В декабре переговоры угаснут, а Украина получит деньги: нардеп

Читати українською
Автор
3158
Олег Дунда
Олег Дунда. Фото Коллаж "Телеграфа"

США и РФ имеют свое видение геополитического будущего, а Европа просто испугалась

Уже очевидно, что в День благодарения президенту США не подадут к столу капитуляцию Украины под "соусом" мирного плана, приготовленного в Кремле. При поддержке европейских лидеров Зеленский, похоже, отбился от "хотелок" Путина из 28 пунктов, однако переговоры все еще продолжаются, а значит, впереди возможны и другие сюрпризы. Какие именно? Что за игру ведут США и РФ? И как Украине выжить среди этой смертной любви Вашингтона и Москвы? На эти вопросы в интервью "Телеграфу" ответил народный депутат от фракции "Слуга народа" Олег Дунда.

"Россия все равно ничего бы не подписала"

— Олег, как вы оцениваете всю эту ситуацию с так называемым мирным планом Трампа? Насколько я понимаю, затоормозил этот кавалерийский наскок США и от нас не требуется срочного подписания никаких документов. Или все еще впереди?

— Мне кажется, что подписание любых соглашений сейчас такое же сомнительное, как это было сомнительно, например, весной в Саудовской Аравии или летом в Стамбуле. И к чему оно привело? Та же история, скорее всего, с большой вероятностью, произойдет и сегодня, в таком же виде.

— А вообще депутатам этот план как-то доводили? Или официально никак не представляли?

— План все же видели. Как только он появился на Axios, он был буквально повсюду, все его видели. Да он совершенно сырой. Он невозможен для подписания вообще (в том виде, в каком он был).

— Самый принципиальный вопрос это территории?

— Там много вопросов: территории, вооружение, армия, идеология. И даже если бы мы с какого-то чуда (как предлагают некоторые депутаты от оппозиции) (очевидно, имеется в виду нардеп от "ЕС" Алексей Гончаренко, — Ред. ), согласились подписать этот план на 28 пунктов, он все равно не был бы подписан. Потому что Россия его не хочет даже в таком виде подписывать. О чем они публично, кстати, и сказали, что даже эти 28 пунктов – это лишь база для обсуждения и нахождения лучших формулировок.

"РФ интересны переговоры ради переговоров"

– А почему вообще это все так быстро завертелось? Потому что России нужно было спешить, чтобы оттянуть санкции США?

– Здесь у каждой стороны свое видение и желание. Конечно, мы не можем точно знать, что происходит в узком окружении Трампа или непосредственно в Кремле. Но из того, что наблюдается публично, можно сказать, во-первых, что в Вашингтоне есть желание поскорее решить вопрос по этой войне. Не обращая внимание, каким образом, а чтобы просто война завершилась. Вот единственное, что их беспокоит, больше ничего. И понятно, откуда возникло такое желание. На сегодняшний день существует стратегия выхода Соединенных Штатов из Европы. Насколько я знаю, на нее отведено ближайшие два года. То есть, в течение двух лет, с точки зрения военной компоненты, Штаты должны выйти из Европы. И этим объясняется, например, уменьшение американского контингента в Румынии. И, соответственно, уменьшение финансирования военных программ в странах Балтики. Но реализовать эту стратегию без остановки войны в Украине практически невозможно в данном случае. И потому США все равно — они хотят выйти и решить вопрос любым способом с войной в Украине.

А в Москве, понимая все, что происходит и зачем, у них там другая история. Они хотят залезть в переговоры, не останавливая войну. И в этом случае эти переговоры только ради переговоров. Там нет желания каким-либо образом подписать соглашение. Там есть желание, чтобы эти переговоры фактически ограничили возможность наших западных союзников наложения дополнительных санкций или экономического и дипломатического давления на Москву. Потому что объясняется просто: ну мы же в переговорах, ребята, зачем вы на нас давите, если мы ведем переговоры, какие-то там пункты обсуждаем? Но стратегическая цель у них достаточно проста — в конце концов, выйти каким-то образом на стратегическое соглашение по распределению сфер влияния в Европе, как это было после завершения холодной войны.

— А зачем США выходить из Европы? Банальное желание сэкономить?

— Они считают, что для них экономически более эффективен и выгоден Тихоокеанский Азиатский район. Там больше денег, больше ресурсов, соответственно, есть необходимость подтверждать свои намерения и стратегии военной силой. А Европа их раздражает. И это раздражение постоянно ощущается в словах и речах как Трампа, так и практически всех представителей его администрации. Мол, Европа – это бюрократия, постоянные разговоры. США не понимают, на чем они здесь могут заработать. Поэтому США, возможно, и согласились бы остаться в Европе, если бы Европа за это заплатила. А с учетом того, что Европа не готова платить, США и не желают здесь оставаться. Они не видят своей экономической целесообразности.

"Европа испугалась"

— Как оцениваете европейский "ход конем", когда лидеры ЕС согласовали и опубликовали свой мирный план. Он, конечно, лучше смотрится для Украины, но есть ли в нем смысл?

— Это испуг. Насколько я знаю, им еще в последний месяц была сообщена история о том, что Штаты за два года выходят из Европы. И это фактически погрузило Европу в состояние непонимания, что им дальше делать. Им нужно брать ответственность за свою судьбу в собственные руки. А по состоянию на сегодняшний день, с точки зрения обороноспособности, Европа слаба, она не может. Единственная страна, которая может в каком-то смысле обеспечить обороноспособность Европы – это Украина. И потому, понимая, какие вызовы у них есть, что сферы влияния в Европе могут элементарно разделить между Китаем, Штатами и Россией, Европа начинает сплачиваться и искать варианты, по которым она может сопротивляться тому сценарию, который ей нарисовали. И именно поэтому в последнюю неделю мы видим такую проактивную, я бы даже сказал радикально активную позицию Европы.

— А какой сценарий ждет нас? Неодобрение этого плана Трампа с украинской стороны и утрата, как говорил президент, ключевого партнера?

— Скорее всего, в течение следующих двух недель процесс погрузится в переговоры и обсуждение различных пунктов и трактовок. После чего где-то в начале декабря оно снова все погаснет.

– Почему?

— Потому что всем станет ясно, что точки компромисса не существует. И все продлится в том же виде, как оно и было. Более того, скорее всего, все эти переговоры и вообще позиции в будущем будут зависеть от Европы. Ибо основная цель для Москвы – это Европа и давить нужно на Европу, чтобы ее поделить. Кстати, Лавров уже об этом сказал, что в любых соглашениях должна быть Европа, и она должна подписать. Главная история здесь даже не в США, а в позиции Европы.

– И какая она?

— Разговаривая с нашими партнерами, чем дальше, тем больше они начинают понимать, (к моему искреннему удивлению), что война будет продолжаться. И, по крайней мере, дипломатично, они занимают более радикальную позицию. Но вопрос, желание в том, чтобы эта история, которая происходит прямо сейчас, побуждала Европу к принятию решений, например по репарационному кредиту. Чтобы это не заговаривалось, как у них постоянно продолжаются дискуссии, а уже было принятие решений, потому что оттягивать уже некуда.

— И вы видите потенциал в ЕС хотя бы это решение принять?

– Да. В разговорах с теми людьми, которые занимаются репарационным кредитом, по их оценкам , Украина получит репарационный кредит где-то в первом квартале 2026 года. Можно ли это сделать скорей? Возможно, этот переговорный процесс заставит их принять решение еще в 2025 году, а не ждать еще несколько месяцев.

— По крайней мере, в экономическом плане ситуация для РФ складывается не лучшим образом. Имею в виду санкции против "Роснефти", "Лукойла" и т.д. Соответственно, Путину нужно сейчас остановиться в каких-то мирных рамках? Или нет смысла? А если так, то любое мирное соглашение просто невозможно.

— Ну, смотрите, мы не можем за него решать, имеет ли это для него смысл или нет. Мы можем только говорить о том, хочет ли он этого или нет? По тому, что мы видим, он не хочет и останавливаться не будет. Ибо любая остановка войны без согласования стратегического соглашения о разделении на сферы влияния, в первую очередь, в Европе фактически ставит крест на этих планах Кремля. Поэтому он не будет останавливаться.