Россия будет атаковать украинскую энергетику до марта. А что с переговорами?

Читати українською
Автор
2386
Владимир Зеленский встретился с Реджепом Эрдоганом в Анкаре Новость обновлена 20 ноября 2025, 14:35
Владимир Зеленский встретился с Реджепом Эрдоганом в Анкаре. Фото Офис президента

Экс-сотрудник СБУ объяснил, почему Россия отказывается от переговоров и что на самом деле мог задумать Зеленский

Киев готовится к новым дипломатическим маневрам, но Москва демонстрирует публичное нежелание вести переговоры. Более того, враг продолжает наносить удары по украинским жилым домам. В такой атмосфере слово "переговоры" звучит скорее как призрачная надежда, чем шанс.

"Телеграф" поговорил с Иваном Ступаком, экс-сотрудником СБУ и военным экспертом, чтобы понять, что на самом деле стоит за игрой Кремля, где границы возможного для Киева и существует ли вообще окно для мира сейчас.

Москва не готова к диалогу

— По сообщениям Кремля, они не будут выставлять представителей на переговоры в Турции. Как вы интерпретируете этот отказ? Это ли признак нежелания России серьезно вести диалог или, наоборот, тактический шаг?

— Сейчас они не готовы и не хотят. Давайте посмотрим на ситуацию глазами россиян. Кто отступает? Украина. Украина отходит по многим направлениям, теряет территории. В Украине проблемы с мобилизацией – до 20 тысяч случаев СЗЧ в месяц. Проблемы с союзниками – так же у Украины. Коррупционная история внутри – большая бомба в Украине. Словакия, Венгрия, Чехия сейчас антиукраинская.

Отопительный сезон на носу – у кого проблемы? В Украине. Есть ли необходимость России останавливаться сейчас? Нет. Есть ли у них проблемы с человеческим ресурсом? В масштабах сравнения с нами – практически нет.

Поэтому, по-моему, до конца марта россияне будут пользоваться благоприятными для них условиями и максимально будут атаковать нашу инфраструктуру. А мы соответственно в таких переговорах сейчас не заинтересованы.

Фото Иван Ступак
Иван Ступак. Фото: uifuture.org

Зеленский готовит месседжи для россиян через посла Трампа

— Если российская сторона не участвует, какой смысл вообще могут иметь эти переговоры для Украины и ее союзников? Какие цели, по вашему мнению, ставит перед собой Киев?

— Я уверен, что президент Зеленский инициировал эту встречу по двум причинам.

Первое – хоть чуть-чуть погасить внутренний скандал и перефокусировать внимание.

Второе – встреча с личным послом Трампа Стивом Виткоффом. Он отвечает не за Украину, а за Россию.

Допускаю, что у Зеленского есть одно-два-три предложения, которые можно передать Виткоффу, чтобы тот положил их на стол россиянам и запустил хотя бы минимальную переговорную процедуру.

Или другой вариант: передать предложения американцам, получить отказ россиян, а уже перед Трампом сказать: "Мы попробовали. Мы передали через вашего коллегу. Россия отказала. Пожалуйста, введите более сильные санкции".

Россия продолжит зимние удары до марта

— Вы сказали, что россияне будут атаковать до марта. Почему именно до марта?

— Потому что длится холодный период года. Морозы часто остаются и в марте. Поэтому я предполагаю, что до марта у нас будет такая же модель атак: удары в тыл, по газовой инфраструктуре, тепловой и электрической. Все, что осталось – они продолжат уничтожать. И они не хотят упускать эту возможность.

— Какие события или условия могут способствовать реальному потеплению диалога? Или наоборот – привести к новому тупику? Есть ли выход?

— Мы уже видим, как даже объявление о возможных санкциях против России, "Лукойла" или "Роснефти" влечет за собой серьезные колебания на нефтяном рынке. "Лукойл" сейчас в состоянии фактического коллапса.

Американцы могут налагать санкции и ограничения, и россияне этого реально боятся. В США все козыри есть. Однако… желания их использовать у них нет.

Рубио говорит, что все санкции уже привлечены и больше возможностей нет. Однако представим ситуацию. Дорога Киев-Житомир: каждый километр стоит знак "ограничения скорости 100 км/ч". Это и есть санкции. Однако если у вас мощная машина, вы просто жмете на газ и уезжаете, игнорируя знаки.

А теперь представьте, что за каждым знаком стоит полицейский с радаром или камера фиксации нарушений. Вот тогда вы начнете соблюдать правила. То есть санкции есть, но нет контроля и наказания за их нарушение.

Все компании и люди, которых нужно наказывать – давно известны. Желание – вот что отсутствует.

— Как вы думаете, может ли это желание в США появиться? К примеру, если Украина донесет это во время переговоров или после того, как Россия откажется?

— Теоретически – да. Однако видите, как американцы поступают. Дональд Трамп пытается сохранить отношения с россиянами. Он еще ни разу не ввел серьезные санкции.

Законопроект о 500% пошлин на страны, покупающие российскую нефть, лежит уже полгода. Известно, что 80% сенаторов готовы за него голосовать, но рамп его тормозит.

Возможности у США есть. Что на него повлияет – я даже сказать не могу. Дональд Трамп является человеком-импровизатором.