Блэкауты, отток кадров и отсутствие бронирований: что будет с ценами на одежду и компаниями, шьющими форму ВСУ

Читати українською
Автор
519
Легкая промышленность Коллаж: "Телеграф" Новость обновлена 13 ноября 2025, 09:26
Легкая промышленность Коллаж: "Телеграф"

Легкая промышленность страдает от блэкаутов, кадрового дефицита и отсутствия системной государственной поддержки

Украина входит в период продолжительных блэкаутов после массированных ударов России по энергетическим объектам. По оптимистическому сценарию отключение света по 12 часов в сутки будет продолжаться еще несколько недель.

"Телеграф" рассказывает, как предприятия легкой промышленности приспосабливаются к работе без стабильного электроснабжения, какие вызовы стоят перед отраслью и почему производители одежды и обуви могут пострадать от блэкаутов не меньше, чем тяжелая промышленность.

Вопреки темноте: как легкая промышленность Украины увеличила поступление в бюджет в 2,5 раза

Легкая промышленность Украины объединяет более 2 тысяч предприятий разного масштаба – от небольших швейных цехов до мощных текстильных комбинатов полного цикла, — плюс 15 тысяч ФОПов. Отрасль обеспечивает рабочими местами более 250 тысяч человек, преимущественно женщин — их доля составляет 93%, по данным ассоциации "Укрлегпром".

Впрочем, по результатам 24-го года поступления в государственный бюджет от легкой промышленности выросли с 2 млрд грн (довоенных) до 5 млрд грн, несмотря на то, что количество работников уменьшилось — рассказывает Татьяна Изовит, президент-председатель правления ассоциации "Укрлегпром", в комментарии "Телеграфу".

Татьяна Изовит

В то же время в отрасли есть проблемы, угрожающие стабильности: кадровый голод, разрушение производств, проблемы с сырьем и, главное, перебои с электроснабжением.

От платьев до бронежилетов: как "легковики" за 24 часа переориентировались на 95% военного снаряжения

С первых дней полномасштабного вторжения легкая индустрия переориентировалась на военные нужды. Предприятия всех регионов подключились к производству формы для ВСУ, снаряжения, спальных мешков.

Многие производители освоили новые виды продукции, ранее не выпускаемые. Даже предприятия, специализировавшиеся на детской одежде, перепрофилировались на военное снаряжение. По словам Изовит, украинские производители могут производить около 95% номенклатуры вещевого имущества и снаряжения для армии. Для этого часть предприятий релоцировалась в более безопасные регионы.

"Генератор на пол зарплаты": сколько миллионов гривен украинские фабрики инвестировали в солнечные станции и аккумуляторы

Отключения электроэнергии становятся критическим вызовом для всей промышленности, но легкая пострадает особенно сильно. Производственные процессы – прядение, ткачество, пошив на электрических машинах – требуют непрерывной работы оборудования. Остановка конвейера из-за отсутствия света означает простои, потерю рабочего времени и снижение производительности.

Украинский бизнес все чаще переходит в солнечную энергию. С августа по октябрь 2025 г. количество запросов на установку солнечных электростанций и систем хранения энергии возросло на 10–15%. По словам основательницы компании Unisolar Татьяны Единорог, предприниматели видят в солнечной энергетике не только экономию, но и способ иметь стабильное электроснабжение во время отключений. "Около 70% бизнесов хотят стать независимыми от центральных сетей, но лишь несколько проектов из десятка реально реализуются", — отметила Единорог.

Наталья Романовская, директор черниговской швейной фабрики "Элегант" в комментарии "Телеграфу" рассказывает об опыте работы в условиях энергодефицита. "В Чернигове проблематика с энергоресурсами была еще в 2022 году. Многие предприятия подстроились под обстоятельства", — говорит она.

Наталья Романовская
Наталья Романовская

В частности, фабрика "Элегант" взяла в аренду генератор на несколько месяцев и установила небольшую солнечную станцию. В настоящее время предприятие рассматривает возможность увеличения количества солнечных панелей и установки аккумуляторов с гибридными инверторами. Это требует инвестиций, но без автономного питания невозможно сохранить устойчивость производства.

Впрочем, установка мощных генераторов — дорогое удовольствие, особенно учитывая рост цен на топливо. Поэтому небольшие фабрики и цеха оказываются в самом сложном положении.

Не "критическая"? Почему Кабмин отказывает в приоритете поставщикам формы для армии

Легкая промышленность имеет несколько особенностей, которые делают ее уязвимой к блэкаутам и из-за мобилизации высококвалифицированных кадров, обеспечивающих работу технологического оборудования и, в целом, функционирование предприятий, объясняет Татьяна Изовит. Ведь сейчас уже 93% работников — женщины и мужской персонал — нет гендерной замены.

Она приводит следующие факторы уязвимости:

  • Различные технологические циклы производства и сезонные коллекции. Срыв сроков из-за отключения света чревато потерей заказов и доверия партнеров, особенно европейских брендов, для которых украинские предприятия шьют продукцию.
  • Высокая доля ручного труда. Хотя есть автоматизированные процессы, значительная часть работы выполняется людьми. Без света работать невозможно, что демотивирует работников и может привести к оттоку кадров.
  • Отрасль не признана критической инфраструктурой, поэтому предприятия не имеют приоритета при возобновлении электроснабжения. "Они не считаются критическими, потому что согласно постановлению Кабинета Министров 20-го года легкая промышленность в перечне отсутствует", — констатирует Татьяна Изовит.

Это особенно удивительно ввиду того, что отрасль обеспечивает армию. За пять лет объем производства вырос вдвое, основная часть – это обеспечение Вооруженных сил, Национальной полиции, Нацгвардии.

Статус критической инфраструктуры позволит производителям иметь приоритет при возобновлении электроснабжения. Ведь они снабжают армию вещевым имуществом и снаряжением, без которых невозможно воевать, говорят представители индустрии.

Нужна также верификация национальных производителей, чтобы государство знало, кто реально производит продукцию, а не просто импортирует ее под видом собственного производства.

Также они отмечают решение таких проблем как политика бронирования квалифицированных работников, системное сотрудничество с образовательными учреждениями, решение вопроса с сырьем.

Утрачено 16 000 специалистов: катастрофа кадрового голода и главное требование к государству, без которого швейные цеха остановятся навсегда

Нехватка рабочих рук – еще одна острая проблема. За 2024 год отрасль потеряла 16 тысяч работников. Причины – выезд за границу, внутреннее перемещение, мобилизация. Поскольку большинство работников — женщины, многие из них уехали с детьми за границу.

Наталья Романовская рассказывает, что на фабрике "Элегант" сейчас работает 250 человек против 320 до войны.

Очень много уехало девушек и женщин еще в 2022 году, и не вернулось. Потом постепенно начали выезжать женщины, у которых есть мальчики, или уехали семьи.

говорит директор.

Проблема с персоналом не нова — она началась лет десять назад из-за уменьшения рождаемости. Но война обострила ситуацию. По статистике, в первый класс в 2024 году ушло 227 тысяч детей, а в восьмом классе обучается 450 тысяч. Через три года в профессионально-технические заведения придет еще меньше молодежи.

Татьяна Изовит отмечает, что главный вопрос для отрасли сейчас — политика бронирования. "Наш ключевой вопрос — это политика бронирования для верифицированных производственных предприятий", — говорит эксперт.

Государство должно понимать, кто является надежным сопротивлением в производстве товаров для армии и населения. Без поддержки обученных работников компании не сумеют делать заказ.

С профессионально-техническим образованием в отрасли тоже сложная ситуация. Диалога с Министерством образования, по словам Татьяны Изовит, практически нет. Как результат – кадровый дефицит усиливается.

Поэтому некоторые предприятия сами берутся за обучение. Пример – фабрика обуви "Валтекс" в Белой Церкви, которая в декабре 2022 года организовала учебный класс для внутренне перемещенных лиц. Совместно с Центром занятости отобрали кандидатов, провели теоретическую и практическую учебу. Через неделю-две люди уже работали на рабочих местах.

Мы провели обучение, и буквально неделю-две, и люди уже сидели и работали, —

рассказывает Татьяна Изовит.

Но такие примеры скорее исключение. Системной поддержки от государства нет, а предприятия не могут самостоятельно решить проблему дефицита кадров.

Зарплата 13 000 грн vs. война: Почему легкая промышленность не может конкурировать за кадры

Уровень зарплат в легкой промышленности традиционно ниже, чем в тяжелой. Средняя заработная плата составляет примерно 55-65% от средней промышленности. Это связано со спецификой отрасли – меньшая капиталоемкость, более высокая доля ручного труда.

Однако сравнивать среднюю зарплату сложно из-за разнообразия производств. Текстильный комбинат, кожзавод, швейная фабрика, обувное предприятие – все они имеют разную структуру затрат и уровень автоматизации. Кроме того, есть региональные отличия.

В некоторых регионах средняя зарплата в текстильном производстве составляет 23 тысячи гривен, в других — 18-19 тысяч. В обувной отрасли самая высокая средняя — 13 тысяч, хотя отдельные предприятия платят более 20 тысяч.

Татьяна Изовит отмечает, что невозможно усреднить зарплату всей отрасли (как это требует нормативный критерий), учитывая регионы, технологические особенности производств различной продукции и условия войны. Предприятия пытаются повышать оплату труда, но конкурировать с другими отраслями или предложениями им сложно.

Как блэкауты повлияют на цены

Как пояснил "Телеграфу" один из представителей легкой промышленности, один киловатт "государственной" электроэнергии обходится промышленности в 10-11 грн, произведенный на собственном генераторе — 20-25. За месяц его компания тратит 45-60 тыс. грн на горючее для него, что при производстве швейной продукции на миллионы гривен составляет лишь процентную долю в общей ее стоимости.

Сам генератор стоит очень дорого, но есть возможность получить грант от покрывающего часть расходов государства, — говорит производственник. — Поэтому на цену производимой продукции больше влияет подорожание стоимости ткани, которая идет на пошив.

Впрочем, производственник не прогнозирует резкого скачка цен на продукцию легпрома, вызванного перебоями с поставкой электроэнергии. Тем более что за ними следит и Госаудит, реализующий государственную политику в сфере государственного финансового контроля.

По словам Изовит, из-за блэкаутов представители легпрома просят власти упростить процедуру получения сертификатов о форс-мажорных обстоятельствах и вывода об изменении существенных условий договоров, чтобы производственникам не приходилось собирать справки и подтверждать заказчикам очевидные факты. А заказчиков просят продлить сроки контрактов по обоснованному запросу исполнителя на основе официальных данных НЭК "Укрэнерго".

Если этого не сделать — сроки выполнения контрактов будут расти, а расходы предприятий (соответственно, и стоимость произведенной продукции), а цены тоже станут непрогнозируемыми.