Киев тонет после каждого ливня: почему столица превращается в "Венецию" и есть ли выход из гидрокошмара

Читати українською
Автор
515
Потоп в Киеве Новость обновлена 30 июля 2025, 17:43
Потоп в Киеве. Фото Коллаж "Телеграф"

Потоп после дождя в Киеве иногда становится главной причиной опозданий

После каждого сильного ливня ленты столичных каналов заполняются фотографиями и видео того, в каком состоянии находятся улицы Киева. Обычно на таких проезжих частях подтоплены, что затрудняет движение и автомобильного, и общественного транспорта. И это в столице продолжается далеко не первый год.

"Телеграф" попытался разобраться, в чем состоит суть этой проблемы и есть ли варианты ее решения.

Глубокие лужи по колено, машины-лодки и трамвайные пути в воде

Днем, 30 июля, столица снова оказалась в эпицентре сильной непогоды — в течение нескольких часов во многих районах города идет сильный ливень, сопровождаемый грозой — молнии и гром уже который день пугают киевлян. Журналист "Телеграфа" зафиксировал последствия непогоды в Шевченковском районе — там, на пересечении улиц Сырецкая и Кирилловская остановился трамвай — колеи полностью затоплены водой.

Остановлен травма в Шевченковском районе. Фото: Женя Хамстер
Остановлен травма в Шевченковском районе. Фото: Женя Хамстер
Коммунальщики пытаются справиться с новым "Киевским морем". Фото: Женя Хамстер
Коммунальщики пытаются справиться с новым "Киевским морем". Фото: Женя Хамстер

В частности, движение троллейбусов №17 и №19 затруднено на пересечении улиц Ереванской и Воробьева. Троллейбусы №22к, 27, 30 и 42 задерживаются на пересечении улиц Гетьмана и Борщаговской. Кроме того, задержки наблюдаются для троллейбусов №27, 30 и 31 по улице Елены Телиги.

Трамвайные маршруты тоже работают с нарушениями. Трамвай №15 задерживается на улице Дегтяревской. На пересечении улиц Кирилловской и Сырецкой остановились трамваи №11, 12, 16 и 19. Также осложнение движения для трамваев №12, 17 и 19 на пересечении улиц Автозаводской и Приорской.

По проспекту Берестейскому наблюдаются задержки троллейбусов №4, 5, 7, 8, 9К и 17. Из-за ДТП возле станции метро "Нивки" в направлении улицы Чернобыльской задерживается движение троллейбусов №7 и 26.

Задержки зафиксированы по улице Кирилловской для троллейбусов №6, 18, 25, 28 и 33, а также на пересечении улиц Вышгородской и Дубровицкой для маршрутов №6, 18 и 33.

На пересечении улицы Дорогожицкой с улицей Джонса задерживается движение троллейбусов №19, 23 и 31.

Другие каналы публикуют видео с затопленными дорогами и улицами столицы. Так, в Киеве уже открылся новый фонтан:

В ночь на понедельник, 28 июля, кроме российских комбинированных обстрелов, на Киев спустилась сильная гроза: звуки грома жители столицы путали со звуками работы ПВО, а непогода задержалась – сильный дождь продолжает заливать улицы.

Жители города уже публикуют фото и видео своих маршрутов на работу:

Осадки не планируют идти и в ближайшее время, в частности, в Укргидрометцентре 29 и 30 июля также прогнозируют дожди, однако уже без грозы. И если для киевлян и гостей столицы это будет означать облегчение – по крайней мере уже не придется пугаться громких звуков, то система канализации города не будет в восторге от этих новостей.

В Киеве выявили 65 зон риска подтоплений из-за изношенности ливневой канализации

В Киеве функционирует около 2800 км дождевой канализации, треть из которых обслуживает коммунальная корпорация. В КК "Киевавтодор" сообщили в ответе на запрос "Телеграфа", что большинство сетей находится в удовлетворительном состоянии, однако во время сильных ливней возникают подтопления. Основной причиной этого называют сверхнормативное количество осадков, залповые дожди и резкое поднятие уровня воды в реках Лыбидь, Нивка, Сырец, в Дарницком мелиоканале и каскаде озёр Опечень.

По словам представителей городских властей, дополнительным фактором является засорение дождеприёмных решёток листьями и мусором, который сносится ветром с прилегающих территорий. Всего на балансовой сети выявлено 65 потенциально опасных участков, где возникают подтопления в случае залповых осадков.

При этом около 80% столичной дождевой канализации было построено в 1950-1980-х годах и не рассчитано на современные объёмы осадков. Из-за недостаточного сечения коллекторов на отдельных участках вода не успевает отводиться, что и приводит к проблемам в низинах.

Ответ КК "Киевавтодор" на запрос "Телеграфа"
Ответ КК "Киевавтодор" на запрос "Телеграфа"

Очистка решёток и ливнеприёмников проводится регулярно в соответствии с требованиями Технических правил ремонта и содержания улиц и дорог. Весной их прочищают после таяния снега, летом — после сильных ливней или по мере необходимости, а также перед началом зимнего сезона. Ливневые коллекторы прочищают каналопромывочными машинами или гидравлическим способом.

Кроме текущих работ, в 2025 году корпорация планирует завершить капитальный ремонт четырёх аварийных участков дождевой канализации: на улицах Таборной, Пантелеймона Кулиша, Братиславской и Уманской. Запланировано укладка новых трубопроводов, установка люков и ливнеприёмников, а также благоустройство прилегающей территории.

Как работает дождевая канализация Киева

Дождевая канализация столицы — это сложная сеть инженерных сооружений, которая должна обеспечить быстрый отвод осадков с улиц, дворов и крыш. Её главная цель — предотвращать подтопления и защищать инфраструктуру, но система давно нуждается в модернизации.

Дождеприёмные решётки, колодцы, трубопроводы, большие коллекторы, насосные станции и иногда очистные сооружения — так выглядит дождевая канализация Киева. Решётки, расположенные вдоль дорог и тротуаров, собирают воду и задерживают мусор. После этого вода самотёком или с помощью насосов направляется через подземные трубы к главным коллекторам, а оттуда — в водоёмы или на очистные сооружения.

Основное направление — в Днепр и его притоки, в частности Лыбидь и Сырец. Часть стоков проходит очистку, но большинство попадает в водоёмы без всякой фильтрации, что создаёт экологические риски. Например, в Бортничи сбрасывают бытовые и дождевые воды из старых кварталов. Также в городе действуют крупные коллекторы — Лыбедский, Подольский, Дарницкий.

Во время сильных ливней вода может накапливаться в регулировочных камерах или шлюзах, которые уменьшают риск перегрузки системы

Изменения остались на бумаге

Заместитель министра образования, депутат Киевсовета и доктор экономических наук Андрей Витренко заявил, что Киев с каждым ливнем оказывается на грани инфраструктурной катастрофы, а ливневая канализация давно не соответствует потребностям города.

Киевляне уже привыкли, что с каждым ливнем наш город оказывается на грани инфраструктурной катастрофы. Дождевая канализация Киева — устаревшая, забитая и давно не отвечающая потребностям современного мегаполиса

Андрей Витренко

Он напомнил, что в 2020 году Виталий Кличко дал старт городской программе реконструкции ливневой канализации — предусматривались инвентаризация сетей, создание технических паспортов и передача новых участков в коммунальную собственность. Программа была утверждена до 2026 года, но, по словам Витренко, никакого реального результата она не дала.

"Всё осталось на бумаге. Киев — беззащитен перед каждым ливнем, несмотря на громкие обещания мэра", — отметил он.

Витренко подчеркнул, что системные решения отсутствуют, а городская власть лишь наблюдает сверху. Он призвал к немедленному созданию публичного и профессионального плана модернизации дождевой инфраструктуры столицы.

Почему Киев тонет

Одна из главных причин регулярных подтоплений в Киеве — критически изношенная и устаревшая дождевая канализация, которая не соответствует современным климатическим и урбанистическим реалиям. Об этом говорится в проекте решения о Комплексной целевой программе повышения энергоэффективности и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры города Киева на 2021-2025 годы.

Большинство коллекторов и труб было проложено ещё в 1950-1970-х годах, когда проектировались значительно более низкие объёмы осадков и менее плотная застройка. Сегодня сети часто имеют малый диаметр, трещины или полностью забиты, что существенно снижает их пропускную способность.

Комплексная целевая программа повышения энергоэффективности
Комплексная целевая программа повышения энергоэффективности

Ситуацию осложняет комбинированная система канализации в центральных районах столицы — когда бытовые и дождевые стоки идут по одному коллектору. В период сильных осадков такая система мгновенно перегружается. Яркий пример — Лыбедский коллектор, который обслуживает правобережную часть Киева и регулярно не справляется с нагрузкой.

Во время ливней нагрузка на систему возрастает на 20-40%, а иногда даже до 50%. Все аварийные участки в таких условиях перегружаются, а некоторые коллекторы — разрушаются.

Особенно опасной является ситуация с Главным городским канализационным коллектором, срок эксплуатации которого завершился ещё в 1992 году. Из-за коррозии он находится в аварийном состоянии, и дальнейшая работа без ремонта может привести к техногенной катастрофе. В неудовлетворительном состоянии также находятся дюкерные переходы через Днепр и большинство коллекторов, построенных в 1950–1980-х годах.

Согласно проекту решения о Комплексной программе повышения энергоэффективности и развития ЖКХ Киева на 2021–2025 годы, ежегодно необходимо заменять не менее 50 км наиболее изношенных сетей.

Наиболее острые проблемы водоотведения Киева:

  • аварийное состояние Бортнической станции аэрации и иловых полей;
  • критический износ напорных и самотёчных коллекторов;
  • потребность в срочном ремонте дюкерных переходов;
  • угроза коллапса из-за коррозии и отсутствия обновления.

"Телеграф" направил запрос в коммунальные службы Киева, чтобы узнать, какие методы борьбы с затоплением улиц они используют и происходит ли модернизация водосточных систем столицы сейчас.

Напомним, ранее мы писали, что август традиционно считается сухим и солнечным месяцем лета. Через антициклоны, которые формируются в настоящее время над Восточной Европой, устанавливается жаркая и маловетренная погода с минимальным количеством осадков. Однако в августе нередки грозы и другие опасные метеоявления.