Эксперт призвал не кипятить воду литрами: что будет с графиками отключения света в ближайшее время
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Эксперт по энергетике объяснил, от чего будет зависеть продолжительность отключений этой зимой
Этой зимой украинцы будут продолжать жить по графику отключений. Есть ли шанс, что ситуация улучшится? Какие регионы страдают больше всего? И что угрожает атомным электростанциям во время массированных атак? На эти вопросы "Телеграфу" ответил Игорь Стукаленко, руководитель энергетических программ Центра глобалистики "Стратегия XXI".
Ключевые факты из интервью:
- Графики отключений зависят от эффективности ПВО
- В некоторых регионах свет только 2 часа в сутки
- У Киева нет преференций в энергоснабжении
- Атаки на подстанции АЭС угрожают ядерной катастрофой
- Каждый украинец может снизить нагрузку на сеть
Уменьшатся ли графики отключения этой зимой?
— Если атаки будут продолжаться, а противодействие останется на текущем уровне, графики, скорее всего, сохранятся. Ситуация проста: что-то успеваем восстановить – оно разрушается снова.
Все зависит от того, насколько успешно будет работать наше ПВО и насколько удастся усилить защиту критической инфраструктуры. Если сможем увеличить устойчивость системы — графики будут уменьшаться. Если нет – останутся на текущем уровне или ухудшатся.
Сейчас в некоторых регионах по 3-4 очереди в сутки. Например, только что разговаривал с черкащанами: у них 2 часа есть свет, 4 часа нет.
Что говорят специалисты о перспективах?
— Коллеги, которые работают или работали в "Укрэнерго", едины в одном: мы держимся и должны продержаться, как в 2022-2023 годах. У нас есть опыт восстановления, возможность получать дополнительное оборудование для ремонтов и, наконец, появляется понимание необходимости усиливать защиту.
Надо отметить: та защита, которая уже сделана в "Укрэнерго", проявляет себя положительно. Даже базовая защита первого-второго уровня очень помогает. Он не спасает от прямых попаданий ракет, но защищает от массового количества дронов, прилетающих даже ежедневно.
Нам нужно, во-первых, продолжать укреплять защиту; во-вторых, вести восстановительные работы. А для этого нужно иметь оборудование и, самое главное, беречь наши бригады — самый ценный кадровый фонд, который все это может делать.
Чего ждать зимой при морозах?
— Чем ниже температура и более холодные погодные условия, тем больше расходуется и газ, и электроэнергия. Это очевидно.
Графики будут регулировать ситуацию. Частично, насколько вижу, помогут автономные источники энергии, развиваемые местными органами власти — передвижными станциями, позволяющими усилить отопление и производить электричество.
Прогнозировать именно очень сложно, потому что есть много неопределенностей. Главная – обстрелы и наша способность защищаться. Агрессор явно не собирается сбавлять интенсивность атак. Поэтому все зависит от того, как усилим защиту и как скоро сможем восстанавливать поврежденное. Это работа наших вооруженных сил и энергетиков.
Что зависит от рядовых граждан?
– Мы тоже можем усиливать устойчивость системы. Элементарные вещи: потреблять только то, что действительно нужно. По своему поведению вижу — не надо кипятить литр воды, если нужно пол-литра для кофе.
Не обязательно держать температуру 25 градусов в квартире. Там, где можно регулировать отопление, делайте это разумно. Каждый подобный шаг помогает общей системе.
Будут ли более длинные отключения при похолодании? В Киеве сейчас 18 часов без света, в регионах – 16. Что будет при минус 10?
— Графики не зависят от того, Киев это или другой регион. Диспетчеры "Укрэнерго" работают четко — им нужно обеспечить балансировку энергосистемы.
Там, где не разрушены трансформаторы или сети передачи, одна ситуация. Там, где удалось восстановить – другая. Там, где только что разрушили — графики более жесткие.
Я слышу высказывание: "вот там так, а здесь не так". Почти уверен, что это зависит от технического состояния системы. Наши диспетчеры, балансирующие систему в целом, делают очень тяжелую работу, которая зависит от массы факторов.
Есть ли у Киева какие-то преференции в энергообеспечении?
– Никаких приоритетов нет. Балансирование сети зависит от потребления и производства, но сейчас еще и от того, сколько можем транспортировать — от инфраструктуры и подстанций, которые превращают энергию на разные уровни.
Не думаю, что какие-то преференции есть. Всё зависит от технического состояния. Сегодня можно было наблюдать – центральные районы Киева тоже темные. В столице тоже тяжелая ситуация со снабжением.
Правда ли, что АЭС вынужденно снизили генерацию?
— Не знаком с этой информацией, не могу комментировать ее без проверки. Принципиально это возможно, потому что уже подтверждены факты, когда агрессор обстреливал подстанции, выдающие энергию с атомных станций.
Это очень опасно. Представьте: энергия на выходе должна куда деваться. Реактор – это не автомобиль, где можно просто "сбросить газ". Это энергетическая система.
Если это действительно так, МАГАТЭ должно не просто информировать, а немедленно принимать меры. Это вопрос ядерной безопасности. Очень опасно играть с такими вещами. Все, что связано с атомными станциями, не должно разрушаться. В случае аварии пострадают все — Беларусь в 70 километрах, соседние страны, мы сами. Последствия сложно спрогнозировать, хотя модели существуют.