Тысячи военных пенсионеров: почему Украина не использует их вместо молодежи
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 25897
Большинство из них работают на гражданской работе или отдыхают дома
В Украине существует огромный мобилизационный резерв, о котором почти не говорят. Это военные пенсионеры. Люди с опытом службы в Вооруженных силах, МВД, СБУ, Нацгвардии, Государственной пограничной службе и других силовых структурах.
Многие из них ушли в отставку не из-за потери боеспособности, а из-за достижения выслуги лет или из-за реформы, как это произошло с тысячами бывших сотрудников милиции после создания Национальной полиции. И хотя официально они уже "на пенсии", в реальности многие остаются работоспособными и физически активными.
В мирное время такая система казалась приемлемой, но сейчас, во время войны, она создает множество вопросов. "Телеграф" решил узнать сколько таких людей насчитывается на самом деле и являются ли они полезными для войска?
Некоторые снова воюют, но не все
В июле в публичном пространстве активно обсуждалась цифра — 635,8 тысяч военных пенсионеров, средний возраст выхода на отдых которых составляет 51 год. Среди них, по информации СМИ, 145 тысяч являются мужчинами призывного возраста, которые вроде бы не работают, не проходят военную службу и не имеют официально установленной инвалидности. Тогда эта информация вызвала подлинный резонанс. Мол, сотня тысяч людей с военным или силовым опытом могли бы стать к оружию.
После официального обращения "Телеграфа" в Пенсионный фонд Украины выяснилось, что фактические цифры несколько иные.
Следовательно, по состоянию на июнь 2025 пенсии за выслугу лет получают 160 859 человек в возрасте от 45 до 60 лет. То есть речь идет о людях, которые в большинстве своем все еще трудоспособны и могут выполнять задачи — особенно если речь идет о штабной, инженерной или технической работе.
Среди них, 47 091 — работают, но уже не в военной сфере, а 98 120 официально безработны. Вместе с тем 15 544 человека продолжают службу как военнослужащие, а еще 104 человека выделены в категорию наемных работников, мобилизованных или добровольцев.
Средний возраст ухода на пенсию составляет 44,19 года.
В то же время, как уточняют в Пенсионном фонде Украины, статистические данные касаются только пенсий за выслугу лет. Специального учета инвалидов среди получателей этого вида пенсий фонд не проводит.
Следовательно, остается неизвестным могут ли эти военные пенсионеры нести службу, как и то, где они сейчас находятся — в пределах Украины или за рубежом.
Пенсия (не) освобождает от обязанностей
Так или иначе, ответ на запрос "Телеграфа" Министерство обороны четко объяснило: наличие пенсии не является основанием для освобождения от призыва во время мобилизации. Предельный возраст пребывания в запасе составляет 60 лет для рядового и офицерского состава и 65 лет для высшего офицерского состава, в том числе генералов.
"Статья 23 Закона Украины ’О мобилизационной подготовке и мобилизации’ не определяет, как основание не призыва на военную службу такой критерий, как наличие пенсии", — отмечается в официальном документе.
То есть, формально почти все военные пенсионеры являются мобилизационным ресурсом наравне с другими гражданами. Более того, в МОУ напомнили: даже если человека призывают на службу, он продолжает получать пенсионные выплаты на весь период службы.
Минобороны также сообщило, что Верховной Радой Украины 16 июля 2025 принят Закон "О внесении изменений в Закон Украины ’О воинской обязанности и военной службе’ о прохождении военной службы по контракту лицами, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе".
Ранее люди, почти достигшие предельного возраста службы, не могли заключать контракт, если оставалось время меньше минимального срока службы. Теперь во время военного положения при письменном согласии командира воинской части и подтверждения пригодности военно-врачебной комиссией, на службу могут принимать даже лиц от 60 лет. Для офицеров такого возраста решение о контракте дополнительно согласовывается с Генштабом или уполномоченным органом военного управления.
Для новых контрактников устанавливается испытание: обычный срок от 1 до 6 месяцев, а для людей от 60 лет во время военного положения — 2 месяца.
Более того, для тех, кто принимается на контракт по новым правилам во время военного положения, предельный возраст не устанавливается. Это значит, что они могут служить, пока продолжается военное положение, даже если официально уже превысили возрастной предел. Для таких военнослужащих контракт заключается на год. Его можно продлить еще на год по новому контракту.
Контрактники старшего возраста могут быть освобождены разве что из-за неудачного прохождения испытания или служебного несоответствия.
Могут ли пенсионеры реально усилить армию?
Здесь начинаются нюансы. Чтобы понять, как все устроено внутри, журналисты "Телеграфа" пообщались с военным пенсионером, который конфиденциально объяснил особенности жизни после завершения службы и возможные пути призыва бывших военных обратно в ряды. По его словам, реальная боевая ценность военных пенсионеров зависит от нескольких факторов и далеко не все они сразу могут стать эффективными во время мобилизации.
Прежде всего, это возраст и состояние здоровья. Некоторые пенсионеры еще способны проходить марш-броски и физически выдерживать боевые нагрузки, а кто-то уже имеет серьезные хронические болезни.
"Многие выходили на пенсию здоровым и пригодным к службе. Однако уже через несколько лет состояние здоровья может существенно измениться. Формально же в документах такие люди остаются "пригодными". Многие из них повторно проходят военно-врачебную комиссию только в случае мобилизации, которая может признать их непригодными", — объясняет собеседник.
Согласно действующему порядку, военнообязанные должны проходить ВЛК ежегодно. "Но я на пенсии уже больше пяти лет и никуда не ходил. В военкомате пригодность не подтверждал", — рассказывает военный пенсионер.
Следует добавить, что в реальности мужчин за 50 лет мобилизуют нечасто – это неофициальная практика, которая объясняется ставкой на более выносливых в физическом плане бойцов.
Не менее важны специализация и субординация. Сигналисты, инженеры, саперы, разведчики и связисты остаются гораздо ценнее тех, кто работал в тыловых службах. Как рассказывал "Телеграф" ранее, на такие должности всегда есть очередь претендентов, в то время как боевые позиции фактически не закрываются.
Хотя, как говорит в разговоре с "Телеграфом" адвокат Игорь Чудовский, военных пенсионеров могут призвать даже на более низкую должность, чем та, которую они занимали до выхода в отставку. В таком случае воинское звание сохраняется, а должность может изменяться в соответствии с потребностями.
Закон позволяет назначать людей на более низкие должности в особых случаях — когда в стране кризисная ситуация, угрожающая безопасности, когда вводится военное положение или объявляется мобилизация. Это четко регламентировано подпунктом 6 пункта 82 Положения.
Отдельные, если специальность военного пенсионера потеряла актуальность, это не помеха для призыва. По словам адвоката, его могут направить на родственную специальность или же на переобучение. Ограничений в этом смысле нет.
"Мобилизированный пенсионер не имеет законного права отказаться от должности или настаивать на другой. В случае отказа ему может понадобиться адвокат, поскольку это уже может квалифицироваться как уклонение от всех последствий в уголовном производстве", — говорит Игорь Чудовский.
Несмотря на то, что в Пенсионном фонде учитывается около 145 тысяч военных пенсионеров, не служащих и не работающих в военных структурах, массового вызова их в ТЦК не происходит. Впрочем, этот вопрос, по словам адвоката, входит в компетенцию Министерства обороны и руководителей территориальных центров комплектования.
"Логично было бы, чтобы именно военные пенсионеры первыми обращались в ТЦК, ведь они профессиональные военные, всю жизнь учились защищать государство и получали за это денежное обеспечение. То, что некоторые сейчас избегают этой обязанности, — вопрос скорее моральный, чем юридический", — подытожил он.
Что дальше?
Начальник группы коммуникаций Полтавского областного ТЦК и СП майор Роман Истомин в разговоре с "Телеграфом" отметил, что в случае необходимости для Родины военным пенсионерам до 60 лет повестку могут вручить как лично во время проверки документов на улице, так и отправить по почте.
"До 60 лет они — военнообязанные и на них распространяются те же правила, что и на гражданских. Потому что они, собственно, и являются по состоянию на сейчас гражданскими. Некоторым исключением можно считать лиц, которые уволяются и получают статус военного пенсионера сейчас, после 2022 года. Потому что если они уволились во время войны, значит имели на то основания, а значит, имеют право на отсрочку (так как пункты для получения отсрочки и увольнения с воинской службы в большинстве своем коррелируются). Но даже эта отсрочка им предоставляется не потому, что они военные пенсионеры, а на общих основаниях — они увольняются, становятся на воинский учет военнообязанных и, как и гражданские лица, оформляют отсрочку. И на них распространяются все правила военного учета", — подчеркнул майор Истомин.
В то же время, какой процент этой категории граждан фактически был призван в ВСУ в 2022-2024 годах, в Генштабе на запрос "Телеграфа" пока не ответили.
Между тем дополнительным стимулом для возвращения бывших силовиков в службу может стать вопрос суммы военной пенсии. Социальные нагрузки в стране растут, тогда как государственных средств очень мало. Ежегодная индексация пенсий делает статью расходов все более обременительной для бюджета.
Уже сейчас в медиапространстве появляются прогнозы о возможном пересмотре пенсионных выплат военным. В частности, речь идет о потенциальном сокращении доплат и изменении системы перерасчетов. Такие изменения вполне могли бы побудить часть опытных пенсионеров вернуться на службу хотя бы на контрактных началах.