Мерседес для Левочкиных: "Киевгаз", несмотря на убыточность, потратил 5 млн на эксклюзивный автомобиль со спальным местом и панорамной крышей

Читати українською
Автор
Новость обновлена 24 ноября 2025, 10:51

Что не так с руководством главного столичного поставщика газа

АО "Киевгаз", мажоритарная доля которого формально принадлежит громаде Киева, в разгар войны купило минивэн Mercedes-Benz V-Class Avantgarde за 5 миллионов гривен. Это явно не "технический" микроавтобус, на котором будут ездить ремонтные бригады компании, а автомобиль лимитированной версии, призванный поражать своим "фаршем" и внешним видом, вероятнее всего, предназначен для высшего руководства "Киевгаза".

Закупка лакшери авто произошла на фоне громкого коррупционного скандала с растратой в ряде других энергетических предприятий, ниточки от которого ведут к бывшему "регионалу" Андрею Деркачу.

Но "Киевгаз" — это также вотчина "регионалов": долгое время компания находилась под прямым контролем Юрия Бойко. А последние годы компанией руководит родственник Сергея Левочкина, муж его сестры Андрей Винграновский.

"Телеграф" решил разобраться, может ли главный столичный поставщик газа позволить себе такие дорогостоящие покупки, и напомнить, что не так с нынешним руководством "Киевгаза".

Что за автомобиль приобрел "Киевгаз"

В начале ноября стало известно, что АО "Киевгаз" заплатит компании ООО "Автомобильный дом Укравто Украина" 5,1 млн гривен, или 105,9 тыс. евро, за последнюю модель минивэна Mercedes-Benz V-Class AvantgardeV 300 D Extra Long.

Судя по сообщению в системе Prozorro, соглашение заключили без проведения конкурентных процедур, поскольку на предварительный тендер, где "Киевгаз" предлагал продать ему автомобиль за 4,3 млн грн, никто из участников не пришел.

Характеристики приобретенного Mercedes-Benz V-Class поражают: этот автомобиль длиной 5,3 метра буквально нашпигован сверхсовременными достижениями автомобильной техники. Мощный двигатель на 239 л. с., коробка передач 9G-TRONIC. Навигация в реальном времени на базе сенсорного HD-дисплея 26 см с помощником по дорожным знакам. Мультимедийная платформа с сенсорным и голосовым управлением.

Mercedes-Benz V-Class AvantgardeV 300 D Extra Long. Источник — mercedes-benz.kiev.ua

Особенно полезными для руководства "Киевгаза", вероятно, станут и наличие складного столика с подстаканниками в задней части авто, трехместного сиденья, легко превращающегося в спальное место, оригинальной подсветки передней панели для создания уютной обстановки и сдвижной панорамной крыши.

Салон лакшери авто. Источник — mercedes-benz.kiev.ua

Причем здесь Левочкины

По данным системы YouControl, по состоянию на сегодняшний день владельцем 60% "Киевгаза" является ПАО "Компания "Киевэнергохолдинг", 61% собственности в которой принадлежит территориальной громаде города Киева. Еще 28,45% "Киевгаза" напрямую принадлежат опять же территориальной громаде Киева. И только по 5,46% принадлежат физическим лицам – Эдуарду Швыдкому и Андрею Винграновскому.

Но ни для кого не секрет, что в таких предприятиях со смешанной собственностью обычно решающим является не столько собственность, сколько контроль над их управлением. Следует вспомнить, как из "Укрнафты", большая часть которой формально находилась в собственности государства, но контролировалась людьми Коломойского, годами выводились средства в пользу олигарха и его партнеров.

Что касается "Киевгаза", то можно утверждать, что эта компания годами находится под "крышей" тандема Бойко — Левочкин, которые контролируют ее с помощью своих родственников. Так, с 2010-го и по 2019 год "Киевгазом" руководил Сергей Горовой, муж старшей дочери лидера запрещенной ОПЗЖ и бывшего регионала Юрия Бойко.

Ну а с 2019 года и по сегодняшний день "Киевгаз" возглавляет уже упомянутый совладелец компании Андрей Винграновский, о котором известно, что он в 2014 году заключил церковный брак с сестрой Сергея Левочкина Юлией. Левочкин, напомним, это тоже экс-регионал, многолетний глава администрации Януковича, а затем соратник Бойко по ОПЗЖ.

Кстати, другой "физический" совладелец "Киевгаза", Эдуард Быстрый, это многолетний подчиненный Юрия Бойко. Во времена, когда Бойко возглавлял НАК "Нефтегаз Украины", Быстрый работал руководителем ряда дочерних предприятий и структурных подразделений "Нафтогаза".

Может ли "Киевгаз" позволить себе выбросить 5 миллионов

Сейчас АО "Киевгаз" — это коммерческая компания, выполняющая функцию обеспечения распределения (передачи) газа через киевские газовые сети к конечным потребителям. При этом сами сети "Киевгазу" не принадлежат, он их только арендует у громады Киева.

С практической точки зрения это означает, что компания просто собирает деньги с киевлян за то, что газ поставляется к ним по киевским трубам. Со своей стороны "Киевгаз" должен эти трубы ремонтировать и обслуживать. Ну и приносить доходы акционерам, среди которых самый большой — киевская громада.

В общем, бизнес по распределению газа довольно прибыльный. В лучшие годы то же АО "Киевгаз" могло показывать ежегодные прибыли на уровне 100 млн и выше. Но в последнее время дела у компании обстоят хуже некуда. Так, если в 2022 году прибыль компании достигала 107 млн грн, то 2023 год "Киевгаз" закончил с убытком почти 34 млн грн. А в прошлом году убытки "Киевгаза" увеличились до 54,5 млн грн.

Это однозначно ставит вопрос об эффективности управления "Киевгазом". Другой вопрос — не является ли явной растратой и вредительством покупка убыточной компанией Mercedes-Benz V-Class за 5 млн?

Убить за "Киевгаз"

Стоит вспомнить, что влияние Бойко — Левочкина на "Киевгаз" неоднократно становилось предметом расследования журналистов. Особо запомнилась история со статьей корреспондентки NV Кристины Бердинских, которую пообещали за публикацию "лишних" подробностей… просто убить.

В январе 2017 года журналистка опубликовала статью, в которой, в частности, упомянула следующее.

"Лидер ОБ (Оппозиционного блока. Ред.) не только вышел сухим из воды по старым делам, но и остается важным игроком на газовом рынке. Здесь его ключевым активом является зять Сергей Горовой, муж старшей дочери Ярославы. В 2010 году, когда Бойко был министром, Горового на внеочередном собрании акционеров Киевгаза избрали главой правления. С тех пор зять политика не покидает эту должность, хотя результаты его работы негативные", — говорилось в материале Бердинских.

В результате через несколько недель Кристина получила СМС с угрозой, что в случае еще одного упоминания о "Киевгазе" ее памятник "появится рядом с памятником Гонгадзе". Журналистка написала заявление, но расследование дела так ничем и не закончилось.

Возможно, хотя бы расследование явно неэффективного расходования коммунальных денег, в частности покупка "Киевгазом" автомобиля стоимостью в десяток ночных дронов для ВСУ, станет для правоохранителей более простым делом.

К сведению: как "Киевгаз" попал в орбиту влияния Бойко — Левочкина

История "охоты" на "Киевгаз" началась еще в начале столетия. В 2002 году, когда "Киевгаз" был еще коммунальной компанией, он едва не стал подразделением уже к тому времени корпоратизированного "Киевэнерго". Продвигал такую идею тогдашний руководитель "Киевэнерго" Иван Плачков. Впоследствии от этой идеи отказались.

В 2004 году Киевсовет решил корпоратизировать "Киевгаз" — часть акций передать в новосозданный "Киевэнергохолдинг", часть оставить напрямую за территориальной громадой, а часть продать. В 2006 году так и произошло, при этом доля как самого "Киевгаза", так и "Киевэнергохолдинга" (а заодно и контроль над этими компаниями) оказалась в структуре олигарха Василия Хмельницкого.

Ориентировочно в 2008—2009 годах, когда в должности мэра Киева состоял Леонид Черновецкий, Хмельницкий продал часть активов, связанных с "Киевгазом", Вячеславу Супруненко, зятю Черновецкого. Параллельно в 2009 году связанная с Супруненко компания ФК "Новый регион" завладела долей в 28,46% "Киевгаза", которая оставалась в прямой собственности территориальной громады.

В ноябре 2010 года регионал Александр Попов (он был тогда заместителем главы КГГА) заявил о возвращении этой отчужденной доли. Ну а в декабре 2010 года общим собранием акционеров "Киевгаза" его главой был избран Сергей Горовой, зять Юрий Бойко.

Интересно, что, как писали СМИ, с 2019 года, когда руководство "Киевгазом" отошло к родственнику Левочкина Андрею Винграновскому, были неоднократные попытки вернуть его под контроль города. Но частным акционерам удавалось много лет срывать собрание акционеров.

Кстати, после начала широкомасштабной войны "Нафтогазу" удалось вернуть контроль над рядом аналогичных структур — облгазов, принадлежавших уже давно живущему за рубежом Дмитрию Фирташу. Но с "Киевгазом" Бойко — Левочкина, похоже, другая история: они имеют определенные рычаги как депутаты Верховной Рады. Так что одной из вероятных причин, почему "Киевгаз" до сих пор остается под их контролем, могут быть голоса, которые они готовы обеспечить в парламенте в обмен на неприкосновенность своих активов. Релевантно ли оставлять по такой причине стратегическое для Киева предприятие под контролем политической силы, которая продвигает пророссийские нарративы, вопрос риторический.

"Телеграф" намерен обратиться по этому поводу к правоохранителям и КГГА, а также и дальше отслеживать события, связанные с главным столичным поставщиком газа. Не переключайтесь.