Нулевой тариф. Долго ли можно будет бесплатно парковаться в Киеве и когда "отменят" эвакуацию авто

Читати українською
Автор
801
Суд в очередной раз отменил плату за парковку в столице Новость обновлена 07 апреля 2024, 20:35
Суд в очередной раз отменил плату за парковку в столице

Киевские парковки вдруг стали бесплатными

Тарифы на парковку в Киеве отменил суд. Плату за парковку в столице отменяют уже не в первый раз. Но городские власти каждый раз их возобновляют. Не исключено, что так будет и в этот раз.

Но пока идут разборки, водители могут даже вернуть деньги за предыдущие парковки, — говорит адвокат, помощник депутата Киевсовета Дмитрий Калько.

Но тарифы только верхушка айсберга. На самом деле с парковкой в Киеве происходят странные вещи. Как и с эвакуацией авто. Как сообщил "Бизнес Телеграфу председатель Киевского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Алексей Хмельницкий, сейчас они занимаются еще и изучением тарифов на эвакуацию, и там уже есть "определенные наработки".

"Бизнес Телеграф" разбирался, что не столько с парковкой в Киеве.

Тарифы "припарковали"

22 февраля в приложении "Киев цифровой" появилось сообщение, что на площадках "Киевтранспарксервиса" временно платить за парковку не нужно "из-за судебного процесса по установлению тарифов на парковку". "Инспекторы не будут налагать штрафы за неуплату парковки. Если мошенники потребуют у вас оплату на муниципальных паркингах, вызывайте полицию", — призвали в "Киевтранспарксервисе".

Тарифы на парковку в столице до недавнего времени составляли 35 гривен для первой зоны (в основном центр на приближенные к нему районы), 25 гривен — для второй, 5 гривен — для третьей зоны. Учитывая, что в столице сейчас более 75 000 паркомест, общий счет уходит на миллионы гривен.

Как рассказал "Бизнес Телеграфу" Алексей Хмельницкий, еще в октябре прошлого года АМКУ обнаружил, что КП "Киевтранспарксервис" нарушило антиконкурентное законодательство и сформировало необоснованные тарифы на парковку. Тогда же на КП был наложен штраф в 6,6 млн. гривен. Есть вопросы и к Киевской военной администрации, которая эти тарифы утвердила. Эти дела пока находятся в судах первой инстанции.

А вот по самому распоряжению по тарифам судебное решение уже есть. Еще в августе прошлого года Киевский Окружной административный суд признал недействительным распоряжение Киевской городской военной администрации от 7 ноября 2022 об установлении тарифов на парковку. Но вступило в силу это решение только сейчас после того, как Апелляционный админсуд подтвердил незаконность решения Киевской городской военной администрации.

К парковочным тарифам возникло сразу несколько вопросов.

Во первых, их обоснованность. Как говорит Алексей Хмельницкий, "Киевтранспарксервис" включило в расценки за парковку сразу несколько составляющих, которые так и не смогли подтвердить калькуляцией. "Например, замену всех дорожных знаков и информационных табличек ежегодно, без учета их состояния (при этом на тот момент уже было установлено 200 знаков). Также обустройство площадок системами видеонаблюдения. Калькуляции по этой составляющей тоже нет", — пояснил Хмельницкий.

Коммунальное предприятие включило в тарифы также благоустройство площадок, хотя, как обнаружил АМКУ, в 2022-2023 годах никто даже не заключал договора об уборке парковок.

Во-вторых, соблюдение законодательства о введении в действие решения Киевской военной администрации. Как выяснилось, оно так и не было зарегистрировано в Минюсте, то есть, значит, изначально недействительно.

С этой регистрацией на самом деле целая детективная история. "Понятно, что для того чтобы нормативный акт вступил в действие, его нужно зарегистрировать в Минюсте. И юристы Киевской городской администрации об этом просто не могли не знать", — говорит Калько.

По факту вопроса парковки занимается КГГА, и, согласно законодательным изменениям на время военного времени, утверждать их должна именно Киевская военная администрация.

Есть версия, что учитывая противостояние столичных и центральных властей, у столичной администрации изначально были опасения, что тарифное распоряжение "завернут", так сказать, по "политическим мотивам". Потому документ решили вообще не регистрировать, а просто начали им руководствоваться. И, как видим, это сработало, и водители больше года платили по "несуществующим" тарифам.

Но, по информации "Бизнес Телеграфа", в правительстве уже давно обратили внимание на столичные парковки. И дали команду тщательно их "исследовать". И, как результат, отмена в судебном порядке.

Тарифы на парковку в Киеве отменяют уже не в первый раз. " Уже были судебные решения в 2021 и 2023 году, "Киевтранспарксервис" пытался их опротестовать и проиграл и заплатил в общей сумме 5,5 млн штрафов. После чего рассчитал новые тарифы. Вырисовывается странная логика: устанавливают тарифы, проигрывают суды, платят штрафы и снова принимают расценки на парковку с нарушением законодательства", — говорит Хмельницкий.

"Бизнес Телеграф" обратился в пресс-службу КГГА и заместителя председателя по вопросам осуществления самоуправляющихся полномочий Петра Оленича. После чего с редакцией связался Василий Вовк, представившийся в качестве члена медиакоманды "Киев Цифровой", и спросил, какие есть вопросы по парковке. После того, как "Бизнес Телеграф" попросил прокомментировать тему тарифов и что с ними будет дальше, Волк исчез. И никаких комментариев редакция так и не услышала. И опубликует их, как только получит.

Новые тарифы и дело "водители против парковщиков"

Пока неясно, как долго киевские парковки будут бесплатными. В сообщении "Киев Цифрового" отмечается, что это "временно".

"Киевтранспарксервис" должен сделать новую калькуляцию тарифов, а затем подать новые расценки на утверждение городским властям", — говорит Хмельницкий. Как перечислят — вопрос открытый. "Чтобы не получилось так, что новые тарифы окажутся еще выше предыдущих", — опасается председатель адвокатского объединение "Портной и партнеры" Ростислав Кравец.

"На самом деле трудно сейчас гадать, какие тарифы на парковку в Киеве "правильные". Это может быть и 10 гривен и 50 гривен в час. Главное, чтобы они были экономически обоснованными и прозрачными", — добавил Алексей Хмельницкий.

Но уже сейчас водители, которые раньше платили за парковку, могут через суд требовать возврата денег, потому что, как оказывается, платили по незаконным расценкам", — отметил Калько.

С ним согласен и Хмельницкий. "Как решение о тарифах было недействительным, то и оплата за ним взималась незаконно", — говорит он.

Конечно, среднестатистический водитель, оплачивающий парковку при необходимости и далеко не каждый день, вряд ли пойдет в суд, потому что на самом деле вернуть можно не такую большую сумму. Но если вдруг найдется юрист-активист, дело "водители против парковщиков" может появиться.

Когда дойдет очередь до эвакуации

Но муниципальные парковки (для которых, собственно, и отменили тарифы) — только вершина столичного парковочного "айсберга".

"Большая палата Верховного Суда в свое время указывала как на не соответствующие Земельному кодексу договоры "Киевтранспарксервиса" по аренде столичной земли. Выделение земли под площадки происходит в обход аукционов. Особенно много вопросов по площадкам, предназначенным для посуточной парковки (обычно они расположены в спальных районах — "БТ").Например, на Драгоманова, 6 должна быть школа.Этот участок никто ни на какой аукцион, конечно, и выставлять не будет.Та школы нет, а есть парковочка. явилась и кто на ней зарабатывает — вопрос открытый. И таких локаций по Киеву немало", — говорит Калько.

По его словам, в столице годами действует схема, когда сначала определенной фирме "временно" выделяют участок под парковку. А дальше использование этого участка по основному назначению (скажем, под строительство) блокируют, и, как подозревают активисты, не просто так, а за "благодарность" от парковщиков. "Пока заносят в кабинеты, к тому времени и работают, а вдруг, могут поднять вопрос о целевом назначении земли или передать площадку другим арендаторам", — говорит Калько.

Еще более скандальная тема – эвакуация авто в Киеве. Эвакуировать неправильно припаркованные машины в столице в прошлом году получили право "Киевтранспарксервис", КП "Центр организации дорожного движения" (владелец обоих — Киевский городской совет), а также несколько частных контор. Там речь тоже о миллионах гривен.

Эксперты, с которыми пообщался "Бизнес Телеграф" намекают, что тему парковки и эвакуации в Киеве вроде бы заботится лично мэр Кличко.

А сейчас миллионный денежный поток хотят "прикрутить". Сначала — через тарифы на парковку, а потом дойдет очередь и до эвакуации. Хмельницкий говорит, что АМКУ сейчас изучает тарифы на эвакуацию в Киеве, и, по его словам, "уже есть определенные наработки". И подробностей пока не раскрывает.