"Я был машинистом-испытателем": железнодорожник, ставший звездой соцсетей, раскрыл секреты своей работы
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Блогер-железнодорожник рассказал, как его хобби соединилось с профессией
Машинист электропоезда Василий Бабчук из Полтавы стал звездой благодаря ТикТок: видео, на котором он на поворотах крутит руль то в одну сторону, то в другую, собрало в соцсети 2,2 млн просмотров.
В своем Instagram он отвечает на вопросы, которые всегда интересовали пассажиров железной дороги: как выглядит кабина машиниста? Как он понимает, с какого на какой путь переехать и когда? Зачем в электропоезде руль?
Есть большая вероятность, что вы заочно знакомы с Василием. По крайней мере, если слышали в электропоезде песню "Ой, у лузі червона калина". Вася громко включает ее при выходе пассажиров. Так, например, мы с Василием как-то вместе путешествовали за грибами. Я — как пассажирка электрички, а он — как машинист электропоезда, курсирующего между Полтавой и Кременчугом.
Ранее машинист электропоезда выкладывал короткие ролики на Ютуб о своих зарубежных путешествиях, а когда в 2022 году границы закрылись, переключился на рассказы о закулисье профессии. "Телеграф" решил пообщаться с креативным блогером-машинистом, чтобы узнать больше и о нем, и о нюансах его работы.
"Этот поезд в Кременчуг едет?"
— Так для чего же руль в электропоезде, если не для поворотов?
— Да я просто пошутил, смонтировав кадры! А многие приняли это за чистую монету. На самом деле руль служит для набора скорости и торможения.
Поезд поворачивает благодаря форме колес. Они не ровные, а слегка конусообразные — ближе к оси диаметр меньше, а ближе к краю больше.
Когда поезд заходит в поворот, одно колесо оказывается на участке с большим диаметром, второе – с меньшим. Поэтому колесная пара самостоятельно "подруливает", и поезд плавно проходит кривую без поворота колес, как у машин.
— Вы давно за "штурвалом"?
— Уже двадцать лет: девять работал помощником машиниста и одиннадцать — машинистом.
— Мечта детства?
— Можно и так сказать! В детстве я мечтал стать либо водителем автобуса, либо машинистом поезда. После школы сделал между ними выбор. Маленьким родители часто возили меня на поезде к бабушке в Кобеляки. И мне всегда хотелось заглянуть в кабину машиниста. Теперь благодаря моим видеороликам каждый желающий может увидеть ее изнутри и виртуально покататься по нашим маршрутам, насладиться видами за окном.
— Вы один такой блогер-железнодорожник в Украине?
— Уже не один. Сейчас все больше и больше моих коллег выставляют видео с рабочих мест в Интернет. Настоящей звездой ТикТока, например, стал харьковский проводник Александр Барильник, танцующий на камеру под популярные песни.
— Почему вы стали блогером?
— Мне нравится снимать и монтировать видео. Вышло так, что хобби соединилось с работой.
— Это уже как-то монетизируется?
— На данный момент нет. Я вообще равнодушен к тому, "залетает" ролик или не "залетает". Случалось, видео набирали и 600—800 тысяч просмотров, и 1 200 000.
— Каков был самый неожиданный вопрос от ваших подписчиков?
— Ой, вопросов так много, что на все не успеваю отвечать, хотя стараюсь. Но чаще всего повторяется "Этот поезд в Кременчуг едет?" Хотя его задают не подписчики, а пассажиры. При том, что электронные табло по маршруту движения висят и спереди, и сбоку кабины машиниста. Но до отправления поезда в мою кабину обязательно несколько человек постучатся и спросят, куда едем.
Срезают до металла: как модернизируют поезда
– Поезд ведут два человека – машинист и его помощник. Почему? Это чтобы один мог отдохнуть в пути?
— На самом деле поезд ведет только машинист, если у его помощника нет соответствующих прав. Помощник – дополнительные глаза, руки и ноги машиниста. Одна из его обязанностей — подготовка поезда к рейсу, а во время движения он внимательно наблюдает за показаниями приборов, состоянием пути, дублирует сигналы и таким образом контролирует действия машиниста. Скажем, напоминает, чтобы я ограничил скорость, повторяет, какой цвет семафора впереди. А еще устраняет неполадки, если возникают. Обязательно каждый час помощник проводит регулярный контроль технического состояния поезда во время движения.
Хотя в некоторых новых поездах можно настроить электронную программу подсказок по маршруту. Потому в Германии, например, машинисты работают без помощника. Известно, что в Японии и Объединенных Арабских Эмиратах поезда метро вообще ездят без участия людей.
А отдыхать или тем более спать в дороге нам вообще запрещено. И работать больше двенадцати часов не разрешено.
— На Укрзализныце очень старые электровозы?
— В полтавском депо самые новые 2008 года выпуска, построенные еще на Луганском тепловозном заводе, серии ЭПЛ-9Т. Таких семь штук. Были бы государственные заказы Крюковскому вагоностроительному, он бы строил новые. Но в настоящее время там изготавливают только пассажирские вагоны, согласно государственному контракту.
— Кстати, вас не привлекают к испытаниям новинок этого предприятия?
— Я был машинистом-испытателем их поездов! Последние они построили в 2022 году. По сравнению с советскими в них все гораздо лучше: проще и комфортнее.
— Модернизированные электрички тоже выглядят как новенькие. В каком возрасте их "омолаживают"?
— После того, как они отработали несколько лет или пробежали определенный километраж, их отправляют на капитальный ремонт в Киев. Самые старые, которые до сих пор в эксплуатации, изготовлены, кажется, в 1970-х годах. Среди них и легенда Укрзализныци – электропоезд ЭР9 производства Рижского вагонзавода, носящий имя капитана III ранга, одного из самых известных одесситов Александра Маринеско. Эта электричка ездит по всей Украине. Сначала она была приписана к Одесскому депо, потом попала в Здолбунов Ровенской области, затем в Киев, Чернигов, Полтаву. И теперь снова, после капитального ремонта, "Маринеско" работает в Киеве.
В ходе модернизации полностью меняют проводку, машинные агрегаты, внутренний и внешний дизайн. В целом, поезд разбирают до рамы, иногда даже металл срезают. От старого поезда разве что 20—25 процентов остается. Но модернизировать дешевле, чем строить новый.
В Полтаве модернизированы 4 поезда из 14.
Самый любимый маршрут – новый
— Не было желания сменить электричку на, скажем, "Хюндай"?
— Как же не было? Два года назад мне предлагали работать на скоростных поездах. Я сразу согласился, потому что мечтал водить "Хюндай". Прошел даже собеседование и… отказался. Остановило то, что нужно было либо переезжать в Киев и перевозить туда семью, либо ездить на работу в столицу из Полтавы. Оба варианта меня не устраивали. Поэтому я так и не отважился сменить место работы. Жалею, что даже не попробовал.
— Между какими станциями вы курсируете и с какой максимальной скоростью?
— Со станции "Полтава-Южная" ездим в Кременчуг, Лозовую и Огульцы Харьковской области, а два года назад, когда запустили скоростную электричку на Гребенку, добавился еще и этот маршрут.
Средняя скорость на пригородном движении – 100 километров в час. Иногда, когда нужно уложиться в график, разгоняемся до 115.
— Ваш любимый маршрут?
— Новый! Когда проводили испытания скоростных поездов, я объездил на них пол-Украины: Киев, Львов, Днепр, Коломыя, Рахов, Черновцы, а еще Бескидский тоннель… Новые вокзалы, новые картинки за окном. Это было классно! Я столько тогда позитивных эмоций получил!
— Лично я давно хотела узнать, как машинист видит дорогу, если ее замело снегом.
— Рельсы видны на сто процентов в любую метель. Но мы уже наизусть знаем, как и куда ехать. Ориентируемся по стрелкам, светофорам. Зеленый цвет входного и выходного светофора означает, что нужно ехать прямо. К тому же перед прибытием на станцию нас по радиосвязи вызывает дежурная и дает пояснения, на какой путь принимают наш поезд. Она же предупреждает, когда нам нужно сделать остановку, если нас будут обгонять скоростные или пассажирские поезда. У нас все по графику…
— То есть остановки электрички по 10—20 минут – это такой график?
— Да. И если мы опаздываем хотя бы на минуту, то это уже плохо, стараемся нагнать время.
— Еще интересно, в каких случаях машинисты подают сигналы?
— Обязательно сигналим перед отправкой и перед прибытием на платформу. На кривых участках пути, метров за 50 до встречного поезда и после того, как с ним разминемся. Это для того, чтобы люди сошли с путей и никто не выбежал перед поездом.
— Часто перебегают?
— Очень часто. И если большая скорость, то можно не успеть затормозить.
Не менее часто через рельсы перебегают также зайцы, лисы, косули, собаки. Несколько раз видел лосей.
— А в вагонах всех пассажиров видите? Я к тому, можете ли предотвратить порчу имущества?
— В модернизированных электричках видеокамеры есть в каждом салоне, они подают изображение на монитор в кабину машиниста. То есть общую картину видим. Однако проследить за каждым пассажиром невозможно. Поэтому встречаются порезанные сиденья или расписанные стены.
— Какие бывают претензии у пассажиров к машинисту?
— Люди разные есть. Иногда слышу, что я не там стал, потому что им неудобно выходить. Но мы останавливаемся всегда по правилам — у знака остановки первого вагона.
А многие благодарят за то, что их довезли, желают счастливого пути.
— И вот вы доехали до конечного пункта своего маршрута. Дальше отдыхаете?
— Если приезжаем в Лозовую, то отдыхаем, там у нас есть дом отдыха. Нас меняет другая бригада, которая уже отдохнула. А в Кременчуге сменили кабину, выполнили пробу тормозов и через двадцать минут поехали назад. На других конечных станциях мы можем стоять три часа или час.
"Классно, когда не ты кого-то везешь, а тебя везут"
— Вы сами часто бываете пассажиром Укрзализныци?
— Очень редко! Мне не нужно ездить на поезде. Но всегда, когда вижу пассажирский поезд, который мчится мне навстречу, думаю, вот бы проехаться в нем. Я кайфую, когда еду в купе пассажирского поезда, особенно в новом вагоне. Сама атмосфера в нем успокаивает. Тепло, уютно, комфортно. Новые розетки, подсветка… Лег и спишь. И так классно, что не кого-то везешь, а тебя везут.
— Для железнодорожников проезд бесплатный?
— Раз в год нам разрешается взять билет, с которого высчитывается из зарплаты только налог!
— Для вас всегда есть билеты, не так, как для других?
— Если их нет, то и для нас нет.
— Какие плюсы работы на Укрзализныце?
— Социальный пакет, выход на пенсию в 55 лет для мужчин. Ну и, конечно, возможность каждый день видеть красоту природы.
— А минусы?
— То, что приходится работать в ночное время. Это очень большой минус, сказывающийся на здоровье. Ночью надо спать, а не где-то там ездить.
— Как семья относится к вашей популярности тиктокера?
— Нормально. Моя жена работает в службе кадровой политики и социальных вопросов на железной дороге. Старшая дочь — студентка, младшая ходит в седьмой класс. Многие ее одноклассники говорят, что подписаны на меня в соцсетях.
— А подписчики что говорят в комментариях?
— Кое-кто из взрослых мужчин пишет, что в моих роликах они видят свою мечту. Многие сожалеют, что так и не попытались ее осуществить.
Подростки часто спрашивают, стоит ли идти работать на железную дорогу. Я советую попробовать, если это действительно мечта вашей жизни, чтобы потом не жалеть, что даже не пытался ее реализовать.
А если не понравится, сменить профессию никогда не поздно.
— В последнее время так много опасностей на железной дороге…
— Можно дома сидеть, и там тоже будет опасно. Если кому-то что-то назначено судьбой, ничего не переиграешь…
Фото предоставлены Василием Бабчуком