Краденый велик за налик: как обворовывают бюджет и зарабатывают миллиарды на байках из Европы
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Как работает теневой бизнес на украденном транспорте
На OLX и других платформах по продаже подержанных вещей можно увидеть сотни объявлений: "велосипед с ЕС", цена — $500-1000. Реальная стоимость таких моделей может достигать $5000–7000. Разница объясняется просто: эти велосипеды угнаны в Европе и завезены в Украину.
"Телеграф" выяснил, как работает схема краж, может ли таможня остановить поток ворованного товара и почему покупатели рискуют, покупая "выгодное" предложение.
Когда $600 за немецкий CUBE – это не выгода, а криминал: продающийся на OLX под видом "велосипедов из Европы"
На OLX можно найти сотни объявлений с велосипедами, которые продавцы позиционируют как "привезенные из ЕС". Некоторые старые модели стоят около $100, но есть и такие, что продают за $500-1000.
К примеру, брендовый немецкий велосипед CUBE предлагают за менее чем 7000 гривен. Если проверить стоимость такой модели, то окажется, что реальная цена такого велосипеда в Европе может быть в разы больше даже если он в плохом состоянии. Также если учесть заработок продавца и расходы на транспорт, такой велосипед не будет стоить семь тысяч гривен.
Вот возьмем еще одно объявление. Велосипед Cube Aim Pro был оценен в 12 000 грн. Новый такой в Европе стоит 600-700 евро, подержанный – от 300 евро (12 тысяч гривен). Здесь тоже получается, что продавец на продаже ничего не зарабатывает, да еще тратится на перевозку.
На площадках можно найти велосипеды с просто вопиющим несоответствием в цене. Вот, например, велосипед от BMC – премиальный швейцарский бренд, который продают всего за 3900 гривен. Это менее 100 евро. Это цена за очень старый, полностью изношенный или самый простой китайский велосипед. Минимальная ожидаемая цена б/у (даже старого 26" изношенного) на европейском рынке составляет минимум €250–€350.
Большая разница в цене объясняется просто: эти велосипеды угоняют в странах Западной Европы и продают в Украине. Покупатель получает дорогой велосипед за смешную цену, но этот товар имеет криминальный след. С таким велосипедом лучше не ехать в Европу – там он может находиться в розыске. Велосипеды могут воровать непосредственно украинцы или покупать уже украденный товар, например у румынских ромов или других посредников.
Объявления о задержании украинцев в Европе с ворованными велосипедами регулярно появляются в печати. К примеру, в 2021 году польская пресса сообщала, что вблизи Познани задержали двух граждан Украины, похитивших велосипеды по меньшей мере более чем на 1,5 тыс. евро. Им грозило до 10 лет тюрьмы. У них обнаружили и изъяли части разобранных велосипедов.
В 2023 году в Польше также были задержаны двое украинцев (29 и 41 год) за многочисленные кражи велосипедов в Силезском и Малопольском воеводствах. Полицейские изъяли 11 велосипедов общей стоимостью более 50 000 злотых (более 10 000 евро). Злоумышленники находятся под стражей.
В конце октября 2021 года в отеле в городе Лилль (Франция) во время Чемпионата мира по велотреку UCI у команды Италии было похищено 22 высокопроизводительных велосипеда марки Pinarello общей стоимостью около 600 000 евро. Среди них были золотые велосипеды олимпийских чемпионов. Угнанные велосипеды были найдены во время масштабного рейда в Румынии, направленного против сети наркоторговли и организованной преступности. Подозреваемые были задержаны именно тогда, когда они пытались продать некоторые из краденых велосипедов. В ходе обысков был обнаружен 21 из 22 угнанных велосипедов.
А в мае этого года немец, велосипед которого был угнан в Берлине, нашел его на ОЛХ. Причем продавцом был популярный магазин под названием Veloman. Мужчина обращался к неравнодушнным с просьбой помочь в возвращении велосипеда.
"33% налогов, но таможня завышает цену": как легально ввозят велосипеды и почему это не всегда выгодно
Как в комментарии "Телеграфу" пояснил представитель одной из фирм, занимающихся оптовыми поставками б/у велосипедов из Европы, официальный ввоз велосипедов — процедура относительно простая, но ценная.
По его словам, товар можно оформить по-разному. Если это оптовая закупка, то в документах может быть написано просто: "велосипед городской, 43 штуки". Продавец указывает инвойсную стоимость (общая сумма средств, указанная в инвойсе (счете-фактуре), которую покупатель должен оплатить продавцу за поставленные товары) — например, 10-20 евро за штуку для простейших старых городских велосипедов.
Далее следует подготовить все документы для таможни: фактуру, экспортную декларацию, произвести оплату через банк. Если партия стоит до тысячи евро, можно рассчитаться наличными.
Размер налогов на велосипеды — 33% от инвойсной стоимости. Но есть нюанс: даже если вы честно купили подержанные велосипеды в Германии по 10 евро за штуку, таможня может не принять такую цену. В таком случае инвойсная стоимость искусственно поднимается.
"Вы их покупаете по 10 евро за штуку, но эта стоимость слишком мала для растаможки, поэтому цена велосипеда будет подниматься до 45 евро за штуку, или до 30 евро, в зависимости от того, как таможни ценят велосипеды", — объясняет собеседник. Дорогие велосипеды, по словам нашего собеседника, завозятся по такому же принципу.
Как обойти таможню: по одному велосипеду, поддельные документы и "свои люди" на границе
Относительно того, как велосипеды ввозятся нелегально или без уплаты налогов, эксперт был осторожен в ответах. Есть люди, имеющие возможность часто пересекать границу. Теоретически они могут привозить велосипеды в одиночку, не декларируя их. Еще один способ – завышение или занижение стоимости в документах, поддельные инвойсы.
Украденные велосипеды могут провозить с поддельными документами или просто скрывать от таможенного контроля. Таможенники не всегда проверяют каждый велосипед в партии – могут взять выборочно 2-3 штуки – если все по документам совпадает – дальше просто не проверяют.
Когда велосипед за 90 тысяч продают за 20: почему это сигнал тревоги и о чем молчат продавцы на OLX.
Эксперт приводит простой пример, который должен насторожить покупателей. Если велосипед, который у дилера стоит 90 тысяч гривен, кто-то продает за 20-25 тысяч как годовалый – это ненормально.
"Этому точно есть какая-то причина. Не бывает сказочных цен ни в Европе, ни в Украине", — подчеркивает эксперт.
По его словам, если цена слишком низкая, то велосипед либо украден, либо его стоимость максимально занижена при пересечении границы.
Таможня может проверить реальную стоимость велосипеда по каталогам и сказать: у вас такой велосипед должен стоить 100-120 тысяч гривен, а вы его ввозите за 60 тысяч. Тогда базовую цену поднимают. Иногда продавцы сдирают опознавательные знаки велосипеда и ввозят дорогие бренды под видом дешевых "китайцев". В некоторых случаях у водителей-перевозчиков из приграничных регионов есть "свои" на границе, которые закрывают глаза на нарушения.
Что ответила Гостаможслужба: 7 нарушений, 7,5 миллиона гривен и никакой статистики по подержанным велосипедам
Государственная таможенная служба Украины в ответе на запрос издания сообщила несколько важных фактов. Во-первых, отдельного кода товара для бывших в употреблении велосипедов в Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности не существует. Поэтому вести отдельную статистику именно по подержанным велосипедам таможня не может.
Гостаможслужба предоставила общую статистику импорта велосипедов за январь-август 2025 года. Самый дорогой велосипед, официально ввезенный в Украину за этот период, стоил 12 212 евро.
С 1 января по 31 августа 2025 г. таможни выявили 7 нарушений таможенных правил во время незаконного ввоза велосипедов и электрических велосипедов. Общая сумма конфискованного товара – более 7,5 миллиона гривен.
В таможне фактически подтвердили основные способы незаконного ввоза, о которых нам говорил собеседник:
- недекларирование товаров, перемещаемых гражданами (выявлено 3 факта);
- перемещение с сокрытием от таможенного контроля, использование тайников, поддельные документы, ложные сведения о наименовании, весе или количестве товаров (выявлено 3 факта);
- недекларирование коммерческих партий товаров (выявлен 1 факт).
Случаи обнаружения таможней велосипедов, которые пытались ввезти в Украину с нарушениями, единичны. В августе 2025 года на таможенном посту "Красноильск" таможенники обнаружили незаконную перевозку более чем на 3,5 миллиона гривен. Возвращавшаяся с нарушениями водитель пыталась ввезти 15 спортивных велосипедов иностранного производства марки "Scott" в разобранном состоянии. Однако, где она их взяла, не сообщалось.
В 2024 году на львовской таможне обнаружили контрабанду запчастей к велосипедам на полмиллиона. Житель Тернопольщины вез запчасти в пассажирском микроавтобусе.
Китай против Европы: кто действительно наполняет украинский рынок велосипедами и сколько это стоит
По данным Гостаможслужбы, абсолютный лидер импорта велосипедов в Украину — Китай. За январь-август 2025 из Поднебесной официально завезли 237 547 обычных велосипедов (98% рынка) и 1251 электровелосипед. Общая стоимость поставок – около 14,4 миллиона долларов.
В первую пятерку вошли также Тайвань (2118 велосипедов), Индонезия (908), Испания (265), Вьетнам.
Средняя цена китайского велосипеда – около 59 долларов. Электровелосипед из Китая в среднем стоит 211 долларов.
Для сравнения: ворованные велосипеды из Европы на OLX продают за 500-1000 долларов, хотя их реальная стоимость может достигать 5000-7000 долларов.
По данным таможни, больше налогов взимают с импорта из Китая. НДС – самая большая составляющая: для Китая это 129 257 тысяч гривен за обычные велосипеды. Акциз отсутствует для обычных велосипедов, но есть для электровелосипедов. Испания и некоторые европейские страны имеют льготы — для них действует нулевая пошлина.
Как ворованные байки из Европы превращаются в "выгодные предложения" в Украине
Проблема ворованных велосипедов из Европы, которые попадают в Украину, имеет признаки отлаженного теневого бизнеса. Масштаб проблемы велик: в Германии, к примеру, в 2020 году объем страховых выплат за угнанные велосипеды достигал рекордных 110 миллионов евро.
Украденные велосипеды продают в Украине в пять раз дешевле их реальной стоимости, но даже при этом преступники остаются с большой прибылью.
Велосипеды везут преимущественно "бусиками"-перевозчиками. Также, по нашей информации, чтобы избежать проблем на границе, их часто завозят в разобранном виде под видом запчастей. Рамы с идентификационными номерами прячут, а остальные части выдают за запчасти. Аналогичным образом везут и бытовую технику из Европы — чтобы привезти подержанную стиральную машинку, могут открутить или отрезать электрический кабель или шланг и выдают за поломанную.
Почему покупатели рискуют: что угрожает тем, кто покупает ворованный велосипед, и как не попасть в ловушку
Чтобы не купить украденный велосипед, эксперты советуют:
- быть осторожными с ценой: слишком низкая цена на новую или почти новую дорогостоящую модель — первый сигнал тревоги;
- требовать документы, подтверждающие легальное происхождение;
- проверять идентификационный номер (серийный номер): существуют украинские и международные ресурсы, где можно проверить велосипед на угон;
- покупать в проверенных магазинах, а не "с рук".
С ворованным велосипедом лучше не ехать в Европу – там он может находиться в розыске, и это создаст проблемы владельцу.
Напомним, ранее "Телеграф" рассказывал о новых правилах на таможне. Новый документ смягчает наказание за некоторые нарушения таможенных правил.