Вместо улучшения — отчеты и контроль: почему волонтеры теряют время и нервы из-за изменения правил ввоза гуманитарки

Читати українською
Автор
1392
Потребность в гуманитарной помощи на фронте и тылу не уменьшается. Фото из архива Александра Любишко
Потребность в гуманитарной помощи на фронте и тылу не уменьшается. Фото из архива Александра Любишко

Смена правил буквально на ходу вызывает у волонтеров по меньшей мере удивление.

Спустя почти два месяца, прошедшие с изменения правил ввоза гуманитарной помощи в Украину, волонтеры констатируют, что ожидаемого улучшения не произошло. По крайней мере, пока. А добровольные помощники фронта вынуждены работать по не до конца продуманным и действенным алгоритмам.

Об этом "Телеграф" пообщался с руководителями ОО "Фонд помощи защитникам Украины Вивакот" и БО "Фонд Александра Любишко".

И бывший бердянец, а теперь житель Киева Константин Кравец, возглавляющий "Вивакот", и Александр Любишко, из-за оккупированного Мелитополя, живущий в Запорожье, не первый месяц помогают армии. Они везут на фронт разные технические средства — ноутбуки, мониторы, генераторы и амуницию, но самым востребованным у бойцов остается транспорт, живущий порой на передовой совсем недолго.

Реакция авторынка на войну в Украине

- Автомобили — это то, что нужно постоянно, и мы постоянно ищем транспорт, — говорит Константин Кравец. — Берем только Германию, где наш большой друг, помогающий с подбором машин. Акцент делаем именно на немецкие, потому что их всегда обслуживают на оригинальных СТО с использованием оригинальных запчастей. Если у автомобиля актуален TÜV (нем. техосмотр. — Авт. ), то обычно с ним не возникает проблем. Хотя без форс-мажоров не обходится — у меня однажды головку блока изнутри разбило.

– Наше основное направление (90%) – тоже автомобили и багги для эвакуации с переднего края, – отмечает Александр Любышко. – И находить машины в адекватном состоянии иногда очень тяжело. Кроме того, на них постоянно растут цены, потому что европейский рынок быстро реагирует на все изменения в Украине. Приведу пример Mitsubishi L 200, который до осени 2022 года можно было купить в Европе и привезти к нам, обслужить, починить и подготовить к эксплуатации военными за 4,5 тыс. евро. Сейчас эта машина того же года выпуска и в таком же состоянии уже будет стоить на 2,5-3 тыс. евро дороже.

Перед передачей авто на фронт волонтеры часто укладываются в ее ремонт и покраску.

Бесплатно авто для фронта европейцы тоже иногда отдают, но только когда сразу выходят на нас с таким предложением. А так, когда узнают, зачем машина, могут сделать скидку. Один из таких случаев произошел в Польше, в городке в 100 км от российского Калининграда. Владелец не очень хотел сбрасывать цену, а я ему говорю: "Я сам жил в 100 километрах от россиян — в Мелитополе, а потом они пришли в мой город и теперь у меня нет ни дома, ни бизнеса и родных я не могу увидеть. Чтобы вы могли спокойно жить, и россияне не пришли к вам, можно и сбросить цену.

В конце концов мы получили большую скидку и вернулись с хорошим автомобилем для наших ребят, — говорит волонтер.

Система выдает глюки и баги

Вдобавок к уже традиционным вызовам волонтерской деятельности добровольные помощники с 1 декабря пытаются "подружиться" с новой автоматизированной системой регистрации гуманитарной помощи. Проблемы с ней возникли в первый же день работы, когда многие волонтеры застряли на границе, потому что программа отказывалась работать.

— Мне повезло быть среди тех, кто оказался на границе как раз в день запуска системы, — говорит Константин Кравец. — Мы где-то в 1 час ночи 1 декабря заехали на пункт пропуска Устилуг и услышали от таможенников, что система "висит", они не могут увидеть наш номер в реестре Минсоцполитики. Все данные, внесенные волонтерами пока система работала в тестовом режиме, исчезли. Тогда нам предложили переночевать в машине прямо там, дождаться новой смены с надеждой, что к утру все "отвиснет". После того, как мы сутки провели в дороге, это была малоприятная перспектива. Но вмешался начальник таможни, мы относительно быстро заехали, но оформление проходило в "ручном" режиме.

С того момента мы уже подали где-то 18 деклараций и вроде бы все идет по накатанной. Но остаются вопросы к интерфейсу системы. То есть до сих пор сталкиваешься с такими глюками и багами, которые нельзя простить в условиях войны и для такого очень серьезного продукта.

Это выглядит так, будто все делал один джун, а выдали это за работу группы сеньоров (термины из корпоративной IT-иерархии, где Junior – наименее опытный специалист, а Senior – специалист высокого уровня. – Авт. ). Должно быть так, что ты приезжаешь на границу с гуманитарным грузом, формируешь декларацию, показываешь номер в электронном виде и автоматически все это попадает из базы Минсоца в базу Гостаможни. Но по факту ты должна распечатать бумажку, отнести таможенникам и они вручную вводят твои данные себе, — уточняет волонтер.

Кроме транспорта фонд Константина (на фото слева) снабжает военных амуницией и техсредствами.

Александр Любишко подтверждает, что сейчас в целом не возникает проблем именно с ввозом гуманитарных грузов из-за границы. Но есть и другие моменты, которые до сих пор непонятны. Речь идет, в частности, об отчетности, которую волонтеры также должны вносить в автоматизированную систему Минсоца.

- Раньше по официальным платежам, которые проходили по фонду, были ежеквартальные отчеты, — отмечает Александр. — А по натуральной помощи, например, я связан с большим количеством церквей в Германии, Польше, которые нам передавали спальники, газовые баллоны и тому подобное, мы только должны были показать, куда она попала. Для этого подписывали акты приема-передачи с военными, которые спокойно лежали в нашем офисе. Сейчас же необходимо ежемесячно отчитываться буквально обо всем, что ввезли. Но в конце декабря президент подписал законопроект №9111, которым упрощена процедура ввоза, учета и распределения гуманитарной помощи. В частности, приостановлено представление этих отчетов для введения электронной системы учета. И пока не ясно, по какой же норме сейчас мы должны работать.

Военные из передовой обычно благодарят за транспорт, потребностей в котором не становится меньше.

— Мы уже попытались подать первый отчет по новым правилам, — рассказал о своем опыте Константин. — А у нас заехало, кроме автомобилей, много мелких вещей типа павербанков, рюкзаков, амуниции. Не очень много по стоимости, но много с точки зрения количества — все это нужно было подробно расписать, а это занимает много времени.

К тому же еще не могли найти документы на Hyundai Terracan, который завозили на дружественный фонд, был мандраж, который не успеем сдать до 00:00 15 января и нас заблокируют в системе. Но все нашли, заполнили. Не знаю, как будет дальше. Мы нормально работали почти два года с начала полномасштабного вторжения, а здесь под соусом улучшения просто прибавили дополнительную отчетность и контроль со стороны государства.

Но только усложнили работу. Как, например, произошло с разрешением передавать транспорт только на воинские части. Но если бойцы или их родные открыли сбор, мы нашли автомобиль по их запросу, то логично было бы и передавать его прямо в руки. Мы так и продолжаем делать только в акте приема-передачи максимально указываем все данные — номер военного билета, подразделение и т.д. Все, чтобы показать — это реальный военный, которому мы помогли, а не продали машину по "серой схеме", — отмечает Константин.

Собеседование на границе

Волонтеры также констатируют, что уже несколько месяцев как на границе стали более тщательно относиться ко всем выезжающим по системе "Шлях". Это возможно только для представителей волонтерского сообщества, кто регулярно совершал такие поездки до момента запуска новой системы. К тому же пограничники настаивают на необходимости справки от терцентров комплектования и социальной поддержки (ТЦК и СП).

- Сейчас каждого, кто выезжает по системе "Шлях", пограничники приглашают на собеседование. Ты должен показать декларации, акты приема-передачи, отчеты, фото, то есть доказать, что ты реальный волонтер. Так что если это должна была быть первая поездка, даже при наличии всех разрешительных документов, шансов нет, говорит Константин. После этого разговора информацию передают в Киев, и оттуда должно прийти согласование. Из-за такой системы наш волонтер недавно провел лишние три часа в пункте пропуска.

Сейчас волонтеры вынуждены закладывать лишнее время на дорогу, ведь на границе их ждет собеседование.

Я сам 3 января оказался на границе где-то в 18:30, а у меня в тот же день заканчивалось действие разрешения в системе "Шлях". Пропускали машины очень медленно, мой черед дошел где-то за 20 минут до полуночи. Меня предупредили, что я скорее всего не смогу пройти границу, потому что пока придет ответ из столицы, закончится срок разрешения и уже не будет основания для выезда. Потому я был вынужден вернуться назад. Так что при планировании поездки стоит закладывать больше времени на прохождение границы, говорит Константин.

А Александр добавляет: при якобы единых правилах пересечения границы на разных пунктах пропуска и в разные смены можно услышать разные требования по документам. Где-то настаивают на предоставлении исключительно оригиналов, где-то просят предоставить справку от ТЦК и СП, а где-то и вовсе о ней не упоминают.

— У одного из моих волонтеров есть отсрочка от мобилизации. Но на всякий случай в военкомате в Запорожье он взял письменное подтверждение, датированное 2 января 2024 года, — приводит пример Александр. — При себе он имел документы от фонда, был внесен в систему "Шлях", к тому же уже завез более 20 автомобилей, но, несмотря на это, его на пункте пропуска Рава-Русская проверяли пять часов (!) и выносили решение, можно ему ехать за границу или нет.

Другая история произошла через несколько дней на том же таможенном посту. Выезжает другой человек, но ни о каких разрешениях от ТЦК уже никто не упоминает. При этом просят предоставить письмо о признании автомобиля, который он должно привезти, гуманитарной помощью. Он говорит: "Такое письмо мы всегда делаем, когда едем обратно, потому что бывает такое, что машина, о которой мы договорились, по факту оказывается ржавой, гнилой, или имеет другие проблемы, о которых нам не сказал заранее продавец. Поэтому мы на месте находим другую, и ее завозим, соответственно пишем письмо уже на нее".

По словам Александра Любишко (на фото справа) помощь из-за границы очень важна для Украины.

Но пограничница настаивает, что такое письмо должно быть здесь и сейчас, волонтер просит дать несколько минут, чтобы связаться с офисом и получить скан-копию соответствующего документа. Но его просят покинуть таможенную территорию. Он это делает, звонит по телефону мне, мы все оформляем, отправляем. Через час заходит на таможне в тот же кабинет, общается с той же работницей, которая ему демонстрировала образец нужного письма. Он его предоставляет, но пограничница говорит, что не видит оснований для выезда за границу. Волонтер решает попытаться проехать через другой пункт пропуска, но нам у него уже просят оригиналы документов с мокрыми печатями, хотя все данные есть в электронных базах.

Будь это унифицированные требования — это как-то можно было бы понять, но изменение правил буквально на ходу вызывает по меньшей мере удивление. Все-таки обо всех нововведениях следует предупреждать людей заранее, потому что волонтеры обычно продумывают, где остановиться на ночлег, как добраться до места, где должны забирать машину. И когда им отказывают в выезде, все договоренности сгорают, а часто и теряются деньги. Так что попытки навести порядок только создают дополнительные препятствия для волонтерского движения. Уверен, что есть более действенные и правильные способы для того, чтобы пересечение границы происходило в рамках закона, но по одинаковым и понятным всем требованиям, — отмечает Александр.

Материал опубликован на украинском языке — читать на языке оригинала