"Детям там было хорошо": волонтеры ответили на обвинения фильма об эвакуации в Турцию
- Автор
- Дата публикации
- Автор
По словам волонтеров, которые были в Турции с детьми, условия для воспитанников были хорошими
28 ноября в кинотеатре "Жовтень" состоялся показ фильма "Государственные дети: что произошло с детьми-сиротами во время эвакуации в Турцию" от команды "Слідство.Інфо". Вывозом детей из интернатных учебных заведений и детских домов семейного типа занимался фонд бизнесмена Руслана Шостака.
Авторы ленты утверждают, что во время пребывания за границей над несовершеннолетними воспитанниками осуществлялось психологическое и физическое насилие. Две несовершеннолетние девочки вернулись в Украину беременными. Корреспондент "Телеграфа" побывал на мероприятии.
Журналисты, работавшие над фильмом, собрали показания семи детей, которые, как утверждается, находились в Турции. "Слідство.Інфо" также получило отчет мониторинговой миссии о проекте "Детство без войны". Документ фиксирует системные нарушения прав детей.
По информации из фильма:
- Детей заставляли участвовать в съемках для сбора средств; за отказ — забирали гаджеты, ограничивали еду.
- Две воспитанницы интернатов вернулись беременными от работников турецкого отеля.
- Представители фонда и персонал отеля имели постоянный доступ к детям.
- Условия проживания ухудшались, детей неоднократно перевозили между отелями.
- Дети жаловались на худшее питание, чем у персонала.
- Фонд активно привлекал детей к фандрейзингу; амбассадором проекта была Оля Полякова.
Вместе с тем, на показе присутствовали и волонтеры фонда, которые приведенную в ленте информацию опровергали. Одна из них – Евгения – была опекуншей детей, которая вместе с ними оказалась в Турции.
"Мы находились там три года. Я сначала была просто с детьми, потом начала помогать. Дети меня уже все знали, мы с девочками делали заколочки, свечи варили, на чашках рисовали украинские узоры, было очень много активностей. Потом я стала воспитателем. Было очень сложно, у каждого из детей свой характер, но мы со всеми работали", – рассказала она "Телеграфу".
По словам женщины, в течение трех лет пребывания за границей у детей было много экскурсий, они получали вещи и помощь от волонтеров. При этом, обвинения в насилии или издевательствах над детьми Евгения отрицает.
"Это просто шутка какая-то. Это был рай для детей, возможность вырваться из рутины, дети были очень счастливы. Очень странно, что на экране не показывали детей, для которых пребывание там было просто замечательным", – подчеркивает она.
Не подтверждает Евгения и слова о принудительных выступлениях и концертах. Она объясняет, что к каждому ребенку пытались найти индивидуальный подход. И даже утверждает, что воспитанники сами хотели участвовать в активностях.
Мнением о ленте поделилась и волонтер Анна, которая с самого начала работы проекта находилась вместе с детьми в Анталии, где женщины проживает уже в течение долгого времени.
"На мероприятия и выступления приходили дети, которые этого хотели. Из тысячи воспитанников могло прийти 20-30 желающих. Это для них было развитие, к тому же мы поддерживали украинскую культуру. И они были довольны, после каждого выступления они получали какие-то подарки. Это очень извращено, что их заставляли выступать", – объясняет Анна.
Волонтер рассказала и о процессе эвакуации детей: в начале полномасштабного вторжения организованно это сделать было трудно, поэтому пришлось проводить это достаточно хаотично. Как объясняет Анна, в течение первых шести месяцев Руслан Шостак на функционирование проекта тратил исключительно свои средства.
"Стоит понимать, что сначала все надеялись, война будет продолжаться месяц. Но со временем стало понятно, что это даже не на один год. И, соответственно, каким бы человек богатым ни был, деньги со временем начинают заканчиваться. Но я точно не могу сказать, что он для себя заработал денег на этих сборах. Ему не нужен был ни пиар, ни эти средства. Все, что собиралось, шло именно на детей", – подчеркивает она. Кроме того, по словам волонтера, работу проекта поддерживал медийный военный Стас "Осман" – он предоставлял средства на закупку телефонов для выпускников интернатов.
Относительно записи и публикации видео с участием несовершеннолетних, волонтер объясняет: для этого фонд получил официальное разрешение, что можно фотографировать детей, снимать видео и так далее.
"Вы представьте, как такое количество детей трудно профинансировать вообще. Это почти три года. И то, что он привлекал каких-то спонсоров, донатеров и волонтеров – да это нормально, потому что как-то же надо помогать. Но дети не попрошайничали, не было такого, что они ходили с протянутой рукой и просили им дать денег. Приезжали гости, рядом со сценой был ящик для сбора, по желанию люди могли присоединяться. Может 20 тысяч там собиралось. А детям надо было несколько миллионов", – объясняет Анна.
Уже после показа ленты из-за прерванного сеанса показа (в Киеве была объявлена воздушная тревога) начались 20 минут обсуждений и дискуссий. Зрители имели возможность поблагодарить команду издания за проделанную работу, многие из них отмечали очевидные недостатки работы интернатной системы, которая действительно является закрытой и не является лучшим вариантом для детей, лишенных родительской опеки. Альтернативой являются детские дома семейного типа.
Еще одна из зрительниц, опекун детей, которая также была вместе со своими воспитанниками в Турции, подтвердила, что систему интернатного воспитания действительно "надо ломать" – во время проживания за границей она приняла под опеку еще нескольких детей.
"Детей нужно отдавать в семьи. В моей семье сейчас воспитывается трое детей с инвалидностью и пятеро детей с образовательными проблемами. Это очень трудно, потому что я взяла детей в достаточно взрослом возрасте. И я хочу сказать, что благодаря Руслану Шостаку, дети увидели море, ели овощи, фрукты. Многие мамы, которые были там, забрали воспитанников под свою опеку из Турции, так что для детей там было много позитива", – рассказала она.
Следующей слово в зале взяла Анна, о которой мы писали выше. Обращаясь к аудитории, она подчеркнула, что в рамках проекта дети получали профессиональное лечение – воспитанники имели доступ к дельфинарию, получали реабилитацию, часть детей получила ортодонтическое лечение.
"Мне хочется сказать, чтобы вы знали, что там хорошего было намного больше. То, что произошло с девочками (ред. – речь идет о несовершеннолетних, которые забеременели), могло произойти, к сожалению, и на территории Украины. Это очень плохо, я это не защищаю, это надо решать с соцслужбами. Но спасибо Фонду Руслана Шостака, что был такой проект и что дети были там счастливы", – подытоживает она.