Украины, бывшего депутата Полтавского горсовета и общественного деятеля Юлиана Матвийчука. — Эта сорванная красивая, хорошо уложенная плитка в обновленном сквере пролежала всего несколько лет. И чем она не угодила людям с инвалидностью? Это, кажется, такая же плитка, как возле ЦУМа, которая уже поотставала местами и потрескалась, а переделывать некому. И ею снова сейчас мостят центр. Под дожди, под зиму будут наспех что-то класть, потом оно будет косое-кривое, потому что не выдержана технология. Но главное – деньги пойдут кому надо, и никто отвечать не будет, как и всегда!

Сорванная плитка

Зачем демонтировать плитку, пригодную к эксплуатации

"Делаем Полтаву доступной для каждого и каждой — шаг за шагом. Безбарьерность — это постоянная работа над тем, чтобы в городе каждый мог чувствовать себя равноправным участником пространства. Это человекоцентристский проект, в котором объединены все ведомства громады: от архитектурных решений до коммунальных служб. Каждое решение взвешено и продумано, чтобы город становился удобным для всех. Этот маршрут — не только о физической доступности. Это новый подход к планированию городской среды: создание новых зеленых зон, уборка визуальных шумов благодаря современному освещению, безопасность пешеходов благодаря звуковым устройствам, светофорам и новым маршрутам с изменением организации дорожного движения", — звучат красивые слова из уст Екатерины Ямщиковой.

Исполняющая обязанности городского головы Полтавы Екатерина Ямщикова. В начале полномасштабной войны она служила в подразделении "Медики Йетти"

Работы на первом этапе маршрута начались в августе этого года. Ожидаемо, они затянулись. Дорожные строители до сих пор толкутся возле Дома связи. Хотя, согласно планам, полностью обустроить ветеранский путь должны до конца года.

Проект безбарьерного маршрута

Стоимость первой очереди протяженностью 1,65 км оценивается в 74,5 млн грн. Их начало осваивать ООО "Марк Строй", победившее в тендере, и вероятно, не случайно.

Ремонт тротуаров в рамках президентской программы "Движение без барьеров" — сфера прямой ответственности и. о. городского головы Екатерины Ямщиковой и членов партии "Слуга народа", которые, согласно квотно-коррупционному принципу разделения власти, отвечают за сферу ЖКХ Полтавы.

Судя по всему, пани Екатерина вместе со своим мужем, депутатом Полтавского горсовета от партии "Слуга народа" Вадимом Ямщиковым, привлекли для реализации уже известную для себя компанию. В последний раз "Марк Строй" получал заказы от управления ЖКХ в 2019 году. Тогда, по данным интернет-издания "Полтавщина", общество вело строительство первой очереди парка в микрорайоне Браилки и обустраивало дополнительные захоронения на Аллее героев центрального кладбища Полтавы. Оба проекта инициировал депутат Ямщиков.

Что касается "Марк Строя", то это крупное строительное предприятие с заказами на сотни миллионов гривен в разных областях Украины. Вот только к его владельцу и руководителю — полтавчанину Владимиру Швайковскому — у правоохранителей есть вопросы. Четыре года назад он, находясь за рулем Porsche Cayenne, выстрелил из пистолета в ветровое стекло автомобиля Renault Trafic, который ехал рядом на трассе Киев — Харьков и якобы его не пропустил, хотя он подавал сигналы фарами. С того времени суд никак не может определиться со степенью вины и наказанием для него. Между тем фирма Швайковского преуспевает, получая миллионные подряды.

Из смет известно, что "Марк Строй", в частности, использует плитку "Плац" колор-микс стоимостью 526—552 грн/м², которую производит местное предприятие "Дек-строй", связанное с депутатом горсовета от "Слуги народа" застройщиком Сергеем Иващенко. Что касается цен, то у общественных активистов есть подозрения, что они завышены.

Плитка "Плац"
Новая плитка ждет укладки

— К сожалению, раньше плитку укладывали со швами, по которым невозможно ехать человеку на коляске, не создавались целостные непрерывные безбарьерные маршруты. Так что новый маршрут будет целостным, логичным, без разрывов, с бесшовной плиткой и доступными пандусами, — объясняет муж руководительницы города. — Да, иногда приходится демонтировать плитку, еще пригодную к эксплуатации, однако она не соответствует современным безбарьерным стандартам и не обеспечивает людям с инвалидностью возможность свободного передвижения. Важно, что демонтированную плитку, которая находится в удовлетворительном состоянии, не выбрасываем. Она будет временно сохраняться на балансе КП "Декоративные культуры". Возможно, потом пойдет на обустройство тротуаров в старостатах.

По словам Вадима Ямщикова, целевые средства от государства использовать в другом месте или на другие нужды невозможно.

— Важную роль в этом процессе играет бизнес, — добавляет Екатерина Ямщикова. — Все больше предпринимателей подключаются к созданию доступного пространства, инвестируют в безбарьерность как в новую украинскую ценность, которая формирует комфортную среду и приносит экономические дивиденды. Впереди комплексная работа над большим кольцом безбарьерности протяженностью 28 километров, которую завершим в течение пяти лет. Наши амбициозные цели – к 2026 году привлечь дополнительное финансирование и начать реализацию второй очереди маршрута, которая продолжит путь по обеим сторонам уже созданных участков.

Война все спишет?

Тем временем полтавские активисты, среди которых много ветеранов российско-украинской войны и волонтеров, намерены потребовать от депутатов Полтавского горсовета и исполкома остановить финансирование расходов на доступность и провести аудит уже выделенных средств.

Активисты потребуют от Полтавского горсовета и исполкома провести аудит выделенных средств

— Будем требовать также увольнения ответственных за эти решения и публичного объявления их фамилий и должностей, — заявляет Тарас Лелюх. — Готовим обращение в Офис президента Украины, Минветеранов, Полтавскую ОВА, к советнику Полтавского городского головы по вопросам архитектуры и градостроительства, соавтору концепции безбарьерного городского пространства Тарасу Руденко.

Мы хотим остановим хищение бюджетных средств под прикрытием заботы о ветеранах! Не буду говорить о необходимости перекладывания плитки, которую разбивают КАБами, потому что тогда скажут, что сглазил… Но должна быть приоритетность в выделении средств.

"Смотря на это всё бессмысленное отмывание средств во время того, как быстро валится фронт, у меня возникает вопрос относительно вот этого "от государства"! Так получается, что если при власти решили массово обобрать бюджеты городов и областей, то власть на местах не имеет политической воли отказаться от участия в ограблении страны и настоять на том, чтобы направить средства на зарплаты военным, которым не из чего уже те зарплаты платить.

И не стоит сейчас здесь рассказывать о целевых средствах и расходах по их назначению, потому что мы уже видели покосы несуществующей травы в ноябре!

Что это за государство, которое во время войны такие программы разрабатывает, а не направляет все средства на обороноспособность и военные нужды?" — ставит вопрос ребром известный полтавский волонтер, Народный Герой Украины Виктория Мирошниченко.

"Где-то я такое уже видел… В Селидово и в Покровске. Все военные понимали, что ожидается наступление, а в городе белили бордюры, косили траву, рисовали разметку на дорогах, высаживали однолетние цветы на клумбах… А потом: "Ой, как неожиданно: все, что финансировалось из бюджета, уничтожено врагом". И не придерешься. Даже аудит не сделаешь, потому что не существует уже объекта проверки. Все списалось на войну. А реальные защитники Селидово и дальше открывали банки на пикапы, дроны, генераторы и прочее…" — с горечью говорит ветеран Тарас Коротченко.

Людей, которые знают, что такое война, и знают о реальных нуждах защитников, очень возмутило, что в рамках безбарьерности в помещении горсовета запланировано еще и капитально отремонтировать доступный для маломобильных групп населения санузел и потратить на это… 960 тысяч гривен. Это больше половины средств, предусмотренных на ветеранскую программу в этом году. Туалет, кстати, всего несколько лет назад был "подарен" горсовету немецкой организацией GIZ.

"Объясните, пожалуйста, мне, потому что я реально не понимаю… Когда оккупанты с каждым днем все ближе к Полтаве, когда у нас нет бомбоубежищ, а нас ежедневно х*рачат если не дронами, так ракетами, действительно ли это срочно необходимо — парашу заменить?" — возмущается Виктория Мирошниченко.

Словом, цинизм нынешней власти зашкаливает. Полтавчане разочарованы. Ведь та же самая Екатерина Ямщикова в начале полномасштабной войны стала одной из основательниц общественного волонтерского объединения "Оборона Полтавы", добровольно вступила в ряды ВСУ и проходила службу как медик в составе 116-й отдельной бригады терробороны, в частности, на Донетчине, исполняла обязанности начальника медицинской службы по эвакуации раненых в подразделении "Медики Йетти". Ее муж Вадим Ямщиков также пошел добровольцем на войну в апреле 2022-го, служил в составе Отдельного сводного штурмового отряда Полтавского РТЦК и СП "Один". Люди надеялись, что в них память о погибших побратимах сильнее, чем все эти бонусы от "царствования" в городе. Но на тебе!

Горсовет во главе с Ямщиковой, принимая непрозрачные решения, попадает то в один коррупционный скандал, то в другой: чиновники то воруют средства на захоронениях военнослужащих, то на обустройстве школьных укрытий. И этот список достаточно велик. Самый громкий скандал был связан с миллионными переплатами на дронах в 2023 году, что обернулось убытками для городского бюджета в размере 5,3 миллиона гривен. Горожане просто перестали доверять ее словам и действиям. Так что это не в последнюю очередь перекладывание плитки во время военного обострения так взбудоражило горожан. Хотя инициатива все-таки идет из Киева.

Между тем в Полтаве практически все тротуары вне "Пути ветерана" такие, что ноги можно сломать, даже возле областной клинической больницы, куда этот путь прокладывают (логично было бы начать оттуда). Дворовые проезды – сплошные выбоины. Общественный транспорт в большинстве своем не доступен для людей с физическими ограничениями. А подземные переходы с крутыми спусками и подъемами — настоящие ловушки для таких граждан.

— Надо с чего-то начинать, — говорят во власти.

Начали с замены новой плитки на новейшую…

Фото автора и открытых источников