Война сделала проблемы Киева заметнее: глава фракции "Голос" Григорий Маленко о трениях в горсовете, брусчатке и бюджете войны

Читати українською
Автор
2636
Григорий Маленко
Григорий Маленко. Фото Евгений Лоюк

Пусть киевлян больше раздражают зарплаты топ-менеджеров города, чем изношенная инфраструктура и некачественный коммунальный транспорт, говорит депутат

В Киеве продолжает ухудшаться состояние крупных инфраструктурных объектов, а между тем власти тратят бюджетные средства на переложение брусчатки. И хотя Киевсовет со скандалом принял-таки бюджет столицы на 2024 год, системные проблемы города только усугубляются. Об угрозе недофинансирования, расходования средств на транспортные развязки и некоторые причины политической турбулентности в Киевсовете "Телеграф" расспросил главу фракции "Голос" Григория Маленко.

О бюджете города

Бюджет Киева в 2024 году ожидается дефицитным (расходы — 85,3 млрд грн, а доходы — 72,6 млрд грн). За счет чего планируется нивелировать эту разницу и не означает ли, что некоторые городские программы урежут?

— Война сформировала совсем другие требования. В условиях непредсказуемости бюджетная планировка города становится еще более гибкой, чем до полномасштабного вторжения. Мы должны предусматривать различные форс-мажоры, о которых не могло быть речи до введения военного положения. К примеру, в случае повреждения инфраструктуры врагом мы должны иметь в резерве деньги для быстрого восстановления. Кроме того, на дефицит бюджета-2024 повлияло то, что город потерял "военный" НДФЛ. При том, что и в 2023-м бюджет был дефицитным.

К счастью, киевлянам можно быть спокойными: у города достаточно средств на зарплаты коммунальщикам или обеспечение работы инфраструктуры. По общему фонду запланирован профицит в 8,6 млрд гривен. В 2023 году профицит был больше — 13 млрд. Однако в специальном фонде 21,3 млрд дефицита.

Что касается финансирования дефицита или его сокращения. Первое — будем надеяться, что часть затрат не произойдет благодаря действиям нашей героической ПВО. Второе — у города есть резерв для сокращения расходов, и от части инфраструктурных проектов мы сможем отказаться. Третье — в случае необходимости, есть механизмы кредитования у международных финансовых организаций для города и субвенции из государственного бюджета.

Сколько средств городской бюджет потеряет после решения Верховной Рады перенаправить военный НДФЛ в госбюджет?

— Невозможно указать точную сумму, но, по расчетам некоторых экспертов, сумма поступлений от "военного" НДФЛ в бюджет Киева за шесть месяцев 2023 г. составила почти 3 миллиарда гривен. Учитывая, что деньги перестали поступать с 1 октября 2023-го, город потерял не менее 1,5 млрд грн в прошлом году и потеряет примерно 6 млрд в этом году. Около 10% запланированных доходов.

Григорий Маленко: "Город потеряет примерно 6 млрд грн в этом году"
Григорий Маленко: "Город потеряет примерно 6 млрд грн в этом году"

О тротуарах и развязках

В бюджете-2024 снова заложили средства на некоторые инфраструктурные проекты (метро на Виноградарь, Подольский мост, развязки и т.п.). Нужны ли они Киеву во время войны? Будут ли снова перекладывать тротуары вместо финансирования других более важных расходных статей?

— Я разделял бы вложения в крупные инфраструктурные проекты и брусчатку. Первые, если у города есть возможность, уместны. Вторые – нет. На мой взгляд, мы в любом случае должны продолжать развивать и поддерживать инфраструктуру города. Поддержание транспортной инфраструктуры является не прихотью, а реальной потребностью. Поскольку качественная транспортная инфраструктура, кроме безопасности движения и удобства для киевлян, стимулирует и экономику.

Кроме того, не все работы из-за их особенностей можно остановить и заморозить. Остановка строительства все равно потребует дополнительных средств на консервацию объекта, а после возобновления работ их стоимость может существенно возрасти из-за замены определенных частей объекта.

Как бы вы охарактеризовали смету города в этом году: бюджет развития, выживания, деградации?

— Я бы назвал его бюджетом воюющей столицы страны, который пытается балансировать между обеспечением выживания и развития города. К сожалению, в последнее время вопрос бюджета Киева-2024 стал крайне политизированным, к нему приковано максимальное внимание. По-моему, это хорошо. Поскольку чем больше интереса, тем больше людей будет интересоваться, что такое основной финансовый документ города и как он работает.

Кроме того, в течение года мы будем еще пересматривать бюджет, в том числе в направлении увеличения поддержки ВСУ. Если город сравнительно спокойно пройдет зиму, мы сможем выделить на армию дополнительные средства.

О борьбе с ОПЗЖ и переформатировании большинства в Киевсовете

Перейдем к политическим вопросам. Голосование в Киевсовете по депутатам из ОПЗЖ по лишению их мандатов выявило несколько интересных моментов: аннулировать депутатские полномочия у этих избранников так и не удалось. Некоторые политсилы не поддержали подобную люстрацию. Почему и какие это будет иметь последствия (большинство в КМР еще укрепится за счет голосов бывших ОПЗЖистов)?

— К сожалению, по крайней мере, пока на это голосов нет. Кто, как и почему голосует, следует узнавать непосредственно у самих депутатов, которые не поддерживают это решение. Наша фракция голосовала "за". А большинство членов "Голоса" были соавторами этого проекта решения.

Что касается последствий, то они будут чисто политическими. Думаю, на выборах киевляне должны упомянуть, кто не голосовал и не поддержал решение по ОПЗЖ.

"Как такого постоянного большинства в Киевсовете сейчас нет"
"Как такого постоянного большинства в Киевсовете сейчас нет"

Возможно ли переформатирование КМР (создание нового большинства) и при каких условиях это произойдет?

— Как такового постоянного большинства в Киевсовете сейчас нет. В городском совете больше хозяйственных и прикладных вопросов, чем политических. Хотя, конечно, иногда они появляются. В хозяйственных вопросах коалиции формируются ситуативно. Не думаю, что в этом смысле что-то принципиально изменится к концу каденции.

— В прошлом году Тайвань обещал 1 млн долларов на генераторы для Киева. Как они используются?

— Да, Тайвань всегда выполняет свои обязательства. За что и город Киев, и государство Украина должны благодарить народ Тайваня. Все генераторы, приобретенные в рамках финансовой поддержки, переданы КП "Киевтеплоэнерго", максимально быстро и эффективно распределившее их среди энергоузлов города. Это мощные промышленные генераторы со средней мощностью более 500 кВт. Все они сейчас работают и делают энергетическую инфраструктуру Киева более устойчивой.

Как вы оцениваете готовность города к блекаутам?

— Оцениваю на "хорошо". Всегда есть возможности для роста, но с учетом рисков, которые мы имеем из-за действий россиян, наши энергетики хорошо поработали. Могу только поблагодарить людей, которые круглосуточно работают, чтобы у нас было светло и тепло.

О самых больших проблемах столицы

Назовите три основных проблемы столицы и пути их решения?

— Полномасштабная война очень изменила контекст восприятия проблем города. Вернее, сделала фундаментальные проблемы более заметными. Первая — безопасность киевлян во всем многообразии этого слова. Вторая — эффективность управления и использования денег из бюджета. Третья — состояние фундаментальной инфраструктуры, которая очень изношена (сети, отопление, транспортная инфраструктура).

Эти все проблемы не политические, поэтому их решению и обсуждению, к сожалению, уделяется меньше внимания, чем нужно. Кроме того, для обновления сетей, как и на любые другие крупные инфраструктурные проекты, нужно привлекать международные финансовые институты и постепенно, планово, а также постоянно заменять изношенные узлы.

"В хозяйственных вопросах коалиции формируются ситуативно"
"В хозяйственных вопросах коалиции формируются ситуативно"

По безопасности сосредоточимся на внешней угрозе. К примеру, на вопросе укрытий. Для обустройства большего количества укрытий нужно работать с ответственным бизнесом и, например, с ОСМД. Самостоятельно, без адекватной коммуникации и сотрудничества с обществом, город не сможет обеспечить всех качественными укрытиями.

Что касается эффективности использования бюджетных средств. Я не вижу иного механизма, как рыночный. Причем, во всех аспектах. От отбора кадров на руководящие должности в управление городом и до уменьшения доли коммунальных предприятий и замены поставщиков сервисов на частные компании. К сожалению, этот вопрос почти невозможно решить на уровне города. Оно нуждается в общей реформе госслужбы.

О зарплатах депутатов и чиновников

Еще один из самых обсуждаемых в обществе вопросов касается зарплат депутатов и топ-менеджеров. Как решить дилемму между тем, что депутаты должны быть честными и не зарабатывать много, чтобы не раздражать население?

"Если город относительно спокойно пройдет зиму, мы сможем выделить на армию дополнительные средства"
"Если город относительно спокойно пройдет зиму, мы сможем выделить на армию дополнительные средства"

— Для меня этот вопрос очевиден. Высокие, рыночные зарплаты не гарантируют отсутствие коррупции, но низкие нерыночные — точно ведут либо к некомпетентности, либо к коррупции. Поэтому, мне кажется, лучше пусть население будут раздражать большие зарплаты топ-менеджеров города, чем изношенные сети, плохой коммунальный транспорт и отсутствие качественного жизненного пространства вокруг. Нельзя платить врачам и учителям копейки и рассчитывать на качественную медицину и образование. Так же это работает и с качественным городским управлением.