"Проклятие Булгакова". Какие могут быть проблемы у Джонни Деппа из-за "Мастера и Маргариты"
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Попытка вернутся на Голливудский олимп может закончиться для актера новым судом
Джонни Депп не побоялся бросить вызов самому дьяволу. Точнее, Воланду: стареющий секс-символ затеял продюсировать и снимать первую голливудскую экранизацию романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Джонни Депп, который никогда не чурался "мистических" ролей с потусторонним душком (чего только стоит его посмертное путешествие в "Мертвеце" Джима Джармуша) в результате может быть крайне удивлен, когда столкнется с сопротивлением российской нечистой силы.
"Проклятие" романа хорошо известно постсоветским кинематографистам, а поучительный случай югославского режиссера Александара Петровича показывает, что "проклятие" книги Булгакова распространяется и на страны бывшего соцлагеря. Приключения последней на данный момент российской экранизации в Америке показывает, что в Голливуде "проклятие" тоже вполне может действовать. В чем его суть и с чем может столкнуться Джонни Депп в самое ближайшее время, разбирался "Телеграф".
В киносреде "Мастера и Маргариту" давно уже называют "нехорошей книгой". Проекты срывались и замораживались, на пути экранизаций возникали непреодолимые юридические и политические форс-мажоры, актеры болели до съемок и умирали после, на съемочных площадках происходили странные происшествия. Владимир Бортко даже позвал на съемочную площадку батюшку — освятить перед съемками. Как известно, не помогло.
Собственно, этот довольно слабый, но распиаренный сериал 2005 года стал рекордсменом по "нехорошести". Журналисты насчитали, ни много ни мало, 18 смертей актеров, задействованных в проекте. Причем уходили из жизни не только престарелые Кирилл Лавров или Илья Олейников. Александру Абдулову было всего 54 года, Владиславу Галкину — и того меньше. Причем умирали актеры при странных обстоятельствах, как тот же Галкин или Александр Чабан, сыгравший небольшую роль следователя.
Нехорошую традицию экранизации "нехорошей книги" заложил советский режиссер Юрий Кара, который задумал в начале девяностых перенести на экран роман, который во времена Советского союза ему бы не дали экранизировать чиновники от советской культуры. Не убоясь нечистой силы, режиссер связался с куда более ненадежными партнерами — "новыми русскими".
Вскоре после завершения картины, в 1994 году, продюсеры из кооператива "ТАМП" через суд отняли у режиссера негатив, спрятали пленки в хранилище, после чего начальник службы безопасности кооператива — который, собственно, и спрятал фильм, внезапно умер. Впрочем, вы уже и сами догадались. А негатив нашли только через 15 лет, да и то не полностью.
Не менее показательная история приключилась с югославом Александаром Петровичем, который осуществил еще в 1972 году первую полноценную киноэкранизацию. Через пару дней проката фильм сняли с экранов "по политическим причинам" как чересчур антикоммунистический. А режиссеру пришлось отбыть в Западную Германию, потому что на родине у него работы по специальности больше не было.
Натерпелся "по политическим причинам" и режиссер последней на данный момент экранизации Михаил Локшин. После того, как он осудил войну с Украиной, на режиссера спустили всех собак российские пропагандисты, и ему пришлось вслед за югославским коллегой отбыть на запад, в Америку. Как сам рассказал сам режиссер в интервью изданию Vanity Fair, его имя в России убрали даже с постеров и промо-материалов фильма. "Проклятие" Булгакова продолжает действовать?
На самом деле "мистический" ореол вокруг экранизации мистической книги возник с легкой руки советского режиссера Владимира Наумова, который еще в конце шестидесятых смог добиться разрешения поставить фильм "Бег" по мотивам произведений опального писателя. Он любил рассказывать байку о том, как во сне к нему приходила вдова писателя и сперва принесла "от Миши" благословение на съемку "Мастера и Маргариты", а затем "послание", что фильма не будет. Принимать всерьез такую типичую застольную байку киношников, конечно же, невозможно.
А вот юридические трудности у Джонни Деппа могут быть вполне неиллюзорные. Сопродюссеры Деппа — Светлана Мигунова-Дали и Грейс Ло, которые владеют эксклюзивными правами на экранизацию, блокировали выход фильма Локшина в Америке. Российские продюсеры подали встречный иск, и у них серьезные шансы лишить Ло и Мигунову-Дали эксклюзивных прав. Это означает для проекта Деппа риск затяжных судов и проблемы со страховщиками, а бюджет такого фильма может быть заоблачным.
Не будем забывать о политическом контексте: хотя "Мастер и Маргарита" — самый известный русскоязычнй роман на Западе, не все на Западе в восторге от кровавой войны, развязанной в Украине Россией. Пытаясь не пустить в прокат фильм режиссера-оппозиционера, Ло и Мигунова-Дали выглядят не лучшим образом. Похоже, что Джонни Депп, чья карьера пребывает в самой низшей точке после скандального развода и ряда очень слабых ролей, снова поставил не на ту лошадку.
Ранее "Телеграф" писал, поездка в Украину едва не стоила жизни известному фантасту Роберту Шекли.