Европа банит российское зерно: что будет с ценами и разблокирует ли это границу Украины с Польшей
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 8026
Поможет ли Украине отказ Европы от российского зерна?
Европа хочет избавиться от российского и белорусского зерна. "Сейчас обсуждается введение пошлины. Есть несколько вариантов — либо 50% от стоимости зерна, либо постоянная ставка 95 евро с тонны. Но в обоих случаях это должно сделать вражеское зерно неконкурентным на европейском рынке", — говорит глава Украинской аграрной конфедерации Павел Коваль.
То есть может освободиться немалая доля рынка. Сможет ли Украина увеличить экспорт?
Ниша на миллионы тонн
Пока польские фермеры протестовали против зерна из Украины, зерно по демпинговым ценам заходило в Европу с другой стороны — через Беларусь.
"Возникла целая схема: машины на польских номерах заезжали в Беларусь, где перегружали российское и белорусское зерно. Его отдавали по демпинговым ценам, частично и за счет ворованного украинского урожая с оккупированных территорий. Но европейских переработчиков это устраивало", — рассказывает Коваль.
После громких расследований "белорусской схемы" в Европе задумались над ограничениями для зерна из России и Беларуси. Сейчас обсуждаются разные сценарии — от введения пошлин до полного запрета. Но, скорее всего, на первом этапе еврочиновники ограничатся пошлиной. Оба возможных уровня — фактически запретительные. Средняя цена тонны продовольственной пшеницы –190—200 евро, фуража –145, кукурузы – 195—205. И плюс хоть 50%, хоть 95 евро с тонны убивают экономическое содержание сомнительных сделок. ЕС намерен ввести оба типа пошлин, в зависимости от товара.
О каких объемах идет речь?
В прошлом году ЕС увеличил закупки российского и белорусского зерна и зернобобовых, а также производных продуктов, в несколько раз. Приблизительно до 5 млн тонн. На пшеницу пришлось около 800 тысяч тонн.
И дополнительный объем пошел в несколько стран. Испания увеличила покупку российского урожая почти в девять раз: с 96 тысяч тонн до 860 тысяч. Это 40% всех объемов. Италия приобрела больше в 7,7 раза (812 000 тонн), Бельгия — в 3,7 раза (198 000 тонн), Греция — почти вдвое (160 000 тонн).
"В текущем маркетинговом году импорт российской пшеницы в ЕС составил 5% от общего импорта этой культуры, ячменя — 4%, кукурузы — 2%, доля импорта зерна из Беларуси ниже", — говорит Виктория Жилко, партнер Spike Brokers.
Объемы, на первый взгляд, не так уж велики. Например, экспорт украинской кукурузы в ЕС в этом маркетинговом году может составить около 15 млн тонн, а пшеницы — 6 млн тонн.
Но учитывая, что враг отгружал зерно в Европу по демпинговым ценам, исчезновение дешевого зерна может спровоцировать рост закупочных цен на европейском рынке. Некоторые аналитики прогнозируют, что может быть заметно — до 50 евро на тонне. "В Центральной и Восточной Европе закупочные цены действительно могут вырасти", — считает глава комитета по евроинтеграции Украинского клуба аграрного бизнеса Александра Авраменко.
Что от всего этого Украине?
Бонус в Европе, обострение в Африке
Высокие пошлины для российского и белорусского зерна – это дополнительный шанс для украинского экспорта? Заместитель главы Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук думает, что да. "В частности, наша пшеница станет более конкурентной на европейском рынке. Сейчас средняя цена на украинскую фуражную пшеницу составляет около 144—147 долларов за тонну, — отметил он. — Предложение пшеницы в Европе недостаточно, поэтому можно прогнозировать, что в ближайшее время цены вырастут. Италия, Португалия, Испания уж очень интересуются нашим зерном".
На импорт зерновых и масличных культур украинского происхождения продолжают действовать ограничения в пяти странах Европы: Польше, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии. В остальные государства ЕС мы можем свободно экспортировать урожай.
После введения пошлины на российское и белорусское зерно Украина действительно может получить преимущество. Но есть нюанс. "Это увеличит конкуренцию на других рынках, например, в Южной Африке или на Ближнем Востоке, где нам придется конкурировать с россиянами на более жестких условиях, ведь они будут искать альтернативные пути сбыта своего зерна", — сказал "Бизнес-Телеграфу" директор по торговле компании "Нибулон" Владимир Славинский. По его мнению, определенное преимущество на европейском рынке могут получить наши экспортеры подсолнечного шрота, так как по этой категории доля российских поставок была достаточно высокой – 20%. "ЕС будет искать пути ее замещения продукцией из стран Черноморского бассейна и, в первую очередь, Украины, Румынии и Болгарии", — объясняет Славинский.
Но высокая пошлина на российское и белорусское зерно может быть выгодна не только за счет увеличения продажи собственного урожая. "Если в Восточной Европе, в частности, в Польше, станет меньше зерна по демпинговым ценам, может упасть градус напряжения среди местного фермерства. Это позволяет рассчитывать, что наконец-то разблокируется граница и нормализуется экспортная логистика, а это для нас очень важно", — подытожила Авраменко.