Киев тонет после каждого ливня: почему столица превращается в "Венецию" и есть ли выход из гидрокошмара
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Потоп после дождя в Киеве иногда становится главной причиной опозданий
После каждого сильного ливня ленты столичных каналов заполняются фотографиями и видео того, в каком состоянии находятся улицы Киева. Обычно на таких проезжих частях подтоплены, что затрудняет движение и автомобильного, и общественного транспорта. И это в столице продолжается далеко не первый год.
"Телеграф" попытался разобраться, в чем состоит суть этой проблемы и есть ли варианты ее решения.
Глубокие лужи по колено, машины-лодки и трамвайные пути в воде
Днем, 30 июля, столица снова оказалась в эпицентре сильной непогоды — в течение нескольких часов во многих районах города идет сильный ливень, сопровождаемый грозой — молнии и гром уже который день пугают киевлян. Журналист "Телеграфа" зафиксировал последствия непогоды в Шевченковском районе — там, на пересечении улиц Сырецкая и Кирилловская остановился трамвай — колеи полностью затоплены водой.
В частности, движение троллейбусов №17 и №19 затруднено на пересечении улиц Ереванской и Воробьева. Троллейбусы №22к, 27, 30 и 42 задерживаются на пересечении улиц Гетьмана и Борщаговской. Кроме того, задержки наблюдаются для троллейбусов №27, 30 и 31 по улице Елены Телиги.
Трамвайные маршруты тоже работают с нарушениями. Трамвай №15 задерживается на улице Дегтяревской. На пересечении улиц Кирилловской и Сырецкой остановились трамваи №11, 12, 16 и 19. Также осложнение движения для трамваев №12, 17 и 19 на пересечении улиц Автозаводской и Приорской.
По проспекту Берестейскому наблюдаются задержки троллейбусов №4, 5, 7, 8, 9К и 17. Из-за ДТП возле станции метро "Нивки" в направлении улицы Чернобыльской задерживается движение троллейбусов №7 и 26.
Задержки зафиксированы по улице Кирилловской для троллейбусов №6, 18, 25, 28 и 33, а также на пересечении улиц Вышгородской и Дубровицкой для маршрутов №6, 18 и 33.
На пересечении улицы Дорогожицкой с улицей Джонса задерживается движение троллейбусов №19, 23 и 31.
Другие каналы публикуют видео с затопленными дорогами и улицами столицы. Так, в Киеве уже открылся новый фонтан:
В ночь на понедельник, 28 июля, кроме российских комбинированных обстрелов, на Киев спустилась сильная гроза: звуки грома жители столицы путали со звуками работы ПВО, а непогода задержалась – сильный дождь продолжает заливать улицы.
Жители города уже публикуют фото и видео своих маршрутов на работу:
Осадки не планируют идти и в ближайшее время, в частности, в Укргидрометцентре 29 и 30 июля также прогнозируют дожди, однако уже без грозы. И если для киевлян и гостей столицы это будет означать облегчение – по крайней мере уже не придется пугаться громких звуков, то система канализации города не будет в восторге от этих новостей.
В Киеве выявили 65 зон риска подтоплений из-за изношенности ливневой канализации
В Киеве функционирует около 2800 км дождевой канализации, треть из которых обслуживает коммунальная корпорация. В КК "Киевавтодор" сообщили в ответе на запрос "Телеграфа", что большинство сетей находится в удовлетворительном состоянии, однако во время сильных ливней возникают подтопления. Основной причиной этого называют сверхнормативное количество осадков, залповые дожди и резкое поднятие уровня воды в реках Лыбидь, Нивка, Сырец, в Дарницком мелиоканале и каскаде озёр Опечень.
По словам представителей городских властей, дополнительным фактором является засорение дождеприёмных решёток листьями и мусором, который сносится ветром с прилегающих территорий. Всего на балансовой сети выявлено 65 потенциально опасных участков, где возникают подтопления в случае залповых осадков.
При этом около 80% столичной дождевой канализации было построено в 1950-1980-х годах и не рассчитано на современные объёмы осадков. Из-за недостаточного сечения коллекторов на отдельных участках вода не успевает отводиться, что и приводит к проблемам в низинах.
Очистка решёток и ливнеприёмников проводится регулярно в соответствии с требованиями Технических правил ремонта и содержания улиц и дорог. Весной их прочищают после таяния снега, летом — после сильных ливней или по мере необходимости, а также перед началом зимнего сезона. Ливневые коллекторы прочищают каналопромывочными машинами или гидравлическим способом.
Кроме текущих работ, в 2025 году корпорация планирует завершить капитальный ремонт четырёх аварийных участков дождевой канализации: на улицах Таборной, Пантелеймона Кулиша, Братиславской и Уманской. Запланировано укладка новых трубопроводов, установка люков и ливнеприёмников, а также благоустройство прилегающей территории.
Как работает дождевая канализация Киева
Дождевая канализация столицы — это сложная сеть инженерных сооружений, которая должна обеспечить быстрый отвод осадков с улиц, дворов и крыш. Её главная цель — предотвращать подтопления и защищать инфраструктуру, но система давно нуждается в модернизации.
Дождеприёмные решётки, колодцы, трубопроводы, большие коллекторы, насосные станции и иногда очистные сооружения — так выглядит дождевая канализация Киева. Решётки, расположенные вдоль дорог и тротуаров, собирают воду и задерживают мусор. После этого вода самотёком или с помощью насосов направляется через подземные трубы к главным коллекторам, а оттуда — в водоёмы или на очистные сооружения.
Основное направление — в Днепр и его притоки, в частности Лыбидь и Сырец. Часть стоков проходит очистку, но большинство попадает в водоёмы без всякой фильтрации, что создаёт экологические риски. Например, в Бортничи сбрасывают бытовые и дождевые воды из старых кварталов. Также в городе действуют крупные коллекторы — Лыбедский, Подольский, Дарницкий.
Во время сильных ливней вода может накапливаться в регулировочных камерах или шлюзах, которые уменьшают риск перегрузки системы
Изменения остались на бумаге
Заместитель министра образования, депутат Киевсовета и доктор экономических наук Андрей Витренко заявил, что Киев с каждым ливнем оказывается на грани инфраструктурной катастрофы, а ливневая канализация давно не соответствует потребностям города.
Киевляне уже привыкли, что с каждым ливнем наш город оказывается на грани инфраструктурной катастрофы. Дождевая канализация Киева — устаревшая, забитая и давно не отвечающая потребностям современного мегаполиса
Он напомнил, что в 2020 году Виталий Кличко дал старт городской программе реконструкции ливневой канализации — предусматривались инвентаризация сетей, создание технических паспортов и передача новых участков в коммунальную собственность. Программа была утверждена до 2026 года, но, по словам Витренко, никакого реального результата она не дала.
"Всё осталось на бумаге. Киев — беззащитен перед каждым ливнем, несмотря на громкие обещания мэра", — отметил он.
Витренко подчеркнул, что системные решения отсутствуют, а городская власть лишь наблюдает сверху. Он призвал к немедленному созданию публичного и профессионального плана модернизации дождевой инфраструктуры столицы.
Почему Киев тонет
Одна из главных причин регулярных подтоплений в Киеве — критически изношенная и устаревшая дождевая канализация, которая не соответствует современным климатическим и урбанистическим реалиям. Об этом говорится в проекте решения о Комплексной целевой программе повышения энергоэффективности и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры города Киева на 2021-2025 годы.
Большинство коллекторов и труб было проложено ещё в 1950-1970-х годах, когда проектировались значительно более низкие объёмы осадков и менее плотная застройка. Сегодня сети часто имеют малый диаметр, трещины или полностью забиты, что существенно снижает их пропускную способность.
Ситуацию осложняет комбинированная система канализации в центральных районах столицы — когда бытовые и дождевые стоки идут по одному коллектору. В период сильных осадков такая система мгновенно перегружается. Яркий пример — Лыбедский коллектор, который обслуживает правобережную часть Киева и регулярно не справляется с нагрузкой.
Во время ливней нагрузка на систему возрастает на 20-40%, а иногда даже до 50%. Все аварийные участки в таких условиях перегружаются, а некоторые коллекторы — разрушаются.
Особенно опасной является ситуация с Главным городским канализационным коллектором, срок эксплуатации которого завершился ещё в 1992 году. Из-за коррозии он находится в аварийном состоянии, и дальнейшая работа без ремонта может привести к техногенной катастрофе. В неудовлетворительном состоянии также находятся дюкерные переходы через Днепр и большинство коллекторов, построенных в 1950–1980-х годах.
Согласно проекту решения о Комплексной программе повышения энергоэффективности и развития ЖКХ Киева на 2021–2025 годы, ежегодно необходимо заменять не менее 50 км наиболее изношенных сетей.
Наиболее острые проблемы водоотведения Киева:
- аварийное состояние Бортнической станции аэрации и иловых полей;
- критический износ напорных и самотёчных коллекторов;
- потребность в срочном ремонте дюкерных переходов;
- угроза коллапса из-за коррозии и отсутствия обновления.
"Телеграф" направил запрос в коммунальные службы Киева, чтобы узнать, какие методы борьбы с затоплением улиц они используют и происходит ли модернизация водосточных систем столицы сейчас.
Напомним, ранее мы писали, что август традиционно считается сухим и солнечным месяцем лета. Через антициклоны, которые формируются в настоящее время над Восточной Европой, устанавливается жаркая и маловетренная погода с минимальным количеством осадков. Однако в августе нередки грозы и другие опасные метеоявления.