Мы используем Куки!

Официально – нет, а на самом деле? Были ли женщины на Запорожской Сечи

Читати українською
Автор
Женщины на Сечи
Женщины на Сечи. Фото Коллаж "Телеграфа"

На территории Запорожских паланок проживало 10 тысяч женщин, которые не только вели хозяйство, но и защищали поселения.

Когда мы говорим о казачестве, перед глазами предстают мужественные воины с саблями и копьями. Однако история Запорожья была бы неполной без упоминания женщин, которые играли чрезвычайно важную роль в становлении казацкой Украины.

Хотя на саму Сечь женщинам вход был запрещен (существовала поговорка "Не ступай, баба, ногой в Сечевой кош, лучше в гроб"), это не означало их отсутствия в казацкой жизни. На территории паланок Войска Запорожского проживало около 10 тысяч женщин, из которых 3 тысячи были женами казаков.

Жизнь у опасной границы сформировала особый тип украинской женщины — сильной, независимой и готовой защищать свой дом с оружием в руках. Когда мужчины находились в походах, женщины руководили хозяйством, воспитывали детей и даже организовывали оборону поселений от нападений.

Интересно, что казацкие женщины пользовались значительными правами и свободами, что удивляло иностранцев. Они могли торговать, участвовать в судах, владеть имуществом. По свидетельству путешественника Павла Алепского, большинство украинских женщин и девушек были образованными — умели читать и знали церковное пение.

Женщины на Сечи

История сохранила немало примеров предприимчивости казачек. К примеру, в Юрьевском районе до сих пор помнят о казачке Стеше, которая держала корчму на Муравском пути и погибла, возглавив оборону поселка от татар. В ее честь поселение назвали Стешиным Бродом.

Показательна история жены фастовского полковника Семена Палия — Феодосии, которая во время ссылки мужа в Сибирь не только руководила хозяйственными делами полка, но и проводила военные походы против врагов. Казачье право строго защищало честь и достоинство женщин. За обиду, причиненную женщине, виновных казнили, поскольку такое преступление "поруганьем всего войска Запорожского служит".

Особое место в духовной жизни казаков занимал культ Богородицы. Ее считали покровительницей войска, а праздник Покрова был главным в Запорожье. По всей Украине строили церкви в честь Покрова, которые становились символом защиты казачества.

Современные исследования, в том числе труды историка Александра Кривошия, опровергают миф о полном отсутствии женщин в жизни Запорожья. Напротив, они были активными участницами создания казацкого государства, хранительницами традиций и культуры, а иногда и победоносными воинами. Поэтому образ украинской женщины казацкого времени — это образ сильной, образованной и независимой личности, которая наравне с мужчинами творила историю Украины, сохраняя при этом свою женственность и материнское тепло.

Ранее "Телеграф" рассказывал, что казацкую пехоту боялись даже элитные польские воины. Какова была военная тактика казаков.