Не только аэродромы: какие ключевые объекты РФ могут оказаться под прицелом украинских дронов
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Удары по России прекращаться не будут
Президент Владимир Зеленский заслушал доклад главы СБУ Василия Малюка о специальных и дальнобойных операциях, отдельные из которых уже согласованы к реализации. По словам главы государства, Служба безопасности Украины достигла весомых результатов в уничтожении российских систем ПВО в первом полугодии 2025 года — это значительно облегчает удары по военным и промышленным объектам РФ.
На этом фоне логично задать вопрос: что именно сегодня в глубине России можно и стоит атаковать дронами? "Телеграф" собрал подборку ключевых целей для дальнобойных ударов.
Площадки для бомбардировок украинских городов и фронта
Одной из важных целей для ударов вглубь территории России остаётся военный аэродром "Шайковка" в Калужской области. Здесь дислоцируется 52-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк РФ (в/ч 33310), на вооружении которого — стратегические бомбардировщики Ту-22М3. Именно эти самолёты запускают ракеты Х-22, которые неоднократно использовались для ударов по украинским городам. В частности, по данным аналитиков, ракета, ударившая по торговому центру в Кременчуге в июне 2022 года, была выпущена именно из "Шайковки". В момент атаки в ТЦ находилось более 100 человек, десятки погибли.
Ранее на этом же аэродроме базировались и истребители, в том числе МиГ-29. В августе 2023 года в результате атаки на "Шайковку" было повреждено несколько единиц авиатехники. В сентябре 2024-го, во время масштабной операции СБУ, попадание потерпел и сам аэродром, а также расположенный неподалеку склад боеприпасов в Тверской области.
Ещё одной привлекательной целью для дальнобойных ударов является авиабаза "Кубинка" в Московской области — всего в 5 км к северо-западу от одноимённого города и на критически малом расстоянии от столицы России. Это одна из элитных баз Воздушно-космических сил РФ, где обычно дислоцируются лучшие эскадрильи, в частности самолёты Су-27 и МиГ-29. Ранее здесь также базировалась авиация пилотажной группы "Русские витязи".
В ночь на 7 мая 2025 года украинские дроны поразили этот стратегический объект. Это была уже не первая атака на "Кубинку": еще 4 июля 2023 беспилотник-камикадзе попал в административное здание на территории воинской части.
Военный аэродром "Приморско-Ахтарск", расположенный на северо-востоке одноимённого города в Краснодарском крае, является ещё одной ключевой целью для украинских дальнобойных дронов. Здесь базируется 960-й штурмовой авиационный полк 4-й армии ВВС и ПВО РФ, на вооружении которого находятся самолёты Су-25. В прошлом это был истребительный полк, оснащённый МиГ-29.
Во время полномасштабного вторжения аэродром активно используется для запуска дронов-камикадзе "Шахед", которые российская армия применяет против гражданской и критической инфраструктуры Украины. Именно отсюда неоднократно взлетали беспилотники, наносившие удары по украинским городам.
Ещё одной важной целью, которая уже попадала под удар украинских дронов, является стратегический аэродром "Оленья" в Мурманской области. Он расположен возле города Оленегорск, в 92 км от Мурманска, и является одной из ключевых баз стратегической авиации России. Ранее эта база принадлежала военно-морскому флоту, но сегодня используется для размещения дальней авиации, в частности бомбардировщиков Ту-95МС.
Аэродром расположен примерно в 1800 км от украинской границы и всего в 150 км от границы с Финляндией. В 2025 году он стал объектом успешной атаки дронов, в результате которой, по сообщениям, были поражены несколько стратегических бомбардировщиков. Эту операцию окрестили названием "Паутина".
НПЗ и заводы ВПК России
Приоритетной целью для ударов является завод "Купол" в Ижевске, который входит в состав концерна "Алмаз-Антей" — одного из главных столпов российского ВПК. Предприятие специализируется на производстве систем ПВО, в частности ЗРК "Тор", имитаторов воздушных целей, а после вторжения в Украину — ещё и ударных дронов "Гарпия-А1", собранных на базе китайских комплектующих.
Завод попал под санкции США, ЕС, Канады и Швейцарии. В июле 2025 года он был атакован украинскими БПЛА. Спутниковые снимки Planet Labs подтвердили по меньшей мере два попадания по цехам завода — окно одного из помещений и крышу другого. В результате взрывов вспыхнул масштабный пожар, разрушена кровля на площади 1300 кв. м и по меньшей мере четыре цеха, включая участки металлообработки, пайки микросхем и сборки ударных дронов, которые производились непрерывно в три смены.
Ещё одним стратегическим объектом, который регулярно попадает под удары, является Новошахтинский нефтеперерабатывающий завод в Ростовской области — ближайший к украинской границе НПЗ, расположенный всего в 7 км от оккупированной части Донецкой области. Этот завод остаётся единственным действующим предприятием такого типа в регионе и крупнейшим поставщиком нефтепродуктов на Юге России.
Новошахтинский НПЗ специализируется на производстве мазута, дизельного топлива, прямогонного бензина и печного топлива. По информации российских источников, в 2020 году его доход составлял около 115,8 млрд рублей. С начала полномасштабного вторжения продукция завода активно используется для обеспечения российских оккупационных войск.
Ещё одним ключевым объектом российского ВПК, который заслуживает внимания, является авиастроительное предприятие "Роствертол" в Ростове-на-Дону. Завод специализируется на производстве ударных и транспортных вертолётов, в частности гигантских Ми-26, боевых Ми-28 и модернизированных Ми-35. Предприятие входит в государственный холдинг "Вертолёты России", принадлежащий "Ростеху".
На территории завода расположен собственный аэродром "Ростов-на-Дону (Северный)", который используют для испытаний новой техники. Из-за вторжения РФ в Украину "Роствертол" находится под санкциями ЕС, США и других стран.
Одна из ключевых целей
Системы противовоздушной обороны — одна из ключевых целей в современной войне, и именно их всё чаще выводят из строя украинские силы с помощью дронов. Комплексы типа С-300, С-400 или "Панцирь" прикрывают не только военные аэродромы и командные пункты, но и стратегическую инфраструктуру глубоко в тылу. Их уничтожение открывает путь для дальних ударов и последующих волн атак.
Российские системы ПВО обычно развёртываются вблизи приоритетных объектов — городов, заводов, нефтебаз и аэродромов. Часто они передвижные, что усложняет их обнаружение.
Какие цели приоритетны также
Склады боеприпасов, горючего и военной техники — одни из самых приоритетных целей в глубоком тылу противника. Их уничтожение существенно ослабляет возможности армии, нарушает логистику и снижает интенсивность обстрелов. Несмотря на попытки размещать арсеналы в глубине оккупированных или приграничных территорий, украинские дроны и разведка регулярно обнаруживают такие объекты.
Так, в ночь на 3 июля СБУ сообщила о масштабной детонации на складе боеприпасов в районе оккупированного Харцызска. По данным Службы, арсенал в селе Великое Орехово уничтожили ударные беспилотники. Взрывы продолжались с 22 часов, впоследствии началась мощная вторичная детонация и пожар. В СБУ подчёркивают, что этот район используется россиянами как тыловая база.
А уже в ночь на 10 января удар получил склад с боеприпасами и разведывательными дронами в Ростовской области. Источники Укринформа в СБУ сообщили, что атака проводилась совместно с ВМС Украины — дроны и ракета "Нептун" поразили объект вблизи села Чалтырь.
Железнодорожный транспорт: как можно помешать врагу в поставках
Военный обозреватель Олег Стариков в комментарии "Телеграфу" заявил, что все боевые операции в условиях войны должны быть частью единого стратегического замысла, который формирует Генеральный штаб ВСУ в рамках общей оборонной кампании.
"Во-первых, во время войны все операции должны проводиться в рамках единого замысла. И этот замысел должен разрабатывать Генеральный штаб Вооружённых сил Украины в рамках большой оборонной операции государства", — сказал Стариков.
Он подчеркнул, что Генштаб координирует работу всех сил обороны, включая Службу безопасности Украины, а потому должен определять стратегические цели.
"СБУ входит в состав сил обороны Украины. Генштаб должен определить цели, которые будут обеспечивать выполнение плана стратегической обороны, утверждённого всеми ответственными должностными лицами, включая верховного главнокомандующего", — отметил эксперт.
По его словам, целями должны быть объекты, уничтожение которых поможет ВСУ в ведении боевых действий на северном, восточном и южном фронтах. В первую очередь речь идёт о логистических узлах, поставках горючего и транспорта.
"Прежде всего — объекты тылового обеспечения. Это нефть, дизель, топливо. Его в основном транспортируют железнодорожным транспортом, потому что это дешевле, чем автомобильным или авиационным. Следовательно, надо выводить из строя всё, что связано с железнодорожным транспортом", — пояснил Стариков.
Однако, заметил он, бить по железнодорожным путям малоэффективно, потому что их быстро ремонтируют. Зато более целесообразно уничтожать железнодорожные узлы, станции, развязки.
"Во Вторую мировую войну партизаны взрывали колеи, а немцы быстро их восстанавливали. Поэтому надо бить по железнодорожным узлам — станциям, стрелкам, разветвлениям", — отметил военный обозреватель.
Кроме того, эффективными могут быть удары по эшелонам с топливом, а также по заводам, которые производят дизель. Не менее важно, по мнению Старикова, поражать электроподстанции, обеспечивающие тягу на электровозах, чтобы усложнить передвижение врага.
"Есть тяга тепловозная, есть электровозная. Если уничтожить электроподстанции, электровозы не смогут двигаться. На запасных путях стоят даже паровозы — это резерв на случай, если не будет дизеля или электричества", — сказал он.
В итоге Стариков подчеркнул, что всё это является частью операции по изоляции района боевых действий на оперативную глубину — важного элемента современной стратегии.
"Это операция по изоляции района боевых действий — поражение инфраструктуры, мостов, портов, железнодорожных узлов, аэродромов. Это позволяет усложнить логистику и ослабить врага", — подытожил Стариков.
Напомним, ранее "Телеграф" писал: представим, что война завершилась. Впереди сложный процесс восстановления и переосмысления, и среди многочисленных вызовов особенно остро встанет вопрос справедливости. Предстанут ли перед судом в Москве те, кто развязал войну против Украины — Владимир Путин, Сергей Шойгу, Сергей Лавров и другие? И вынесет ли трибунал высшую меру наказания — пожизненное заключение за совершенные ими преступления?