"Волк"-огнеборец и ласковый "Монстр": как спецтехника спасателей борется с последствиями вражеских атак
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 2833
![Снегоболотоход "Богун" - отечественная разработка](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428x240/8/04/dfb86069-2592c7c84c8350905228307654b8b048.jpg?v=9602_1)
Полтавские ГСЧСники показали уникальную технику, которой в Украине — считаные единицы
В условиях широкомасштабной войны с РФ украинские спасатели в основном привлечены к ликвидации последствий, связанных с действиями оккупантов. Они тушат пожары на объектах критической и жилой инфраструктуры, разбирают завалы, разминируют территории, эвакуируют людей из опасных мест…
Успешную работу спасателей обеспечивает новейшая техника, появившаяся в их распоряжении в последние несколько лет. Что именно используют бойцы ГСЧС, рассказывает "Телеграф".
Робот огня не боится
Возможности техники Управление ГСЧС Украины в Полтавской области показало на одном из полигонов. А через несколько часов после этого спасатели применили технику в реальных условиях — для ликвидации последствий ракетного удара по окраине Полтавы. Туда сразу была отправлена пожарная автоцистерна на базе автомобиля Ford, оснащенная оборудованием для тушения возгораний, работ при ДТП, разборе завалов.
![пожарная машина](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428-*/3/c7/93c0bbac-f681df402fdc824b4ce96ac11b82bc73.jpg?v=0281_1)
На масштабные пожары, когда существует опасность взрыва либо обрушения конструкций, угроза жизни самих спасателей, ГСЧСники берут тактического робота Magirus Wolf R1.
![Тактический робот Magirus Wolf R1](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428-*/3/1a/88914128-ec2dfd0f342469767b6b95c49023c1a3.jpg?v=0119_1)
Как рассказал начальник спасательного отделения Александр Кот, для подачи воды "Волка" подключают к автоцистерне, дальше он сам прокладывает дорогу и тянет рукава. Может проникать в огонь (как на открытых территориях, так и в закрытых помещениях) на расстояние до 150 метров и до 500 – если его оборудовать видеокамерой. Выдерживает температуру 1000°C, а если накрыть специальным чехлом, то и больше. Робот оборудован двумя аккумуляторами, что позволяет ему непрерывно работать четыре часа подряд. За одну минуту выливает 2000 литров воды (струя бьет на 65 метров), а при необходимости – пену.
В Украине всего пять таких "Волков". Поэтому полтавских пожарных привлекают к ликвидации чрезвычайных ситуаций также в Харьковской, Сумской, Херсонской и Днепропетровской областях. Последние выезды спасателей были после прилетов в Кременчуге и Полтавском районе.
Перед тушением сложных пожаров или разминированием спасатели проводят аэроразведку, поднимая в небо профессиональный квадрокоптер.
![Квадрокоптер](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428-*/7/6e/7d08b51d-6e426acfa143e816d38ee8d86f2ed6e7.jpg?v=0330_1)
Продемонстрировали спасатели и новейшие металлоискатели австралийского и японского производства, которыми они ищут взрывоопасные предметы. По словам сапера отделения пиротехнических работ Виталия Бесараба, это оборудование имеет георадар, обнаруживающий залегание взрывоопасного предмета в земле на глубине до 40 сантиметров.
![миноискатели](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428-*/3/d2/cc218077-d2235d7ea5857691c9edf1467b642d23.jpg?v=0890_1)
Кстати, полтавские спасатели-саперы носят специальную противоминную обувь "Паук", выпуск которой наладили харьковские предприниматели. Она незаменима при проверке территорий, усеянных противопехотными минами. Сейчас в деоккупированных и прифронтовых регионах Харьковской и Донецкой областей работают две команды саперов, в каждой из которых по четыре пары "Пауков".
Специальная обувь, говорит начальник отделения разведки и разминирования ГСЧС Полтавщины Андрей Базяка, защищает стопу сапера (или — энергетика, коммунальщика). Так что если он наступит на "лепесток" или противопехотную мину, то получит минимальные повреждения конечностей, поскольку между корпусом "Паука" и землей есть расстояние в несколько десятков сантиметров. Противоминные сапоги сглаживают взрывную волну, рассеивают ее в стороны, и таким образом уберегают стопу от травматической ампутации.
"Богуну" — море по колено
Но самое большое восхищение у журналистов вызвал отечественный вездеход "Богун". Спасатели позволили журналистам проверить возможности этой техники на практике, чтобы они могли убедиться в том, что "Богуну" море по колено. Он плавал в Ворскле, карабкался на крутые склоны, легко преодолевал балки, ловил пеньки и соскакивал с них, повернувшись несколько раз вокруг своей оси…
Вездеход легко преодолевает снежные заносы, трясину, торфяники, камень, песок, заболоченную и гористую местность, водные преграды. Оснащен бензопилами, лебедкой, шанцевым инструментом, медоборудованием, а также средствами связи и современной навигацией, что дает возможность работать практически при нулевой видимости. Расходует 7 литров дизельного топлива в час, а берет "на борт" 255 литров, значительная часть горючего заливается в металлические бочки, вмонтированные в колеса. То есть может максимально долго работать без дозаправки.
![Снегоболотоход Богун](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428-*/4/c9/06c53b1b-2d84fa6548c79c6a53cfc9824f610c94.jpg?v=0438_1)
Этой техникой можно доехать туда, куда доберешься разве что вертолетом.
— Снегоболотоход "Богун" создан для доставки личного состава, малогабаритного груза, определенного спасательного оборудования, а также для эвакуации пострадавших из труднодоступных мест, — рассказал водитель-спасатель ГСЧС Полтавщины Артем Мелет. — Для него нет препятствий. Даже когда едет по льду и проваливается в прорубь, то гребет колесами, хватает твердый лед и выбирается из проруби на поверхность. Поэтому мы шутливо сравниваем вездеход с диким кабаном и ласково называем "Монстром".
Год назад Артем с напарником с помощью "Богуна" спасали жителей Херсона, попавших в зону подтопления после подрыва россиянами Каховской ГЭС.
– Одиннадцать дней мы работали под обстрелами, в очень тяжелых условиях, – вспоминает он. — Развозили гуманитарную помощь, питьевую воду. Машина рассчитана на перевозку шести человек в сидячем положении и имеет медицинские носилки для людей с травмами. Но иногда в нее набивались 13 человек, потому что вода поднималась и было опасно оставаться на месте. Пассажиры, конечно, брали с собой животных и узелки с вещами…
Высокую проходимость "Богуну", объясняет Артем Мелет, обеспечивают шины низкого давления. Они вмещают много воздуха, но в них закачивают максимум 0,2 бара… выхлопных газов. Вследствие этого площадь контакта с почвой высокая, почти как у гусеничного транспорта, но пневматика обеспечивает технике комфорт. Дно автомобиля выполнено в форме лодки, позволяющей ему плавать. Причем плавает он вне зависимости от глубины, главное, чтобы не было сильного течения. Скорость передвижения – 40 км/ч по твердой поверхности и 6 км/ч – по воде.
![Богун в воде](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428-*/a/93/c2fb4951-6844887dcd01fc665ded1320d3c4b93a.jpeg?v=0724_1)
"Богун" хорошо зарекомендовал себя и в этом году на ликвидации последствий весеннего паводка в Черниговской области.
В Полтавской области всего два образца такой техники — в областном центре и в Кременчуге. В Украине тоже их пока немного. До полномасштабной войны эти "Монстры" в основном шли на экспорт в США и Канаду.
Фото, видео IPT, Общественное Полтава, сайты "Полтавщина", "Полтавская волна"