Держите рот на замке. Депутат объяснил, почему нельзя обсуждать удары по энергетике
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 847
Глава парламентской ВСК Алексей Кучеренко о резонансных проблемах украинской энергетики
Украине нужно ввести определенный мораторий на высказывания экспертов и непрофильных комментаторов, даже депутатов, относительно последствий атак на энергетику. Ведь враг активно мониторит украинское медийное поле и делает выводы, последствиями чего порой являются даже прилеты по объектам критической инфраструктуры, считает народный депутат Алексей Кучеренко.
В интервью "Телеграфу" глава парламентской ВСК по ценовой и тарифной политике в энергетике, бывший министр ЖКХ также выразил свое отношение к делу Кудрицкого, рассказал перспективах прохождения отопительного сезона с точки зрения обеспечения газом и об эффективности созданного не так давно координационного штаба защиты энергетики.
Последствия последних атак на энергетику, и почему не обо всем можно говорить
Относительно последствий атаки в ночь на 30 октября – россияне, как всегда, атаковали объектs энергетики. На этот раз удары повлекли за собой серьезные разрушения на ряде ТЭС (в частности известно о "прилетах" по Ладыжинской и Добротворской ТЭС ). Насколько критическим для обеспечения не только поставок электроэнергии, но и тепла в дома украинцев, является именно такой вектор атаки? Это все-таки капитальные сооружения, которые труднее восстановить, чем, условно, электрооборудование на подстанциях…
Каждая подобная тепловая станция обычно берет на себя снабжение тепла в своем городке. И понятно, что в результате атак там могут возникнуть проблемы с теплоснабжением. Поэтому остается надеяться, что какие-то альтернативные возможности для поставки тепла там были построены, хотя, честно говоря, у меня в этом есть сомнения . Наверное, частично вопрос можно будет закрыть с помощью мобильных котельных, но не спасти ситуацию полностью, ведь работать длительное время они не смогут.
Сейчас по существу по стране только начинается подача теплоносителей. И я думаю, что штаб Кулебы (созданный в середине октября Координационный штаб защиты энергетики, объединяющий работу ведомств, ответственных за энергетику, транспорт, воду, тепло и связь, — ред.) должен этим вопросом немедленно заняться.
И все же, по моему мнению, ключевая угроза этих атак — это именно стабильность энергосистемы Украины.
Что касается последствий атаки, то я все же говорил бы о повреждениях, а не о разрушении. Да, последствия достаточно существенные, потому что понятно, что когда прилетают ракеты, они наносят ущерб либо инженерным конструкциям здания, либо энергетическому оборудованию. Это могут быть трансформаторы, автоматика, реле, линии подачи угля. Хуже всего, когда они попадают в именно в турбинное оборудование, то есть в машинный зал.
Поэтому следует понимать, куда именно они попали в каждом из этих случаев. Пока у меня нет оперативной информации о характере повреждений. Но, честно говоря, если бы даже и была, я бы вряд ли с вами поделился.
Очевидно, из соображений безопасности…
Понимаете, у меня есть четкая, стопроцентная информация, что враг отслеживает буквально все наше медийное поле – все заявления, в том числе мои, других депутатов, и каждое из них по-своему трактует, вырисовывая нужную ему картину. Кроме того, так враг может отследить, достигла цели его атака или не достигла. И соответственно в следующий раз скорректировать свою тактику, чтобы следующая атака достигла.
Вот, например, тот факт, что во время атаки 30 октября враг атаковал западную часть энергосистемы, в том числе подстанции. Стоит вспомнить, что недавно были заявления о необходимости увеличения импорта электроэнергии – что это важные для нас вопросы, ведь импорт составляет 15-18%. Ну вот и реакция: появились заявления, и сразу туда прилетело. То есть то, что враг направил свою атаку на западные области, вполне может быть свидетельством того, что он хочет ограничить для нас возможность импорта.
Поэтому я прихожу к выводу, что стоило бы вообще прекратить посторонние комментарии относительно оперативной информации, в частности о последствиях атак. Чтобы эти вопросы могли комментировать исключительно официальные структуры – правительство, "Укрэнерго", Минэнерго, Минразвития или Координационный штаб. А депутаты, эксперты, которым сегодня чувствует себя чуть ли не каждый – они обычно пользуются вторичной информацией, которую потом (в СМИ) еще могут и извратить…
Об эффективности работы Координационного штаба по защите энергетики
Вы долгое время говорили о необходимости создания централизованной структуры, отвечающей за защиту объектов энергетики. Соответствует ли этой цели упомянутый Вами новый Координационный штаб? Можно ли уже говорить о какой-то эффективности его работы или хотя бы о первых шагах?
Это не совсем та структура, которую я имел в виду. Все равно, я считаю, что должны быть проведены изменения на уровне законодательства, которые внедрили бы новые, более жесткие принципы управления энергетикой во время войны, включая изменения на уровне структуры Кабмина. По-моему, один министр не может координировать все эти вопросы, это должен быть чрезвычайно мощный вице-премьер, которому формально нужно передать полномочия и, безусловно, возложить на него ответственность за эти вопросы.
Сейчас я также являюсь членом этого штаба, участвую в его заседаниях, и могу сказать, что как минимум хорошо что там внедрена достаточная дисциплина и все понимают ответственность момента. И тем не менее, я считаю, что этот штаб является достаточно "промежуточной" конструкцией.
Дело в том, что задача такого штаба – это координация деятельности областных администраций, городских администраций и городских председателей, у которых также очень мощные возможности и полномочия, разнообразных энергетических структур, как частных, так и государственных. Ведь сейчас у нас есть часть объектов под Фондом госимущества, есть под правительством, есть под министерствами. Есть вообще независимый НКРЭКУ. Ну, и в данном случае, мне кажется, что такая конструкция "не взлетит", если ее не поменять на время войны.
Штаб создавался, в том числе и для упрощения процедуры строительства объектов защиты, в частности, упрощения выделения средств. Есть ли уже какие-нибудь шаги в этом направлении?
Сейчас то, что уже сделано, это оперативно выделены средства для строительства защиты в прифронтовых областях. Не антиракетной, а условно уровня "один +", то есть от дронов, взрывной волны – но эти средства уже выделили.
О причинах дефицита газа
28 октября состоялась совместная пресс-конференция замминистров энергетики, минвосстановления, руководства "Укрэнерго" и "Нафтогаза". Ее участники достаточно, так сказать, оптимистично говорили о перспективах прохождения предстоящего отопительного сезона. Но не могли не привлечь к себе внимание слова главы "Нафтогаза" Сергея Корецкого о необходимости закупки дополнительных более 4 млрд кубометров газа, стоимостью 2 млрд евро. Эти цифры, честно говоря, несколько пугают…
Ну, нет ничего удивительного, что руководитель государственной компании рассказывает, что сейчас основные деньги нужны именно ему…
Может и так, но непонятно – как прогнозировался баланс, если сейчас речь идет о дефиците более 4 млрд кубов газа. Ну не могли же в "Нефтегазе", Кабмине не учитывать вероятные обстрелы. Почему же в балансе было заложено 13,2 млрд кубов, а сейчас в начале отопительного сезона вдруг увидели необходимость еще чуть ли не в четверти этих объемов?
Послушайте, пожалуйста, ваш вопрос, он вторичен от главного вопроса. А главный вопрос, который стоит задавать — почему вообще в начале весны, когда мы начали готовиться, возникала цифра, что "Нафтогазу" нужно закупить 5,4 млрд. кубов, и на это нужно 3 млрд. евро?
Все это пытались списать на удары, но нужно понимать, что удары не нанесли такого вреда. Я вам могу сказать, сколько нанесли удары — это гораздо меньше, условно, весенние удары нанесли ущерб, я думаю, где-то на 0,6 млрд кубометров.
И потому здесь ключевой вопрос к "Нафтогазу": а как так случилось, что у "Нафтогаза" на конец прошлой зимой не было ни газа в хранилищах, ни денег? Сейчас они, конечно, хотят списать это все на атаки, а я считаю, что просто в "Нафтогазе" полный беспорядок и неэффективное управление, происходящее в последние несколько лет…
И все же по объемам газа: хватит ли его на нормальное прохождение отопительного сезона? Учитывая, в частности, и атаки по газовой инфраструктуре?
Я так понимаю, что дополнительные объемы газа они ("Нефтегаз", — ред.) будут закупать на протяжении всего ОЗУ – с ноября по март. Технически это можно сделать, если средства будут.
Что касается обстрелов…. Я не думаю, что эти ракетные удары по газовой трубе будут "смертельными". Да, будут нести негативные последствия. Но, если честно, я по газу не вижу критических рисков. Гораздо более уязвимая, повторюсь, энергетическая инфраструктура.
Дело Кудрицкого и ситуация в "Укрэнерго"
Не можем не спросить о Вашем отношении к одному из самых громких "энергетических" дел последнего времени — делу Кудрицкого, его задержанию, выдвижению подозрения и избранию меры пресечения в виде содержания под стражей…
Я сразу хочу сказать, что это дело мне не нравится. Во-первых, даже если там действительно есть состав преступления, то вопрос к стражам порядка — а что вы делали с 18-го года? Что расследовали целых семь лет?
Второй вопрос – я не понимаю подследственность. НАБУ, САП, ДБР, можно запутаться, кто за что отвечает.
Третье — я лично совершенно не считаю Кудрицкого суперэффективным менеджером. Полагаю, что там 90% дорогого пиара, который он использовал за деньги "Укрэнерго". Но считаю, что если бы правоохранители просто прочитали внимательно, а они имели такую возможность, акт государственного аудита 2022 года, то они бы дело против него открыли еще в 2022 году. А правительство должно было бы обязано его немедленно уволить.
Потому еще раз скажу – этот судебный процесс мне совершенно не нравится. А привлекать к ответственности его нужно совсем за другие вещи, причем как чиновника госпредприятия высокого ранга, а не как это сейчас подается – как политика.
О чем именно речь?
Во-первых, о кредитном портфеле, который был повешен на НЭК "Укрэнерго", и который сейчас в обслуживании стоит 10 млрд грн в год. И это все будет закладываться в тариф как одно из последствий. Вопрос – на что брались эти кредиты, куда они пошли? А сейчас из-за этого повышается тариф НЭК "Укрэнерго".
Во-вторых, неэффективное, неподготовленное внедрение системы управления рынком во время, когда начиналась его работа в 20-м году, что привело к вымыванию миллиардов гривен с рынка, по сути, которые потеряли производители, и которые ушедшли всяческим трейдерам. Это именно "Укрэнерго" провалило эту подготовку, речь о так называемой платформе ММС (Market Managing System).
Следующее – это строительство защитных сооружений, эффективность такого строительства. Претензии очень глобальны. Прежде всего, к программе самого "Укрэнерго", которую они не то, чтобы провалили, но не осуществили в сроки, которые требовалось, в результате чего ряд регионов остался без света.
И вторая претензия — это абсолютное неэффективное поведение в отношении программы, реализуемой Агентством восстановления, которое строило и недостроило укрытие на объектах НЭК "Укрэнерго". Руководство "Укрэнерго" просто обязано было знать абсолютно все об этих укрытиях, об их сметах, об их графиках и вопить во весь голос, когда эти графики Агентством были сорваны. Кудрицкий же просто занял какую-то молчаливую позицию, то есть такое впечатление, что они там все в каком-то тандеме это делали.
Далее – блекаут 23 ноября 22 года. Очевидна была неподготовленность НЭК "Укрэнерго" к первым ударам, не проведение соответствующих превентивных мероприятий, что привело к масштабной аварии энергосистемы Украины. Еще раз подчеркиваю, что ключевым для этой аварии фактором стал не ракетный удар, а непрофессиональные действия руководства ряда государственных энергокомпаний, в том числе НЭК "Укрэнерго".
Отдельный разговор – это манипуляции с системой корпоративного управления, с протоколами, зарплатами, премиями, гонорарами, другие финансовые нарушения. Это, кстати, в значительной степени отражено в акте Госаудитслужбы.
Поэтому, мне кажется, совершенно достаточно было оснований его уволить еще в 22-м году и разбираться с этим спокойно, без нервов по отношению к его "очень эффективному" менеджменту.
А что Вы скажете о нынешнем менеджменте "Укрэнерго"?
Здесь, кстати, хотел бы обратить внимание, что впервые за многие годы к руководству "Укрэнерго" пришел профессиональный энергетик. Потому что последним профессиональным энергетиком, там был еще (Константин) Ущаповский в 2014. И вот сейчас, в 2025, наконец-то пришел профессиональный энергетик Зайченко, а не финансовый менеджер, или банкир, которые заполонили пространство в последние 10 лет. Они превратили производственные компании, прямо в какие-то там, финансовые механизмы для поступления кредитных денег, для обслуживания их зарабатывания на всяческих финансовых спекуляциях и махинациях. И это, конечно же, отразилось, в том числе, на работе таких компаний. Безусловно, и на работе "Укрэнерго"
Вы считаете, что в ситуация по "Укрэнерго" должно улучшиться?
Во всяком случае, там будет гораздо меньше пиара, и гораздо больше простой технической работы. Зайченко – это кадровый "технарь" из "Укрэнерго", бывший многолетний Главный диспетчер Укрэнерго, то есть всей Объединенной энергосистемы страны, человек реально изнутри знающий и понимающий как оно все работает, а не из презентаций и круглых столов. Поэтому его назначение – это очень хорошо. Ведь раньше именно на нем держалась вся работа компании, а не на надстройке, которая занималась пиаром и выстраивала кредитные схемы на 91 млрд гривен, которые сегодня должно "Укрэнерго".