Цены посыпались: почему в Украине "удивительный" бум на Tesla

Читати українською
Автор
965
Самые популярные Tesla в нашей стране - Model 3, Model Y и Model X Новость обновлена 31 января 2024, 12:12
Самые популярные Tesla в нашей стране - Model 3, Model Y и Model X

Украинцы раскупают электрокары. Что происходит?

Быстрый рост продаж Tesla выглядит странно. Но вот руководитель отдела продаж компании "ТеслаПарк" Андрей Тараненко говорит, что это очень легко объяснимо. "За последние два года Tesla в Украине значительно подешевели. С момента вторжения наиболее популярная Model 3 потеряла в цене почти 15 000 долларов. Это все — демпинг на рынке, он действительно удивителен. В какой-то момент многие посредники бросились возить Tesla в надежде неплохо подзаработать. Как следствие, предложение резко выросло, в ценники пошли вниз», — объясняет Тараненко.

"Бизнес-Телеграф" разбирался в удивительных похождениях Tesla в Украине.

Мода и китайцы

Продажи Tesla в Украине быстро растут. Помехам водителям не становится ни сравнительно высокая цена — 25-30 000 долларов — ни война. Логическое предположение – спрос спровоцировал топливный кризис весны 2022 года. Но это не совсем так.

В первый год великой войны в Украине купили 1708 автомобилей Tesla. По данным руководителя компании Autoconsulting Олега Омельницкого, это почти на 350% больше, чем в 2021 году. А по результатам прошлого года уже более 7 600. То есть, продажи выросли еще почти в 4,5 раза.

Динамика рынка автомобилей Tesla в Украине.
Динамика рынка автомобилей Tesla в Украине.

И "бензиновый кризис" здесь ни при чем, тем более что он давно преодолен. "Причин бешеного спроса несколько. Одна из них — мода на Tesla. Многие водители давно мечтали об этом автомобиле, и в войну решили не откладывать мечту до лучших времен — жить здесь и сейчас, потому что неизвестно что случится завтра. Такая новая философия касается не только Tesla. В прошлом году она спровоцировала настоящий бум и на дорогие автомобили с двигателями внутреннего сгорания", — говорит Омельницкий.

Спрос на Tesla действительно немалый. "Массово покупают жители частных домов. Там можно установить зарядку, и заряжать авто по тарифам на электроэнергию как для населения (2,64 гривны за киловатт — БТ). Но авто берут и украинцы, живущие в многоэтажках", — рассказывает Андрей Тараненко из компании "ТеслаПарк".

Что именно берут? Председатель Института исследования авторынка Станислав Бучацкий добавил, что, кроме самых популярных среди наших водителей, Tesla Model S и Model 3 неплохо продаются также Model X и Model Y. Если в прошлом году купили около 4 800 Model 3, то Model Y — почти 2 800, а Model X — 841.

Самые популярные модели Tesla в Украине в 2023 году
Самые популярные модели Tesla в Украине в 2023 году

На бум с Tesla сыграл еще один фактор – резкое увеличение предложения. На электромобили в Украине упразднили налоги: нет НДС, пошлины, при импорте нужно заплатить только акцизный сбор, а он достаточно умеренный. Поэтому многие посредники начали возить электромобили и, конечно, Tesla. Это вторая причина бума. "Ну а третья — снижение цен", — отмечает Омельницкий.

Помимо налоговых льгот на ценники Tesla повлияли новые каналы импорта. Эти авто теперь завозят не только из Европы или США, но и из Китая. Местные власти субсидируют покупку электромобилей, выплачивают гражданам по 5 000 долларов. К тому же мировые автоконцерны в последние два года ведут на китайском рынке жестокие ценовые войны. Tesla сражается за место на рынке Поднебесной с Volkswagen, поэтому время от времени устраивает "распродажи". "Были периоды, когда цены на Tesla в Китае падали сразу на 10-16%", — добавил Омельницкий. И такие "распродажи" внимательно отслеживают украинские дилеры, чтобы успеть выхватить дешевые Tesla.

Уже отработали схему: китайцы покупают, получают деньги, а затем перепродают нашим посредникам. На самом деле авто фактически новые, но по документам заходят в нашу страну уже как подержанные.

Растет импорт также из Европы и США. "Раньше Tesla во многих странах ставила клубные условия к продаже. Например, было трудно купить этот автомобиль нерезидентам. Посредникам приходилось оформлять машины на местную компанию, а уже потом перевозить в Украину. В последнее время эти требования смягчились, а во многих европейских странах и совсем исчезли. Если добавить к этому украинские льготы на электромобили, благодаря которым посредникам уже не нужно вкладывать свои деньги в растаможку на постановку на учет, становится понятно, почему бизнес на Tesla стал стремительно расти», — говорит Омельницкий.

Неудивительно, что импорт растет. Если в 2019 году в Украину импортировали лишь немногим более 1100 подержанных Tesla, а в 2021 году — до 1500, то в прошлом году этот показатель вырос почти до 7600. Такие данные приводит председатель Института исследования авторынка Станислав Бучацкий.

Цены посыпались

Именно из-за резкого увеличения импорта резко рухнули цены на Tesla на украинском рынке. И это — самая главная причина бума. "Еще в прошлом году Tesla Model 3 не старше 5 лет стоила 33 000 долларов, а сейчас — 23 000. За год — минус 10 000. А за два года такой же автомобиль потерял в цене 15 000. На рынке сейчас просто безумный демпинг. Tesla завезли очень много, сейчас на больших онлайн-площадках более 1 600 предложений от продавцов.Конкуренция за покупателя просто безумна, поэтому многим уже не до заработка — продают даже в минус.Цены продолжают падать.Нередко, пока предприниматель привезет автомобили, доведет их до строя, а цена на рынке уже упала", — рассказывает Тараненко.

Лидер продаж – Model 3
Лидер продаж – Model 3

Чем старее, тем дешевле. "Раннее выпуски Model S вообще можно купить за 16-20 000 долларов. В среднем же эта модель за год подешевела с почти 30 000 долларов до 23 500. Tesla Model X упала в цене с почти 52 тысяч до 37,5 тысяч", — добавил Бучацкий.

Интересно, что такого грандиозного обвала цен на другие электрокары в Украине не произошло (хотя они тоже дешевеют). "Поэтому, например, водитель сейчас выбирает — купить Nissan Leaf или приложить немного и сесть за руль Tesla", — говорит Омельницкий. Понятно, что многие выбирают последний вариант – здесь срабатывает мода, да и эмоционального фактора в выборе автомобиля никто не отменял.

Впрочем, есть и такие, кто уже "наигрался". Многие украинцы, поездив на Tesla, впоследствии выставляют их на продажу. По данным Бучацкого, внутренний рынок перепродаж Tesla за последний год вырос вдвое — с 1 500 до 3 200. Интересно, что в 2022 году, когда бум на авто в Украине уже начался, внутренние перепродажи оставались практически такими же, как раньше: 1 511 против 1460 в 2021 году. То есть основные перепродажи внутри страны пошли с прошлого года. Конечно, это объяснимо резким увеличением сегмента Tesla на украинском авторынке, и, как полагают эксперты, есть и фактор "легкого разочарования".

Не только Tesla

Бум сейчас не только на Tesla. Украинцы активно покупают и другие электрокары. Если до войны их доля в продажах авто составляла менее 5%, то в прошлом году она достигла почти 17%.

Самые популярные бренды электромобилей в Украине в 2022-2023 годах
Самые популярные бренды электромобилей в Украине в 2022-2023 годах

Большую роль в этом сыграла отмена налогов, а также массовое освоение серыми дилерами китайского рынка с более дешевыми электромобилями – оттуда сейчас везут более 70% таких машин. Кстати, лидером продаж в прошлом году была не Tesla – у нее второе место в рейтинге. На первом – электрокары Volkswagen – их продажи составляет около 9 000 штук. Но, конечно, они привлекают куда меньше внимания, чем Tesla, и в этом большое преимущество Маска", — добавил Омельницкий. По его словам, на подходе новый бум на рынке электротранспорта — на легкие грузовики, которые Верховная Рада своим законом недавно уволила. от НДС "Так что можно ожидать роста предложения и снижения цен, что сделает эти авто интересными для бизнеса", — считает Омельницкий.

Это добавит водителям проблемы, ведь зарядная инфраструктура не успевает за продажами электрокаров. Если по европейским расчетам на такое количество автомобилей, как у нас, должно быть 27-28 000 зарядных станций, то имеем всего около 10 000. Понятно, что при дальнейшем росте этого сегмента авторынку понадобится государственная программа по развитию зарядной инфраструктуры. "Иначе — все просто станет", — подытожил Омельцицкий.