Почему мы должны победить? Ветеран, которому ПриватБанк отказал в карточке, о скандале, ранении и о том, как сбежал на войну

Читати українською
Автор
Руслан Кныш
Руслан Кныш. Фото Ян Доброносов, "Телеграф"

Ветеран подрывался на мине, "поймал" два пули, пережил обстрел из гранатомета, скид с дрона, но каждый раз возвращался на фронт.

Имя 20-летнего ветерана из Донбасса Руслана Кныша в один день стало известно на всю страну после того, как ПриватБанк отказался открывать ему счет, ведь из-за отсутствия конечностей защитник не мог сделать фото с карточкой. Эта история отрицательно поразила тысячи украинцев. Однако личная история жизни и боевого пути Руслана поражает гораздо сильнее, но уже со знаком "плюс", ведь такая сила духа встречается наверняка только в книгах. Свидетелем железной воли в реальности стал "Телеграф".

Сбежал из дома на войну

С Русланом встречаемся в одной из столичных больниц. В палату нас проводит сотрудник патронатной службы "Ангелы". Именно она сейчас занимается ветераном.

Защитник рассказывает, что он родом из небольшого города Селидово на Донбассе. Первые три года своей жизни парень провел в детском доме, а затем его усыновили.

В подростковом возрасте Руслан увлекся идеями националистов и сознательно стал идентифицировать и лелеять в себе все украинское.

— В 2019 году я прочитал о Валуевском циркуляре (постановление министра внутренних дел Российской империи Петра Валуева, которое запрещало печать литературы на украинском языке, — ред. ), Эмском указе (распоряжение российского императора Александра II, направленное на вытеснение украинского языка с культурной сферы, — ред.) и мне стало обидно, что частичку меня запрещали. И в знак протеста русификации Донбасса я начал разговаривать на украинском языке, — рассказывает ветеран.

Ветеран дает интервью "Телеграфу"

После окончания школы парень поступает в местный колледж на электромеханика. Однако когда Руслану исполнилось 18 лет, он берет академотпуск с твердым намерением присоединиться к войску.

— Я считаю, что нашу личность создает окружающая среда. Где-то в августе 2023 года я уже был в милитари-комьюнити, стал интересоваться военной тематикой. В то время в Авдеевке начинались активные боевые действия, и я понимал, что после Авдеевки Донбасс не готов дать отпор врагу. Что и случилось: прорвали передний край, и не было позиций, на которые пехота могла бы отступить. Поэтому было понимание, что я не буду ждать, когда меня придут выгонять из моего дома, а возьму судьбу в свои руки, — объясняет юноша свою мотивацию.

Мать была против такого решения сына, поэтому в конце 2023 года Руслан собрал вещи, взял документы и сбежал из дома. Сначала защитник пришел в Покровский военкомат, но там ему отказали из-за молодого возраста.

– Меня это обидело. То есть, я не подхожу? У меня была хорошая физическая подготовка, я принял осознанное решение, мне уже 18, юридически я нес полностью за себя ответственность. Тем более, что ребят нужно было менять, у пехоты же тяжелые условия, – говорит Руслан.

С помощью знакомого, ветерану удалось мобилизоваться в военкомате в соседнем Доброполье в 109 бригаду ТРО. Парня направили на БОВП, где он и подписал трехлетний контракт. Но даже после завершения учебы командиры еще две недели не хотели отправлять Руслана на фронт, ссылаясь на его молодой возраст.

Однако в реальных боевых выходах на Донетчине парень доказал, что цифры в паспорте не определяют личность. Ветеран вступил в должность минометчика, а затем овладел и работой с пулеметом.

Руслан Кныш на фронте

— Заходил подготовленный противник, с хорошей амуницией, настроенный на то, чтобы воевать и убивать. Но мне было не страшно, ведь у меня было много энтузиазма, плюс боевое братство, да еще и Тарас Шевченко помогал: "Страшно впасти у кайдани, умирать в неволі", — цитирует защитник украинского классика.

Пережил пять ранений

За время своей личной борьбы Руслан получил четыре ранения. Первое — под Покровском, когда, отражая штурм, "поймал" две пули. Во второй раз военный травмировался после обстрела из гранатомета. Затем, близ Нью-Йорка, получил ожоги лица и кисти из-за сброса с дрона. Во время четвертого ранения военный наступил на мину, повредив ногу. И каждый раз парень возвращался на фронт. Почему?

— Потому что в "Декалоге Украинского Националиста" (сборник правил и утверждений, — ред. ) в пятой заповеди сказано: "Пімсти смерть Великих Лицарів". То есть их жертва не должна быть забыта. И, по сути, я возвращался, потому что у меня была жажда мести врагу, – объясняет Руслан.

Но самым тяжелым стало пятое ранение, которое военный получил 27 октября этого года в Харьковской области. Подразделение бойца попало в засаду, устроенную вражеским FPV-дроном.

— Мы проходили мимо позиции, а вблизи притаился дрон. Я только успел повернуть голову, чтобы выстрелить в него, как мне этот дрон попал в правую ногу, и я "выключился", — отмечает защитник.

Побратимы оказали Руслану первую помощь, наложили турникеты и отправили за ним наземный дрон, чтобы вывезти к точке эвакуации, ведь самостоятельно передвигаться парень уже не мог, еще и был ослеплен взрывом.

— Я еще помню, что переживал тогда за моральное состояние ребят и стихи в эваке читал: "Як добре те, що смерті не боюсь я", — цитирует ветеран строчки своего известного земляка Василия Стуса.

Кстати, Руслан и себя ассоциирует с этим поэтом, потому что, как и Стус, стал общаться по-украински в русскоязычной среде, а также сам пишет стихи. Парень просит сотрудника патронатной службы поднести ему к глазам планшет и декламирует свое произведение:

"Не тіло визначає наш політ,

І не у м'язах криється свобода,

Коли думками ми сягаємо зеніт,

Для нас не є перепоною природа"

Руслан Кныш читает свои стихи

"Я спрашивал, почему мне не дали умереть"

В больнице, куда попал Руслан после эвакуации, медикам пришлось принять тяжелое решение: из-за серьезных травм, переломов, обломков в теле, турникетного синдрома верхние и нижние конечности уже не спасти. Нужна ампутация.

Ветеран признается, что, придя в себя после операций, воспринять новую реальность физического тела было трудно.

– Первая реакция – убейте меня. Потом, в течение нескольких дней, я спрашивал, почему мне не дали умереть, потому что просыпаешься… а у тебя ничего нет. Но потом, когда стал работать с психологами, реабилитологами, принимаешь себя. Страха было больше неопределенности: а что же там дальше будет? – говорит военный.

А дальше Руслана, скорее всего, ждут операции по остеоинтеграции. Это способ протезирования при высоких ампутациях, когда имплантат, на котором закрепляется протез, вживляется в кость.

— Пока это решается. А сейчас важно сформировать культи, привести мое физическое состояние в норму и набраться сил, — отмечает ветеран.

Ветеран в больничной палате

Историю же с ПриватБанком военный воспринимает не эмоционально, а очень рационально.

— С одной стороны, хорошо, что так произошло, потому что сфера обслуживания должна пересмотреть свое отношение к работникам и клиентам, и это касается не только банков. И эта новость, разлетевшаяся по стране, будет только на пользу. К сожалению, реальность такова, что ветеранов с ампутациями будет становиться больше, и общество должно ориентироваться на это. Если люди с инвалидностью, те, кто с этим столкнулся, не будут молчать, тогда, возможно, что-то изменить, — подчеркивает защитник.

Ветеран уверяет, что верит в успех Украины, если нация создаст крепкий идеологический фундамент.

— Почему мы должны победить? Потому что никто не хочет для своих родных такой судьбы, как было в Буче, Изюме, Мариуполе, Херсоне… Взросление нашего общества, по моему мнению, началось с Оранжевой революции, потом — Революция достоинства. Но нужно еще что-то дать обществу, чтобы уменьшить раздор и объединиться ради общей национальной идеи: уничтожение внешнего и внутреннего врага и содержание независимой, суверенной Украины. Только тогда мы добьемся успеха, — резюмировал Руслан Кныш.

Получить помощь украинцам с инвалидностью можно на сайте организации EnableMe Ukraine. Вы можете задать вопросы эксперту и получить бесплатную помощь в сообществе EnableMe .