
Правительство со второй попытки пытается остановить рост цен на лекарства
По данным социологов, подорожание лекарств ощутили 94% респондентов. Для 90% это стало большой проблемой, заставившей их пересмотреть свои расходы и экономить. Мы проанализировали, как государство пытается обуздать ценовые скачки на фармацевтическом рынке.
Согласно исследованию компании Gradus Research, лекарства вошли в тройку главных расходов украинцев в 2024 году, 79% опрошенных покупают их за счет других товаров. Особенно критической ситуация стала для людей старше 60 лет, почти две трети которых вынуждены ограничивать расходы на еду. Подорожание лекарств влияет не только на уровень жизни, но и на отказ от базовых потребностей, что может иметь серьезные социальные и медицинские последствия.
Понятно, что на ситуацию, когда граждане вынуждены выбирать между лекарствами и едой, государство должно было отреагировать. К решению проблемы были привлечены высшие органы власти. В феврале 2025 года Совет национальной безопасности и обороны принял решение "О дополнительных мерах по обеспечению доступности лекарственных средств для украинцев"; Верховная Рада проголосовала закон, который должен урегулировать отдельные вопросы регистрации и реализации лекарственных средств (№ 4239-ІХ); правительство приняло постановление №168 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины по стабилизации цен на лекарственные средства". Дополнительно производители выступили с инициативой снизить цены на 30% для так называемого списка "Топ-100 препаратов". Однако к самому список возникло немало вопросов — несмотря на заявленный принцип популярности, в него попали, в частности, девять вариантов аскорбиновой кислоты с разными вкусами, а также лекарства в разных дозировках, что искусственно увеличивало общее количество позиций. Более того, это снижение цен — не результат нормативного акта и не является обязательным для компаний. Это временная инициатива производителей, скорее как попытка снизить общественное напряжение вокруг темы. Так что в любой момент скидки могут быть отменены. На остальные украинские лекарства цены не изменились, как и на иностранные препараты.
Если кратко описывать суть регуляций, то прежде всего они заключались в установлении предельных наценок на лекарственные средства и запрещении практики маркетинговых платежей производителей в пользу аптек. Чтобы контролировать цены в аптечных сетях, Кабмин возобновил проверки Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей.
Формально все выглядело "согласно-соответственно". Но отраслевые эксперты сразу обратили внимание на то, что предложенные меры по сдерживанию цен касались только одной составляющей фармрынка – аптек. Более того, привели они не столько к снижению цен для потребителей, сколько к перераспределению доходов фармацевтического рынка в пользу производителей.
СНБО и Кабмин исходили из того, что после запрета маркетинговых договоров с аптеками производители снизят цену препаратов на 15—20%, поскольку примерно столько составляла доля "маркетинга" в розничной цене. Но на практике цена препаратов пересмотрена не была и средства, ранее выплачиваемые аптекам за услуги маркетинга, просто остались фармацевтическим предприятиям в качестве дополнительной прибыли. Речь идет о сотнях миллионов гривен ежемесячно.
В свою очередь, аптечные сети, недополучив маркетинговые средства, столкнулись с реальной угрозой банкротства. Чтобы выжить, они подняли торговую наценку до разрешенного максимума. В комплексе это, как ни парадоксально, привело к обратному эффекту – цены на лекарства продолжили ползти вверх.
Но даже несмотря на это, шансы на выживание для многих аптечных заведений остаются призрачными. Особенно для тех аптек, которые находятся в малых населенных пунктах и в прифронтовой зоне. Как отмечает Gradus Research, 90% граждан категорически против закрытия аптек в этих регионах. Не очень нравится украинцам и идея сокращения количества аптек в тыловых городах. Большинство опрошенных считают, что наличие аптек прямо влияет на возможность поиска не только приемлемой цены (67%), но и самого препарата (71%). Таким образом, государство, не успев решить одну социально чувствительную проблему, столкнулось с угрозой другой.
Но у существующего подхода есть свои приверженцы. В частности, последовательным защитником введенных регуляций стал народный депутат Сергей Кузьминых. Выпускник житомирского военного института в Верховной Раде больше всего интересуется ценовыми вопросами на фармрынке, даже возглавляет парламентский подкомитет по вопросам фармации и фармацевтической деятельности. В своих публичных заявлениях он часто отмечает чрезмерное количество аптек и маркетинговых соглашений, как основного фактора роста цен. Впрочем, это никак не объясняет тот факт, что маркетинговые соглашения запрещены с 1 марта, а производители до сих пор не спешат снижать цены.
Впрочем, несмотря на некоторую абсурдность, ситуация не выглядит совершенно безнадежной. Во-первых, еще в решении СНБО отмечено, что запрет маркетинговых договоров является временной мерой до внедрения Кабинетом министров Украины отдельного реферирования оптовых цен на все лекарственные средства. В документе первой задачей для правительства было определено "принять дополнительные меры по обеспечению эффективного системного диалога с участниками фармацевтического рынка по снижению и стабилизации цен на лекарственные средства".
Во-вторых, требования принятия сбалансированного решения все громче раздаются и со стороны депутатского корпуса. В частности, народный депутат Юрий Заславский, комментируя ход реформы в фармацевтической отрасли завил, что "мы сегодня должны найти такое решение, чтобы и аптеки развивались, чтобы аптеки могли существовать, чтобы была достаточная доступность к аптечной сети у населения. Это первоочередной критерий. Между ними должна быть конкуренция, для того чтобы методом саморегулирования наш потребитель мог получить самую низкую цену и лучший ассортимент и лучшее обслуживание". И хотя парламентарий отметил, что пока не видит готовых решений, которые одновременно отвечали бы потребностям государства, фармбизнеса и пациентов, однако выразил надежду, что правительство найдет оптимальный подход.
В рамках этой задачи уже несколько месяцев работает рабочая группа по усовершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства под председательством заместителя руководителя ОП Ирины Верещук и при участии министра здравоохранения Украины Виктора Ляшко. К участию в совещаниях приобщаются народные депутаты, представители Государственной службы Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (Гослекслужба), Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), бизнес-ассоциаций и операторов рынка. Поэтому вполне возможно, что уже в ближайшее время государство гармонизирует механизмы регулирования фармацевтического рынка в интересах украинских граждан и всех его участников.