Неинклюзивные, дорогие и не ко времени: планы строительства переходов и обновление путепроводов в Киеве вызвали вопросы и недовольство

Читати українською
Автор
1037
Неинклюзивные, дорогие и не ко времени: планы строительства переходов и обновление путепроводов в Киеве вызвали вопросы и недовольство Новость обновлена 05 августа 2025, 12:30

Обновление инфраструктуры нужно, но средства можно было бы тратить более эффективно

Проекты двух объектов дорожной инфраструктуры, которые столичные власти намерены реализовать в этом году, вызывают вопросы как у активистов, так и у обычных киевлян. Речь идет о надземном пешеходном переходе по улице Саперно-Слободской, где останавливаются кольцевая и пригородные электрички. Его планируют построить заново. В планах и капитальный ремонт путепровода по улице Рональда Рейгана, проходящего над станцией скоростного трамвая. Город обещает повысить безопасность и удобство для водителей и пешеходов, киевляне же удивляются стоимости работ и ставят логичный вопрос относительно доступности для маломобильных групп.

"Телеграф" разбирался, какие именно работы планируются, и узнал мнение активистов о том, что не так с проектами и как можно было бы их улучшить.

За три года стоимость проекта подорожала в разы

На улице Рональда Рейгана (до 2023 года называлась в честь Теодора Драйзера) в Деснянском районе расположена одна из остановок скоростного трамвая, находящегося под путепроводом. Он был введен в эксплуатацию в 1999 году и с тех пор капитально не ремонтировался. По крайней мере, это подчеркивает коммунальное предприятие "Киевавтодор". По информации КП, два года назад объект обследовали и обнаружили существенные повреждения, а именно: "износ нижних слоев дорожной одежды, мостового полотна и гидроизоляции, разрушение конструкций деформационных швов, образование трещин, коррозию арматуры и отслоение бетона". И такое состояние путепровода, отметили на предприятии, "усложняет дальнейшую безопасную эксплуатацию и требует безотлагательного ремонта".

В КП подчеркивают: состояние путепровода ставит под вопрос безопасную эксплуатацию

Для проведения работ КП разыскивает подрядчика – на сайт Prozorro на прошлой неделе появилось соответствующее объявление. Из технической спецификации следует, что колонную платформу "пересоберут" чуть ли не полностью, ведь демонтируют и установят новые опоры и балки пролетных конструкций, плиту проезжей части (верхний слой, по которому едут машины), ограждения (перильные и барьерные), обновят дорожное покрытие, а также покрытие тротуаров и площадок под путепроводом, заменят внешнее освещение и коммуникации, установят дорожные знаки и светофоры, разметку, проведут благоустройство и засеют газонами прилегающую территорию. Среди нововведений, предусматриваемых проектом, – установка на выходах на станцию скоростного трамвая двух лифтов, позволяющих лицам с инвалидностью и другим маломобильным группам спускаться на платформу, а также снижение бордюрного камня и обустройство тактильной навигации.

Велодорожка с одной стороны и отсутствие пандусов – замечание к проекту от общины

– На рабочей группе при Департаменте транспортной инфраструктуры, в которую входят общественные организации и представители коммунальных предприятий, обсуждалась схема организации дорожного движения на улице Рональда Рейгана. В частности, мы говорили о том, сколько должно быть полос и какими они должны быть, — подчеркнул в комментарии "Телеграфу" соучредитель ОО "Пассажиры Киева" Александр Гречко. – И наши предложения отличаются от изображения на рендере, опубликованном городской администрацией. Ведь по нашему мнению на этом путепроводе нужно было применить поворотные полосы для разгрузки узла и повышения безопасности, в то же время мы видим по три обычных автомобильных полосы в обе стороны. Это некорректный и неэффективный вариант.

В тендерной документации прописаны только лифты

– К тому же по непонятным причинам велодорожку предусмотрели лишь с одной стороны. И еще один из важных моментов – это доступность. Да, проект предусматривает лифты, но очевидно, что отключение электроэнергии или остановка из-за поломки делает невозможным спуск на платформу для лиц с инвалидностью или временно мобильных лиц из-за травмы. Этот вопрос могли бы решить пандусы, но их не предусмотрели. Такой масштабный проект, сотни миллионов гривен на реализацию, но, очевидно, эти средства можно использовать более эффективно, – отмечает активист.

В комментариях киевляне обвиняют КП в неработающих лифтах на других объектах

На кону действительно значительная сумма, ведь в КП посчитали, что определенный проектом объем работ на путепроводе по улице Рональда Рейгана будет стоить максимум 248,8 млн гривен – почти столько столица потратит на проект "Чистое небо" для защиты воздушного пространства от вражеских летательных аппаратов. При этом торги предполагают понижение цены, а минимальный шаг установлен на уровне 1,2 млн. гривен. Интересный момент, что и в самом объявлении, и частично в тендерной документации указано старое название улицы – Драйзера, скорее всего, потому, что она была подготовлена еще в начале 2022 года. Ведь тогда уже проводился тендер на тот же объект с ценой в 3,5 раза дешевле, а именно 70,4 млн гривен. Договор с победителем ООО "Градостроительный отряд №112" был подписан в середине февраля, но до реализации дело не дошло из-за начала полномасштабного вторжения и расторжения на этом основании договорных отношений. Сможет ли эта компания победить на аукционе во второй раз, или путепроводом займется другая компания, станет известно в начале августа. А значительное удорожание проекта в коммунальной корпорации "Киевавтодор" объяснили тем, что были изменены проектные решения, а стоимость строительных материалов за это время выросла.

Велодорожка только с одной стороны на путепроводе – еще одна претензия киевлян

В КК "Киевавтодор", которому наше издание адресовало вопрос о том, возможно ли усовершенствовать проект с учетом предложений киевлян, ответили: использованные решения являются "стандартным элементом для соединения разных уровней городского пространства" и отвечают требованиям безбарьерности.

- Заметим, что устройство пандусов технически невозможно, ведь высокие геометрические параметры сооружения не дают возможность устроить конструкции в соответствии с нормативами. Что касается электропитания лифтов, которое служит для обеспечения электрической энергией всех компонентов лифтовой системы: двигателя, систем управления, освещения кабины и шахты, аварийного питания и т.д., информируем, что при отсутствии электроэнергии подачу питания будут осуществлять с использованием генераторов или аккумуляторных батарей (для питания систем управления, аварийного освещения и эвакуации пассажиров), – говорится в письме коммунальной корпорации.

В корпорации пояснили, почему проект подорожал и не будет пандусов

Также в "Киевавтодоре" отметили, что вопрос расположения велополосы, а она будет только с одной стороны путепровода, согласован и с общественностью, и патрульной полицией. И то, такая дорожка будет только на парной стороне улицы Рональда Рейгана, "увязывается с планом развития велоинфраструктуры Деснянского района, а именно веломаршрутом "Троещина центр". Таким образом и этот пункт, несмотря на критику со стороны ОО "Пассажиры Киева", тоже останется без изменений.

Стоит отметить, что путепровод на улице Рональда Рейгана будет не самым дорогим объектом такого типа, который обновят в столице в разгар войны. К примеру, ремонт эстакады на пересечении ул. Строителей с Броварским проспектом и Святошинско-Броварской линией метрополитена будет стоить 439,9 млн. гривен. В КГГА уверяют, что объект, на котором работает ООО "Автомагистраль Юг", откроют уже в ноябре текущего года.

Мост разобрали, но это не реконструкция и не строительство

И еще одно инфраструктурное решение – обновление пешеходного моста на улице Саперно-Слободской – тоже выглядит сомнительно. Этот надземный переход позволял пересечь шестиполосное шоссе с оживленным движением и безопасно добраться до остановок автобусов, кольцевой и пригородной электрички на станции Киев-Демеевский, а также большого микрорайона. Объект находился в аварийном состоянии более десяти лет. Поэтому осенью 2024 года КП "Киевавтодор" его перекрывал, обещая провести противоаварийные работы. При этом коммунальщики не предложили альтернативы в виде регулируемого перехода по земле, а ближайшие обустроены были на значительном расстоянии, что прибавляло лишних 10-15 минут ко времени в пути. В конце концов это привело к смертельной аварии, тогда мост "усилили" подпорками и снова открыли. Но ненадолго — 10 июля 2025 стало известно об очередной "остановке" объекта.

Пешеходный мост через оживленную магистраль несколько раз перекрывали из-за аварийности

При этом и в официальном сообщении на сайте КГГА, и в тендерной документации говорится снова исключительно о противоаварийных работах. Киевляне ставят под сомнение такую формулировку, ведь конструкцию старого пешеходного моста разобрали полностью. Это фактически или реконструкция (в этом случае должны остаться хотя бы частично элементы конструкции объекта), или новое строительство (в этом случае новая конструкция должна иметь другую форму, габариты и быть выполнена из другого материала). Кроме того, у активистов возникли вопросы доступности надземного перехода после завершения работ и текущей ситуации с безопасностью в этой точке.

– За этим переходом мы следим достаточно давно, под особым вниманием он после гибели человека из-за перекрытия и отсутствия обустроенного наземного перехода, – отметил Александр Гречко. – Сейчас на время выполнения работ на мосту переход сделали, но он нерегулируемый (!). Непонятно, почему его не оборудовали светофорами, потому что машины здесь передвигаются на большой скорости и остается риск для пешеходов оказаться под колесами. Честно говоря, мы удивились, когда увидели в уже подписанной тендерной документации, которая предполагает выполнение за 35 миллионов аналогичного пешеходного моста только с лестницами. Снова ни пандусов, ни лифтов, а их нет и на ближайших пешеходных мостах. То есть и этот новый объект будет абсолютно недоступен для людей на колесных креслах, мам с колясками, военных с протезами. Совершенно непонятно, зачем тратить такие средства, если существующие проблемы не решатся.

Переход без светофора в этом месте опасен, отмечают киевляне

Эти же вопросы киевляне задали 22 июня во время сеанса прямой связи с городскими властями с участием заместителя директора департамента транспортной инфраструктуры КГГА Валентином Кульбакой. Чиновник в очередной раз подчеркнул, что работы на Саперно-Слободской это никакое не строительство нового перехода, и даже не реконструкция старого, а "ремонтные работы по восстановлению характеристик перехода". Также он подчеркнул, что в настоящее время объект не планируется обустраивать ни пандусами, ни лифтами из-за того, что с учетом объемов финансирования "невозможно сделать все инфраструктурные объекты инклюзивными".

Мост демонтировали, но в департаменте настаивают: его просто ремонтируют

Относительно возможности обезопасить уже сейчас наземный переход и оставить его и после выполнения ремонта, заместитель директора департамента в первом случае пообещал найти быстрое решение, во втором – при наличии обращения от громады изучить целесообразность. При этом чиновник отметил, что речь идет о скоростной автомагистрали непрерывного движения, а на такой в соответствии с ПДД Украины допускаются только подземные и наземные (эстакадные) переходы или переходы в составе транспортной развязки (например, через мост, ведущий к остановкам общественного транспорта).

Так выглядит схема организации движения на улице Саперно-Слободская

- Схема временной организации дорожного движения [на улице Саперно-Слободской] не совершенна и дорабатывается, — отметил Валентин Кульбака. – Думаем, как обустроить временные автобусные остановки на период ремонта путепровода и также, какие меры предпринять по успокоению движения, чтобы не было плохих последствий… Возможно, нужен светофор или какие-то другие средства успокоения движения, а, может, попросим патрульную полицию постоять и проконтролировать скорость следования автовладельцев.

При этом чиновник не сообщил, в какие сроки будет принято решение, а главное реализовано с учетом текущей опасной ситуации, и, как выяснилось позже, коммунальщики остановились на привлечении правоохранителей. Об этом говорится в ответе КК "Киевавтодор" на запрос "Телеграфа", из которого следует: светофоров в этой точке не появится, а скоростной режим транспортных средств будут систематически контролировать экипажи патрульной полиции. При этом в корпорации подчеркивают, что речь все-таки идет о "противоаварийных мерах" на пешеходном мосту, ведь подрядчик лишь заменит разрушенные конструкции пролетных строений и опор моста, лестниц, а также установит новое ограждение и восстановит покрытие прохожей части.

В корпорации настаивают на пешеходному мосту выполняют противоаварийные работы

- Отметим, что при выполнении таких работ не предусматривается изменение характеристик сооружения или выполнение нового строительства, в частности, в части обустройства лифтов/подъемников или пандусов… На сегодняшний день предприятием "Киевавтошляхмист" рассматривается возможность устройства на сооружении средств беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения, а именно лифтов/подъемников или нормативных пандусов в рамках нового проекта. Реализация нового проекта с учетом требований ДБН В.2.2-40-2018 "Инклюзивность зданий и сооружений" возможна по завершении противоаварийных работ, – подчеркнули в "Киевавтодоре".

А это может произойти не раньше конца следующего – 2026 года, ведь именно эта дата определена как окончательная для завершения всего проекта. При этом открыть движение по пешеходному мосту в корпорации планируют до конца года текущего. Но только при благоприятных погодных условиях.

Как сообщал "Телеграф", компания бизнесмена Максима Шкиля получила от киевских властей 1,18 миллиарда гривен на строительство Подольского моста.