Запорожцы в первой общеевропейской войне: как козаки приобретали боевой опыт в роли наемников

Читати українською
Автор
Барон де Сиро и кошевой атаман Сирко. Кто из них возглавлял отряд наемников-запорожцев при осаде Дюнкерка, историки спорят до сих пор
Барон де Сиро и кошевой атаман Сирко. Кто из них возглавлял отряд наемников-запорожцев при осаде Дюнкерка, историки спорят до сих пор

Через горнило Тридцатилетней войны прошли тысячи украинцев

В самом начале XVII века европейский континент жил в предчувствии катастрофы, тотальной войны. Ее причины имели ярко выраженный религиозный контекст: противостояние между католиками и протестантами (лютеранами и кальвинистами), в первую очередь на территории империи Габсбургов, достигло апогея. Императоры, ревностные католики, с каждым годом "закручивали гайки" и положение протестантов становилось все более угрожающим. Многие немецкие князья, а также их подданные, вовсе не желали возвращаться в лоно "старой церкви" и снова ощутить тяжелую руку папистов и иезуитов. "Немного рук добровольно взялись бы за оружие ради государства, за интересы государя; ради веры охотно хватался за меч купец, художник, земледелец", — отмечал в своем фундаментальном труде "Тридцатилетняя война" выдающийся немецкий писатель и историк Фридрих Шиллер.

Пражская дефенестрация — выбрасывание из окон

Начало первого общеевропейского конфликта связано с известной по всем учебникам истории "Пражской дефенестрацией", а именно "выбрасыванием из окон" (de fenestra с итал.). В Чехии (Богемии) ситуация была взрывоопасной: абсолютное большинство подданных на то время еще не императора, а короля Чехии Фердинанда Габсбурга были протестантами, но находились под постоянным прессингом. Имперские чиновники попирали свободу сословий и вероисповеданий. Итак, 23 мая 1618 года около ста вооруженных протестантов ворвались во дворец Пражского Града, захватили наместников короля Вильгельма Славату (кстати, родственника будущего героя этой войны, полководца Альбрехта фон Валленштейна), Ярослава Мартинца и их секретаря Филиппа Фабрициуса. После недолгой борьбы их буквально выбросили из окон дворца. Однако чиновники попали в выгребную яму и остались в живых…

Дефенестрация в Праге в 1618 году. Гравюра Маттиаса Мериана Старшего из хроники Theatrvm Europaevm, 1662 год
Дефенестрация в Праге в 1618 году. Гравюра Маттиаса Мериана Старшего из хроники Theatrvm Europaevm, 1662 год

Это и был старт тотальной войны, которая получила название Тридцатилетней (1618—1648), охватила вскоре большую часть Европы и даже привела к конфликтам между государствами-участниками в колониях в Америке и Азии. На одной стороне сражались восставшие чешские сословия и немецкие князья-протестанты, которых на определенных этапах войны поддерживали Дания, Швеция, Франция (хотя она и была католическим государством), Трансильвания, Голландия и Англия. Им противостояли страны Католического блока: Габсбургские Австрия и Испания, Бавария, Речь Посполитая, ряд германских княжеств (преимущественно духовных) и папский престол. Московия косвенно также участвовала в конфликте. Неудачная для Кремля "Смоленская война" (1632–1634) с Речью Посполитой, в которой на стороне польского короля отличились и запорожские козаки, отвлекла Варшаву от событий в Центральной Европе.

С течением времени конфликт все больше терял ярко выраженный характер противостояния между католиками и протестантами. Очень часто в армиях правителей служили представители антагонистических религий. Православные козаки-запорожцы также активно участвовали в Тридцатилетней войне, причем на стороне разных армий, как обычные кондотьеры-наемники.

Как вербовали запорожцев

В августе 1619 года император Фердинанд II Габсбург направляет в Речь Посполитую послов с просьбой о помощи. Сигизмунд III Ваза недавно завершил изнурительную войну с Московским царством, поэтому отправил союзникам-католикам козаков, оставшихся вне реестра. В октябре 1619 года, в самый разгар осады Вены чехами и трансильванцами князя Бетлена Габора, в Закарпатье вторгается 10-тысячный корпус запорожцев и "лисовчиков" (в основном поляки-кавалеристы) во главе с полковниками Иеронимом Кличковским и Станиславом Русиновским. 21—22 ноября козаки вблизи села Стрипско под Гуменным разгромили семитысячное войско трансильванцев (венгров) под командованием князя Юрия Ракоци, потерявшее лишь убитыми две тысячи солдат. Вскоре запорожцы осадили Пряшев и Кошице в Словакии и своими действиями фактически сорвали планы войск Антигабсбургской коалиции, заставив их снять 27 ноября осаду Вены. Однако из-за отказа австрийцев выплатить полагающиеся деньги запорожцы в середине декабря 1619 года вернулись на Сечь.

Лисовчики. Стрельба из лука. Художник Юзеф Брандт, 1885 год
Лисовчики. Стрельба из лука. Художник Юзеф Брандт, 1885 год

Следующий, довольно контроверсионный эпизод, связан с битвой под Белой Горой 8 ноября 1620 года. После удачного начала восстания в Чехии на престол в Праге был избран кальвинист, курфюрст Пфальца Фридрих V. Он оказался бестолковым и легкомысленным правителем, проводившим время в балах и получившим нелестное прозвище "Король на одну зиму". Когда началась битва, которая и решила судьбу престола, Фридрих продолжал развлекаться. Войска Католической лиги наголову разгромили противника, и король отправился в изгнание. Из 28 тысяч солдат-католиков 3500 были "лисовиками", среди которых было немало уроженцев восточных воеводств Речи Посполитой, а значит, и украинцев. Есть свидетельства, что папский нунций в Венеции еще 20 августа 1620 года сообщил о прибытии в императорское войско пяти тысяч козаков "из-за Черного моря". Возможно, какое-то количество запорожцев успело оказаться на поле битвы под Прагой…

Битва на Белой Горе. Художник Петер Снайерс, после 1620 года
Битва на Белой Горе. Художник Петер Снайерс, после 1620 года

Уже в 1626 году в императорской армии Альбрехта фон Валленштейна служило четыре тысячи запорожцев, в дальнейшем часть из них воевала против войск саксонского курфюрста-лютеранина Иоганна-Георга. Украинский архитектор, искусствовед и историк Владимир Сичинский в книге "Чужинці про Україну" (1946) привел очень интересные данные об участии козаков в боевых действиях на стороне императора в Люксембурге. В еженедельнике Gazette de France (№ 81 за 1633 год) находим сведения о действиях четырехтысячного отряда запорожцев под руководством полковника Тарасского (возможно это Тарас Трясило, кошевой нереестрового козачества, крымский татарин по происхождению, православный), что под знаменем Габсбургов воевали в Люксембурге против французских войск генерала де Суассона. После первой неудачной атаки "козаки напали на французов со страшным криком; наши люди (французы), не привыкшие к такому крику, так испугались, что бросились бежать и отступили к болоту на другом берегу реки". Австрийское командование создавало из лютых хорватов-"гренцеров" и запорожцев легкие кавалерийские полки и эскадроны, совершавшие опустошительные проникающие рейды в северную и северо-восточную Францию.

Валленштейн сцена из Тридцатилетней войны. Художник Эрнест Крофтс.
Валленштейн: сцена из Тридцатилетней войны. Художник Эрнест Крофтс, 1884 год

Процесс вербовки запорожцев обычно проходил в Люблине и Львове эмиссарами Габсбургской империи. Пункты сбора находились в Силезии в городках Битум и Бризе, где размещались лагеря кондотьеров. Аванс козаки получали еще на территории Речи Посполитой и уже там формировались сотни; запорожцы добирались до места назначения на лошадях. Так, летом 1635 года в Битуме находилось до двух тысяч запорожцев.

Условия контракта для наемников

Условия службы наемников определялись соглашениями (контрактами). Некоторые пункты соглашения между Габсбургами и козаками от 23 сентября 1635 года опубликовал украинский историк Александр Баран, работавший в архивах Вены. Простой запорожец получал ежемесячно до шести талеров, хорунжий – 50, капитан – 100, а их командир, полковник Павел Носковский, – 200 талеров; по тем временам это была астрономическая сумма.

Но условия контракта австрийское правительство в полной мере не выполняло, поэтому осенью 1636 года большинство украинцев покидает театр боевых действий. По пути на родину, в Силезии, кондотьеры поднимают бунт, требуя немедленного расчета. Неблагодарные австрийцы высылают карательный корпус, который разгромил полк запорожцев и заставил их перейти имперско-польскую границу. Однако часть козаков (до трех тысяч) осталась на службе императора и стала в ряды армии фельдмаршала Иоганна фон Геца. Они участвовали во взятии городов Хёхст, Дортмунд, Верль и Хамм.

Участие украинцев в осаде Дюнкерка

Очень интересный, но не до конца проясненный вопрос – участие козаков в составе французских войск в осаде и штурме в 1646 году Дюнкерка. Будущий гетман Украины Богдан Хмельницкий часто ездил в Варшаву с делегациями от Войска Запорожского защищать права и вольности перед королем Владиславом IV Вазой и сеймом. А в 1644 году он в столице Речи Посполитой встречался с послом Франции графом Де Брежи: "На днях был в Варшаве один из старшин козацкой нации полковник Хмельницкий… Этот человек образован, умен, силен в латинском языке. Что касается службы козаков у его величества, то, если войны с турками не будет, Хмельницкий готов помочь в этом деле". По совету посла всесильный кардинал Джулио Мазарини, преемник Армана Жана дю Плесси, кардинала Ришелье, подписал договор-контракт на службу 2400 запорожцев во Франции.

Вид крепости Дюнкерк в XVII веке Иллюстрация из материала Игоря Полуэктова на Исторической правде
Вид крепости Дюнкерк в XVII веке. Иллюстрация из материала Игоря Полуэктова на "Исторической правде"

Через год морем через Гданьск козаки добрались до французского порта Кале. Среди историков – украинских, польских и французских – давно идет спор, кто же возглавлял этот большой отряд наемников-запорожцев. Известный польский историк Збигнев Вуйцик авторитетно утверждает, что ни Богдан Хмельницкий, ни Иван Сирко, ни полковник Солтенко (уж не Иван Золотаренко ли?) в осаде Дюнкерка не участвовали.

Иван Сирко – кошевой атаман. Картина современной украинской художницы Наталии Павлусенко
Иван Сирко – кошевой атаман. Картина современной украинской художницы Наталии Павлусенко. С разрешения художницы

На самом деле одним из командующих во время этой битвы был французский генерал-майор Клод де Летуф барон де Сиро. В архивах до последнего времени не было найдено задокументированных свидетельств участия в этой военной кампании украинцев. А считать документом книгу французского военного деятеля и дипломата Пьера Шевалье "Война козаков против Польши" (1663), изданную в 1990-х годах уже в независимой Украине, вряд ли можно. Итак, с легкой руки писателя и просоветского эмигранта-афериста Илько Борщака барон Сиро превратился в Сирко…

Тот самый французский генерал-майор Клод Летуф барон де Сиро. С сайта pircyl.com (общественное достояние)
Тот самый французский генерал-майор Клод Летуф барон де Сиро. С сайта pircyl.com (общественное достояние)

Однако участие козаков в этой военной кампании имеет документальное подтверждение, которое недавно, в 2021 году, подготовил известный украинский исследователь Игорь Полуэктов, прорабатывавший архивы во Франции: "Козацький регімент під командуванням барона Сіро був у складі корпусу маршала Гассіона. Складність підвозу продовольства і важкі кліматичні умови не дозволяли розтягувати облогу надовго. В апрошах розмістили 60 гармат і перший приступ відбувся 24–25 вересня, який маркіз Лейден відбив із значними втратами. 1–2 жовтня французи повторили приступ. Гарнізон його відбив, хоча втратив один з бастіонів, у штурмі якого брали участь козаки. У маркіза Лейдена була надія на підмогу з моря, але іспанці не наважилися атакувати голландську ескадру і повернули назад. Гарнізон пробував вирватися через французькі позиції поруч з пляжем, але був відкинений. В цій контратаці теж брали участь козаки. Після цього гарнізон капітулював на почесних умовах 11 жовтня 1646 р. і козаки вступили в місто як окрема частина під своїми прапорами" (Histoire du Siége de Dunkerque par M. le Prince…, 1649; Coste, 1748: 86–95; D’Aumale Henri d’Orléans duc, 1889: t. 5, p. 93; t. 7, p. 169).

Возвращение казаков из боя. Художник Юзеф Брандт, 1894 год
Возвращение козаков из боя. Художник Юзеф Брандт, 1894 год

Уроки Тридцатилетней войны, через горнило которой прошли тысячи запорожцев, впоследствии участвовавших с 1648 года в Национальной революции, не прошли даром. Их силу очень скоро у Желтых Вод, под Корсунем, Пилявцами, Зборовом и Батогом ощутили на себе регулярные войска Речи Посполитой. А Тридцатилетняя война завершилась там, где и началась – в Праге. Шведский генерал Ганс Кристоф фон Кенигсмарк в октябре 1648 года овладел частью столицы Чехии (Малой Страной), начались кровавые бои в городе, когда пришло известие о подписании мира: Габсбургско-католический блок оказался на грани полного поражения. Вестфальский мир 24 октября 1648 года закрепил политическую раздробленность Германии…