Сколько еще будут жесткие отключения света и угрожает ли Украине второй Чернобыль: эксперт о реальной ситуации в энергетике

Читати українською
Автор
Удары по энергетике
Удары по энергетике. Фото Коллаж "Телеграфа"

Энергетик рассказал о критической нехватке мощностей в Украине

После очередной атаки РФ на энергоинфраструктуру в Украине снова ввели жесткие графики отключений электроэнергии. Они охватывают уже 3-4 очереди для бытовых потребителей, то есть до 16 часов в сутки. А промышленность работает в условиях круглосуточных ограничений.

Почему удары по подстанциям у атомных станций так опасны? И сколько времени продлятся жесткие графики отключений? На эти вопросы "Телеграфу" ответил в блиц-интервью Геннадий Рябцев, эксперт по энергетическим вопросам.

Ключевые факты из интервью:

  • Под ударами – Бурштынская ТЭС, станции вдоль Днепра и подстанции возле АЭС
  • Украине не хватает минимум 4 гигаваттов мощности
  • Малые энергоустановки – единственный выход для уменьшения отключений
  • Удары по подстанциям АЭС блокируют поставки половины электроэнергии
  • АЭС имеют защиту третьего уровня и автономное питание на 2+ недели

Какие именно объекты энергетической инфраструктуры пострадали от последних атак?

— Удары были направлены против разных объектов критической инфраструктуры. Это тепловые электростанции, подстанции, снимающие мощность с атомных электростанций, подстанции оператора передачи и операторов распределения электрической энергии.

Если смотреть на конкретные локации, то в Западной Украине снова под ударом была Бурштынская ТЭС. Пострадали ТЭС, расположенные вдоль Днепра, а также станции, снимающие мощность с Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС.

В Киевском регионе повреждена подстанция операторов системы передачи, в частности ПС "Киевская" в Макарове. Также пострадали объекты в Полтавской области, Кременчугском районе.

Геннадий Рябцев

К чему приведут эти повреждения? Отключения станут длиннее или участятся?

— И то, и другое. То, что сейчас у нас есть 3-4 очереди отключения электроэнергии в соответствии со стабилизационными графиками для бытовых потребителей и круглосуточные ограничения мощности для промышленности, подтверждает наличие серьезных повреждений.

Насколько критичны потери генерирующих мощностей после этих ударов?

— Есть ряд тепловых станций, поврежденных. На некоторых объектах продолжается диагностика — определяется уровень повреждений. Это требует определенного периода времени.

Главное, что нужно понять: генерации в Украине недостаточно даже без учета недавних ударов. Четыре очереди отключений — это не менее четырех гигаватт мощности, которых не хватает. То есть без ударов или с ударами — все равно недостаток.

Что может снизить этот недостаток мощности?

— Уменьшить его можно только устанавливая малые энергетические установки, прежде всего, в пострадавших регионах. Суммарная мощность этих установок должна хотя бы частично компенсировать недостающие четыре гигаватты.

Без этого рассчитывать на что-то вообще нет смысла, потому что энергетики не успевают за декаду между ударами восстанавливать все поврежденное. Единственное, что они могут сделать, это уменьшить продолжительность отключений между ударами с четырех очередей до двух. И все.

Есть ли у энергетиков технические ресурсы для быстрых ремонтов?

— Созданием запасов особого оборудования занимаются энергетические компании. И это оборудование в резервах есть. Именно благодаря наличию таких резервов – как оборудования, так и расходных материалов – у нас до сих пор есть чем ремонтировать то, что повреждается очередным ударом.

Такие запасы сформированы и у "Укрэнерго", и у "Облэнерго". Но если правительство не будет помогать с нормативно правовой точки зрения — формируя стимулы для установления малых энергоустановок, сократив раздутые в три раза перечни защищенных потребителей и решив проблему задолженности в 70 миллиардов гривен на рынке, то никаких запасов не хватит.

Сколько будут продолжаться столь жесткие графики отключений?

— До тех пор, пока не будет компенсирована потерянная мощность. С налаживанием передачи "Укрэнерго" и "Облэнерго" справятся — это требует определенного периода времени. Но главная проблема, которую я вижу, — недостаток генерирующей мощи, прежде всего в прифронтовых регионах.

Сколько можно чинить Приднепровскую ТЭС? Сколько можно ремонтировать Бурштынскую? Есть объекты, которые повреждены, то есть уничтожены до основания. А чем их заменить, например, на Днепропетровщине, которая является самым большим потребителем электроэнергии в Украине? Честно говоря, не могу объяснить, чем и как.

Почему россияне атакуют подстанции возле атомных электростанций?

- Атомные электростанции обеспечивают более половины генерации электрической энергии. И если прекратить поставки электроэнергии из АЭС, это гарантированно увеличивает продолжительность отключений.

Пример: у нас линия, соединяющая Киев с Ровенской АЭС, повреждена. И вместо двух отключений в субботу и воскресенье стало четыре. Прямая зависимость. И это не только Киев – все потребители по территории Украины так страдают.

Защищены ли подстанции возле АЭС от таких атак?

— Это вопрос к руководству Энергоатома, который почему-то не очень уделял внимание защите инженерно-техническому своих подстанций. Есть вопросы и к Силам обороны Украины, потому что второй уровень защиты не защищает от ракет.

Россияне целенаправленно избивают баллистическими, аэробалистическими ракетами и ракетами воздушного и морского базирования по подстанциям, защищенным только от дронов.

Второй уровень защиты состоит из железобетонных арок и конструкций, антидроновых сеток. К сожалению, эти железобетонные конструкции от прямых попаданий баллистических ракет не спасают.

Что необходимо для защиты критических объектов?

— Без активной защиты, то есть ПВО и ПРО, защитить критические объекты невозможно. Есть большое количество объектов критической инфраструктуры по Украине, но среди них есть несколько десятков, нуждающихся в самой плотной защите.

Энергетики не научились отклонять ракеты, поэтому к ним нет обвинений, что построенная защита не сработала от баллистики. Она и не может сработать — для этого нужна активная защита.

Угрожает ли Украине "второй Чернобыль" при ударах по подстанциям АЭС?

– Нет. Здесь следует различать ядерную опасность и опасность нарушения энергоснабжения.

Так, физическая безопасность любой атомной электростанции нарушена тем, что на ее объекты совершаются воздушные приступы. Но энергоблоки на АЭС имеют защиту третьего уровня — это шелтеры, которые могут противостоять, в частности, ударам баллистическими ракетами.

Очень не хочется, чтобы кто-то проверял надежность такой защиты, но еще в советское время расчеты были осуществлены — все атомные электростанции строились из расчета перехода Холодной войны в горячую фазу.

Что произойдет с АЭС, если будут повреждены линии электропередачи?

— Если не будет выхода для энергии, реактор будет работать как автомобиль на холостом ходу. Когда вы на нейтральную передачу ставите авто, двигатель работает, но машина не едет. Также будет работать любой атомный энергоблок.

Единственное условие – поступление электрической энергии в системы охлаждения. И именно здесь были ужесточены требования к автономному энергопитанию в случае внешних воздействий.

Даже когда была полностью обесточена Запорожская АЭС в течение 2-3 недель, работало только шесть генераторов. На любой станции имеется достаточное количество генераторов и топлива. При прекращении внешнего энергоснабжения будут задействованы автономные источники питания, рассчитанные более чем на 2 недели работы.

Напомним, ранее мы писали, что графики отключений электроснабжения меняются в течение дня преимущественно по трем причинам. Это вражеские атаки энергетической инфраструктуры, ремонтные работы и отключение части сети при подключении другой.