Роботакси, планшет, ИИ: 3 главных технических предсказания в кинофантастике (видео)

Читати українською
Автор
Новость обновлена 23 октября 2025, 09:58

Фантасты "изобрели" iPad, но не додумались до смарфтона

За более, чем 120-летнюю историю кинофантастики создатели фильмов и сериалов придумали удивительный, волнующий мир. Кинофантастика не только поражала воображение рядовых зрителей, но еще и вдохновляла ученые умы на свершения. Начиная самой первой в истории кино антиутопии — "Метрополиса" (1927) Фрица Ланга, где впервые появился образ антропоморфного робота, кинофантастика предвосхищала реальные научно-технические решения, создавая образы-прототипы, которые затем воплощали в реальность инженеры и ученые.

Например, экзоскелет из "Чужих" (1986) Джеймса Кэмерона или жестовый интерфейс из "Особого мнения" (2002) Стивена Спилберга со временем превратились в реально действующие разработки, которые вошли в нашу жизнь.

Было и так, что уже изобретенные на момент создания фильма технологии, но еще не внедренные повсеместно, были показаны в фильмах как нечто само собой разумеющееся. Как, например, формула "прозрачного аллюминия" в четвертом "Звездном пути" (1986) Леонарда Нимоя и биометрическая идентификация по сетчатки глаза в "Миссии: невыполнима" (1996) Брайана Де Пальмы. И, конечно же, ряд изобретений фантасты так и не смогли "предсказать" — как, например, такой привычный нам смартфон.

"Телеграф" предлагает вспомнить три главные разработки из научно-фантастических фильмов, которые стали реальностью.

Планшет. "2001: Космическая одиссея" 1968

Фильм Стенли Кубрика "2001: Космическая одиссея" 1968 года стал не только стилеобразующим для жанра, по сей день оказывая влияние на кинофантастику, но еще и пророческим. Кинообозреватель издания Sight and Sound Сэм Уигли приводит только один из примеров.

В 2011 году состоялся судебный спор между технологическими гигантами Apple и Samsung по поводу линейки планшетов Samsung, которые, по утверждению Apple, нарушали патентованный дизайн и пользовательский интерфейс iPad. В рамках защиты юристы компании Samsung показали суду фрагмент из "Космической одиссеи", в котором астронавты за завтраком смотрят телепередачу на дивайсах, подозрительно напоминающих знакомый нам планшет. В фильме Кубрика этот прибор называется NewsPad.

Признаков сенсорного управления или явных намеков на многофункциональность нет. Однако, как подтверждают документы из архива Стэнли Кубрика, его команда на самом деле предусматривала для своего изобретения впечатляющий набор функций, в том числе мгновенный доступ к ряду популярных изданий. Были придуманы длинные списки воображаемых заголовков для 2001 года: команда Кубрика писала в соответствующие редакции, включая The New York Times и журнал Life, с просьбой разрешить использовать их логотипы и имитацию редакционных материалов на NewsPad. В соответствующей сцене астронавт нажимает кнопку, и на экране появляется индекс 200 ведущих периодических изданий

Заголовки позволяют получить представление о мире будущего, которое для нас стало прошлым еще 24 года назад. Среди прочих новостей мы узнаем о том, что "10-тысячный ребёнок родился в Городе на Южном полюсе" и "Президент открыл мост через Большой каньон: последний участок электронного шоссе Аргентина—Аляска". Но даже фантазия Кубрика не могла представить, что последний ветеран Первой мировой войны Клод Стэнли Чоулз доживет до 110 лет, закончив свой земной путь в 2011-м.

Роботакси. "Вспомнить все" (1990)

Фильм Пауля Верховена "Вспомнить все" по рассказу Филиппа К. Дика 1966 года "Мы вам все припомним" занимает особое место в фильмографии великого американского НФ-визионера, постоянно проверяющего в своих произведениях так называемую объективную реальность на прочность.

Нидерландец Пауль Верховен, умело маскирующий язвительные сатирические киновысказывания под высокобюджетные студийные блокбастеры, начинил этот зрелищный научно-фантастический боевик множеством подрывных смыслов – как подпольщик начиняет гвоздями бомбу.

Это одновременно и едкая сатира на капитализм, где корпорации торгуют в буквальном смысле воздухом, и насмешка над обществом потребления, когда реальный опыт заменен броскими рекламными образами. А сама маркетинговая идея продажи "фильма, в котором ты — главная звезда" (как позиционирует свои услуги компания Rekall), выглядит прямой метафорой Голливуда, торгующего грезами.

Что тем более забавно, когда в этой пародии на маскулинность американского маскульта снимается ее главный символ 1980-х Арнольд Шварценеггер.

Передовых технологий в фильме тоже хватает, от имплантируемого под кожу трекера до сканера в космопорте, просвечивающего насквозь пассажира и его багаж. (AIT-сканеры установят в американских аэропортах после неудавшегося теракта в декабре 2009 года на рейсе Амстердам — Детройт, когда террорист спрятал бомбу в нижнем белье.)

Но главное, что фильм "предсказал" автономное такси с диалоговым интерфейсом. На сегодняшний день беспилотные такси Waymo полноценно работают через Uber-приложение в четырех городах США: Фениксе, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Остине, а также в Китае и Южной Корее. При этом, согласно открытым данным, Waymo Driver демонстрирует уровень безопасности выше, чем среднестатистический человек-водитель. И не болтает за рулем, как человекоподобный водитель "Johnnycab" в фильме.

ИИ как партнер. "Она" (2013)

Эта негромкая и неглупая сай-фай мелодрама от режиссера и клипмейкера Спайка Джонзи с Хоакином Фениксом (от которого зрителей тогда еще не начало тошнить маленькими Джокерами) с годами кажется все лучше. Не удивительно, что в год выхода "Она" номинировалась на премию Оскар за лучший сценарий, а издание sify.com назвало фильм "первым великим произведением искусства о виртуальных ассистентах".

Фильм повествует о копирайтере любовных писем на заказ — после развода он влюбляется в операционную систему с ИИ, которая вещает сексапильным голосом Скарлет Йоханссон. Кроме занимательной истории странных, трогателльных и забавных отношений и прекрасной постановки, фильм затрагивает ряд философских и экзистенциальных проблем.

Может ли зародится собственное сознание в ИИ? Способен ли заменить ИИ реальные отношения во всем многообразии их сложностей? Возможна ли полнота любовного чувства без телесного? Ответов до сих пор не предвидится.

Это один из тех тихих фильмов, которые не привлекают к себе лишнего внимания, но чьё значение лишь возрастало с ростом ИИ и нашего одиночества. И где люди ищут лекарство от этого одиночества? Как ни странно — в самих технологиях. Выпущенная десятилетие назад, "Она" поразительно точно предсказала многое в будущем

Что же предугадал фильм Спайка Джонзи в облике ближайшего будущего и в отношении людей с технологиями сегодня? Сатьен К. Бордолой делает любопытное замечание об архитектуре футуристического городского пространства в фильме, когда само представление об архитектуре как таковой стерто. Фильм, снимавшийся в Шанхае, показывает город, утыканный типовыми футуристического вида высотками, на фоне которых жители выглядят еще более маленькими и разобщенными.

Социальная разобщенность стала побочным эффектом стремительного развития технологий, что только усугубила пандемия COVID-19, которая в 2013 году проходила по жанру антиутопий. Количество людей, с которыми мы взаимодействуем ради сервиса, резко сократилось: большинство услуг, начиная доставкой еды и заканчивая образованием, осуществляется онлайн, без посредников.

В фильме Спайка Джонзи главный герой находит в операционной системе Саманте не только собеседницу и помощника на все случаи жизни, но и партнершу, которая даже вступает с ним в сексуальные отношения сродни практике "секса по телефону". Собственно, как это происходит с современными генеративными системами ИИ.

Единственное, в чем фильм не угадал, так это в профессии персонажа Хоакина Феникса. Буквально одним из первых применений ChatGPT спустя 13 месяцев после запуска стало сочинение любовных писем.

А что не угадали?

Последние годы создатели научной фантастики стараются сделать ее как можно более наукообразной – для максимального правдоподобия фантастических событий на экране. Начиная Шейном Кэррутом с его "Детонатором" (2004), режиссеры-фантасты все внимательнее читают научную литературу и все чаще прибегают к консультациям ученых. Алекс Гарленд ("Ex Machina" 2015, "Annihilation", 2018), Дени Вильнев ("Прибытие", 2016), Ридли Скотт ("Марсианин", 2015), Альфонсо Куарон ("Гравитация", 2013) и, конечно же, братья Кристофер и Джонатан Ноланы ("Интерстеллар", 2014, "Довод", 2020) проводили тщательные консультации с учеными в подготовительный период съемок своих фантастических опусов и приглашали научных светил на съемочную площадку. Но большинство реалий фантастических миров на киноэкранах, конечно же, пока еще остаются ненаучной фантастикой.

Наука пока еще не позволяет и даже не допускает телепортацию, антигравитационные двигатели, глубокую гибернацию, крионику живого организма с последующим пробуждением, загрузку сознания и прочие мелочи жизни мира будущего, хорошо знакомые нам по фантастическим фильмам и сериалам. Но глядя на то, как наука с каждым годом развивается все стремительнее, кто знает?