"Не ждите быстрых чудес": нардеп объяснил, почему на левом берегу Киева сложно со светом

Читати українською
Автор
Алексей Кучеренко Новость обновлена 31 декабря 2025, 15:24
Алексей Кучеренко. Фото Коллаж "Телеграф"

Народный депутат Алексей Кучеренко ответил на самые актуальные вопросы о состоянии энергосистемы

Выдержит ли энергосистема морозы на Новый год — в блицинтервью "Телеграфу" рассказал Алексей Кучеренко, народный депутат и первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и ЖКХ.

Ключевые факты из интервью:

  • Узловые подстанции на 330 кВ пострадали от ударов
  • Восстановление мощных трансформаторов занимает полгода-год
  • Между энергетиками и ПВО возникли серьезные противоречия
  • Два месяца без ударов нужны для базового обновления

Почему левый берег Киева оказался отрезанным от сети правого берега?

— Это не просто провод провести с одной стороны на другую. Пострадали серьезные подстанции на 330 кВ – узловые станции, от которых зависит энергоснабжение. В первую очередь страдает не сама генерация, а открытое распределительное устройство — наземная часть, которая может работать как от собственной генерации, так и от сети Укрэнерго.

По сути, перебитые артерии — узловые станции, питающие сеть. Единая энергосистема не означает, что она равномерна. Между Винницей и Киевом нужно перевезти груз, но если разбомбили узловые станции Казатин и Фастов, то понятно, что нельзя будет этот груз перевести. Его надо везти окольными путями, а так ты довезешь одну десятую.

Алексей Кучеренко

Ваш коллега Нагорняк рассказывал, что для стабилизации ситуации нужна неделя, а для полного восстановления больше. Что вы об этом думаете?

- Я не буду комментировать Нагорняка. Откуда он знает эти термины? Он может только кого-то спросить — Зайченко, например, и тот ему что-нибудь скажет. Возможно, Зайченко что-то говорит, но никто этого не озвучивает.

Вы видите, какая ситуация. Взять тот же Вышгород – говорили, что запитают до воскресенья вечером. Но не вышло.

90 часов без света, 9,5 тысячи домов – представьте себе! Это не отдельные люди, а целые семьи. Можно сразу умножать на три-четыре. Я понимаю почему так случилось: в Вышгороде подстанцию разбили, привезли трансформатор, но долго его устанавливали. Не знаю, можно ли об этом говорить в эфире.

Выходит, проблемы и за Вышгородом, и в Броварах, и в Борисполе?

- В Броварах разбили очень мощную станцию на 330 кВ. Ее уничтожили одним ударом. Бровары пострадали от собственной подстанции тоже.

На Новый год обещают похолодание. Киев, Сумы, Харьков – минус 10-12 градусов. А в январе вообще до минус 18°C. Наша энергосистема выдержит такое?

– Что вы хотите, чтобы я вам сказал сейчас в эфире – что нет, не выдержит? Я этого не скажу. Будет жестко, но понимайте: одновременно идут ремонты. Энергетики проводят ремонты по графику и улучшают ситуацию.

Но в то же время мы все в ожидании, что еще прилетит. Потому прогнозы делать сложно. Наша энергосистема выдержит все, если ее не разбивать ракетами и дронами. Здесь вопрос не к энергосистеме, а к противовоздушной обороне.

Я точно знаю, что сейчас проводятся специальные совещания, где у энергетиков очень напряженные отношения с ПВОшниками. У них взаимные претензии. Энергетики становятся крайними, а пропускают удары ПВОшники.

Министр энергетики Некрасов заявил, что в случае прекращения ударов по энергетике на восстановление потребуется два месяца. Это реально?

— В принципе, для базового обновления — да. Я соглашаюсь с этим, примерно так и есть.

А вот гендиректор ДТЭК Одесской электросети Григорьев заявил, что восстановить пораженные атаками подстанции в Одесской области нужно год или два…

— Через год-два можно город новый построить. Если он говорит о полной замене на новое оборудование, а не ремонтируемое старое – трансформаторы, выключатели – то понятно, что теряется надежность.

Если речь идет о восстановлении до уровня, который был до ударов, не заменив все новым — вероятно, да. Трансформаторы только производятся по полгода-год, вы же знаете. У каждого есть своя ситуация и свои оценки.

Для меня яркий пример – помните, когда в 2024 году председатель Наблюдательного совета государственного ПАО "Центрэнерго" Андрей Гота заявил, что мы сделали стопроцентную защиту? И ровно через неделю прилетело и разбило Трипольскую станцию полностью. А Гота говорит: "Ой, ну да стопроцентный, но по первому уровню". То есть мешки с песком положили. Он забыл сказать о мешках с песком.

А весь народ думал: как так стопроцентная защита — и прилетело? Они хотят понравиться наверху, отчитываются красиво. Главная проблема в том, что люди были убеждены, что можно защититься от ракет. И сейчас у них претензии: "Как так? Почему мы без света?" Но война идет, извините.

Эта завышенная планка ожиданий влечет сегодня ключевой кризис доверия. Война – это цена, которую нам Путин показывает все время. Морозы плюс усиление ударов – вполне вероятный сценарий, уверяю вас. Это цена войны, чтобы поскорее выходить на переговоры.

Если снова начнут атаковать киевские окрестности, это снова будет левый берег без света?

- Конечно. Если они потренировались в Одессе 13 и 19 числа, то могут повторить и по Киеву. Это не вопрос энергетики — это население должно требовать от власти немедленного мира. Это доктринальная цель врага в этой войне.

Последний вопрос: будем на Новый год со светом, теплом, водой?

– Мы будем молиться – на энергетиков, на Вооруженные силы, на Украину, чтобы были со светом.

Напомним, по мнению экономического эксперта Бориса Кушнирука, на правом берегу Киева может повториться ситуация, как на левом.