"Будет катастрофа": архитектор назвал опасные участки метро Киева, которым грозит полное затопление

Читати українською
Автор
2040
На синей ветке есть еще несколько критических мест Новость обновлена 07 февраля 2024, 09:36
На синей ветке есть еще несколько критических мест. Фото КГДА

Анатолий Фролов объяснил "Телеграфу" вероятные причины аварии на "Лыбедской" и спрогнозировал судьбу этого проблемного участка

В Киеве аварийная ситуация и ремонт тоннеля возле станции метро "Лыбедская" вызывает новые и оживленные дискуссии. По некоторым оценкам, последствия подтопления тоннеля метро намного сложнее, чем об этом говорят официально. Как собственно и избегают темы последствий хаотической застройки территории над веткой подземки и в близлежащих зонах.

"Телеграф" спросил архитектора, активиста и главу в КМЦ "Украинское общество охраны памятников истории и культуры" Анатолия Фролова, в чем сложность ЧП на "Лыбедской" и когда запустят движение поездов на этом проблемном участке? Предлагаем вашему вниманию первую часть интервью с экспертом.

На прошлой неделе срок завершения ремонтных работ на синей ветке предварительно продлили до осени, хотя раньше власти города говорили про "полгода". Осень-2024 является реальным сроком для запуска полноценного движения поездов между "Лыбедской" и "Демиевской", или все же есть угроза, что ликвидация последствий аварии отодвинется на следующий, 2025 год?

— Если они хотят новый тоннель вырыть, то это будет не 2025-й, а скорее 2026 год, когда, собственно, и запустят движение по тому участку.

Почему?

— Потому что там есть серьезная проблема. Сегодня многие говорят, что это виноват Янукович, ведь во время его каденции строили тот участок и запускали новые станции в сторону жилмассива "Теремки".

Но есть геология, и в этой ситуации нужно найти первопричину, почему произошла эта авария. С мостового перехода возле дома с "летающей тарелкой" (на Антоновича, 180, где надстройка на Украинском институте научно-технической экспертизы и информации. — Авт.) вы увидите, что строящееся там новое здание уже сегодня — вне закона. Почему? Потому что когда дома или здания строят, они не должны переходить границы "красных линий".

То, что сейчас строится там, где холодильники стояли (на территории снесенного под новый ТРЦ Ocean Mall "Холодокомбината № 2". — Авт.), здание по форме началось с "красной линии", но оно возводится под наклоном, а это уже запрещено. Этого нельзя делать.

Строительство второй очереди Ocean Plaza на Антоновича на "Лыбедской". Фото — kyiv.comments.ua
Строительство второй очереди Ocean Plaza на Антоновича на "Лыбедской". Фото — kyiv.comments.ua

Спроектировавший это архитектор нарушил нормы. В городе даже балконы нельзя делать больших габаритов, выступающих за "красные линии".

Кроме того, на новой стройплощадке установили очень большое количество свай. Чтобы они нормально стояли, они должны стать на твердую почву. Сваи там в основном углублены на 12-15 метров, небольшие, чтобы меньше стоили. Но если проводить аналогии, то они будут сидеть в земле, как воткнутая в желе вилка. То есть будут болтаться. Если же вы углубите ее до прочного основания (стола или дна тарелки), оно будет крепко стоять вертикально, не будет никаких смещений.

На сегодняшний день, думаю, строители плохо рассчитали длину этих свай до уровня прочного грунта. В той местности они оказывают какое-то влияние на верхний слой почвы. Сваи же, напротив, должны придавать жесткость. А если вонзить в желе или хлеб много элементов, они станут крепче.

Тут же вышло, что под землей стоит вода. Она ведь не только сверху по рекам идет на открытых участках. Более того, когда по поверхности земли течет река, то внизу под ней протекают подземные воды — тоже своего рода подземная река. В районе "Лыбедской" строители перекрыли ей проходы и вода растеклась, как было на Подоле.

Что именно вы имеете в виду?

— Когда на Подоле строили метрополитен, с близлежащих гор в шахты начала стекать вода. Она там с высот проходит под домами, под фундаментами, под всем этим жилым массивом. Когда закончили прокладку метрополитена, из-за туннелей вода начала останавливаться и подниматься. Тогда были сделаны разные инженерные вещи, которые позволили снизить уровень грунтовых вод.

Если вспомним, то один из храмов у Житнего рынка рухнул в начале 1980-х годов. Там разрушилась алтарная часть и были уничтожены уникальные фрески. Дома на Подоле от линии метрополитена к горам стоят практически без подвалов: их залили бетоном или засыпали, чтобы вода там не появлялась и не портила эти здания.

Я смотрел на почву на месте бывшего Демиевского рынка — и на "Лыбедской" происходило то же самое. Но после ЧП на перегоне неправильно была проведена геологическая разведка. Какие-то молодые ребята пригнали бурильную машину, пробили почву, чтобы посмотреть, что там внизу. Сколько они этих отверстий наделали, никто точно не знает. Однако вода всегда наполняет земельные пустоты. Так же и там, думаю, вода наполнила отверстия.

Из-за этого еще увеличилось такое себе "водяное зеркало". Глобально все это образовалось из-за новой застройки сверху. Этого сейчас никто не учитывает. Все говорят, мол, все было когда-то при Януковиче. Однако давайте вспомним еще князя Владимира! Давайте еще вспомним XII век. С XII века Демиевский рынок, торжище, уже было. Оно – летописное.

Я выходил на департамент градостроительства КГГА и задавал вопрос: "Вы уже его сделали как археологическую зону?". Там же археология, в той местности жили люди. Это нужно исследовать, раскапывать, изучать и все остальное. Всем наплевать.

Если у нас нет исторической основы, самой нашей истории, то не будем иметь будущего. Нация без истории – не нация.

Вернемся к метро. Какие еще проблемные участки на синей ветке и риски перекрытия других тоннелей — к чему готовиться горожанам?

— Вода также идет в тоннеле в районе станции метро "Голосеевская". Это происходит потому, что опять же, по обе стороны от станции построили высотки. Возле гостиницы "Мир" (проспект Голосеевский, 70) построили дом с социальным жильем. Но, думаю, не заселили его только потому, что там очень проблемные почвы. И они (чиновники с подрядчиками. — Авт.) так боятся, что в случае заселения туда людей потом к ним придут с претензиями и разразится скандал.

Почему инженерные и архитектурные работы не производятся по укреплению грунтов в том месте с учетом потенциальной опасности, в том числе для метро и пассажиров?

— Потому что существует системная проблема. Во-первых, в Украине до сих пор действует Жилищный кодекс, разработанный еще в 1984 году при СССР.

Во-вторых, местные органы власти и депутаты, работающие на местах, решают, как распоряжаться территориями, разрабатывают генеральный план. А Генплан в Киеве недоработан, и КГГА с Киевсоветом не контролируют требования даже этого морально устаревшего Жилищного кодекса. Они ведь дали возможность для коррупционных действий чиновников.

В контексте застройки Голосеева, влияет ли как-то на участок синей ветки жилищное строительство вблизи Довженко-центра?

— Ситуация на перегоне "Лыбедская" — "Демиевская" была очень сложной, там и прорвало. Далее на "Голосеевской" может прорвать шахты метро. Потому что Ткаченко (наверное, речь идет об экс-министре культуры. — Авт.) сократил территорию культурно-образовательного хаба, чтобы отдать землю застройщикам. Они уже построили там высотки — возросло давление на почву. Она же так просто не устоит. А подземную воду отвели в закрытую сейчас штольню.

Там была проложена канава, по которой отходила вода. Думаю, дальше ставили насос и эту воду куда-то откачивали.

В направлении от "Голосеевской" к "Теремкам" дальше нет проблем на этой линии метро.

Какие еще опасные критические точки на синей ветке, раз мы о ней так подробно говорим?

— Проблема есть с другой стороны. На участке от станции "Тараса Шевченко" до "Почайной" действительно очень опасная территория. К примеру, когда вы поедете в метро от центра в направлении Оболони, внимательно присмотритесь — на определенном участке в направлении "Почайной" вагон поезда начинает качать. Это происходит потому, что в той зоне шахты не рассчитали размер тоннеля и поворот. Там постоянно были проблемы с электрическими кабелями. Эти проблемы остались и сегодня. В той части нужно делать реконструкцию, что-то менять, отлаживать.

Более того, эта линия находится у днепровской гавани. И если не уделить внимание участку от станции "Тараса Шевченко" до "Почайной", то там тоже может прорвать тоннель, и тогда Днепр пойдет в шахты и полностью зальет всю линию метрополитена. Это очень сильная проблема.

На "Героев Днепра", уже на Оболони, тоже есть риски.

В чем они состоят?

— Эта станция очень маленькая, низкая, а сверху над ней поставили торговый центр "Оазис". И Dream Town тоже. Хотя перед его возведением на Оболони должна была проходить дорога городского значения, чтобы машины быстро проходили (и ехали со скоростью 60 км в час, а не так, как сейчас, всего 20 км). Однако застройщику разрешили поставить рынок контейнерного типа. По типу того, как выглядит известный книжный рынок на "Почайной". Но девелоперы построили совсем другой торговый центр.

Разве можно так поступать?

— Нельзя. На втором этапе, при строительстве Dream Town-2, застройщики ТРЦ еще обустроили бассейн (сначала там был аквапарк Dream Island, впоследствии на его месте открыли фитнес-клуб Sport Life с тремя бассейнами. — Авт.). Это надо додуматься — бассейн поставить над метрополитеном! Если вдруг возникнет какая-нибудь проблема в здании при условно чрезвычайной ситуации, воду нужно будет экстренно спускать. Так что есть риск, что она попадет в метрополитен и все зальет. Что это будет? Катастрофа.

*Об "исчезновении" в Киеве еще одной важной ветви столичного метро, манипуляции с Генпланом и "уставших" мостах Кличко — читайте на "Телеграфе" во второй части интервью с Анатолием Фроловым.