Украинские продюсеры и режиссеры отказываются от 589 млн гривен финансирования - индустрии грозит коллапс

Читати українською
Автор
1039
На волне интереса украинцев к своему кино индустрия может рухнуть Новость обновлена 29 января 2024, 07:24
На волне интереса украинцев к своему кино индустрия может рухнуть. Фото hromadske.ua

Украинских кинематографистов разделил вопрос госфинансирования

Украинские кинематографисты собрали подписи под открытым письмом президенту страны, главе Верховной Рады и премьер-министру в котором просят выделенные государством на съемки кино 589,6 миллионов гривен целиком перевести на нужды ВСУ. И это при том, что у украинцев в прошлом, 2023 году наблюдался повышенный интерес к фильмам нашего производства.

Корреспондент "Телеграфа" разбирался, убьет ли украинскую киноиндустрию отказ от государственной поддержки, где еще продюсеры смогут найти деньги и сможет ли тогда наша индустрия противостоять российской пропаганде.

Что хотят украинские кинематографисты

Под открытым письмом адресованном украинскому правительству подписалось более 100 известных режиссеров, продюсером и операторов. В частности, среди них режиссер, продюсер и член Европейской киноакадемии Ярослав Лодыгин ("Дикое поле"), оператор, обладатель Шевченковской премии Ярослав Пилунский ("Вий") и продюсер Денис Иванов ("Племя").

Требования участников кинорынка следующие:

  1. Перенаправить запланированные на 2024 год на поддержку кинематографии бюджетные средства на нужды Сил Обороны, кроме определенных законодательством обязательств.
  2. Уволить руководство Госкино, чьи действия разрушают киноотрасль и наносят репутационный ущерб на международном уровне.
  3. Провести прозрачный конкурс на должность нового главы Госкино и членов Совета по государственной поддержке кинематографии в установленном порядке и под контролем общественности.
  4. Разработать в прозрачном процессе новый проект Стратегии развития кино с участием общественности.

"Безусловно, украинское кино, как и вся культура в целом, требует большого внимания и бюджетной поддержки для развития и репрезентации Украины в мире, и является мощным элементом культурной дипломатии. К большому сожалению, годы некомпетентной и недобросовестной работы руководства Госкино убеждают нас, что выделенные средства будут использованы неэффективно и с многочисленными нарушениями", — говорится в письме.

Выживет ли украинское кино после отказа от денег

На деньги, которые выделяет государство, планируется снять около 50 прокатных художественных фильмов и документальных лент. Забегая наперед, сразу можно сказать, что снятая на эти деньги кинопродукция врядли окупит себя. А говорить о прибыли вообще не приходится. В подтверждение тому коммерческие провалы двух самых успешных украинских картин вышедших в прошлом голу — мультфильм "Мавка" и экшен "Довбуш".

По словам кинематографистов как тех что против этого письма, так и тех, кто подписали, отказ от этих средств может "положить" украинское кино.

"Когда я подписыввал это письмо, то руководствовался скорее эмоциями, нежели мыслями и расчетами, выживет ли украинское кино. Но учитывая, что многие коллеги сейчас защищают нашу страну в окопах, на мой взгляд у нас просто нет морального права проводить здесь в тылу какие-то конкурсы. Помните призыв времен Второй Мировой войны: "Все для фронта! Все для победы!" Мне кажется, что сейчас именно тот случай, когда деньги лучше потратить на дроны, медицинские машины или еще что-то, чего не хватает", — говорит режиссер Сергей Лысенко ("Экс").

Если запланированные деньги перечислить на нужды фронта, то в украинской киноиндустрии наступит реальный коллапс и, принесет разорение отдельных кинокомпаний. По нашей информации сейчас в работе на разных стадиях находится около десятка фильмов. Процесс был запущен еще в прошлом году на личные деньги продюсеров. но с расчетом на господдержку. В основном это был развлекательный контент. Теперь же. если деньги уйдут на ВСУ эти процессы остановятся и потраченные деньги уже не вернутся.

"Еще одна проблема заключается в том, что киноиндустрия это не только режиссеры и продюсеры, но и много кто еще — актеры, операторы, визажисты и костюмеры. Если в этом году индустрия остановится, то мы потеряем еще многих профессионалов. Они либо вообще уйдут из кино, либо переберутся в киноиндустрии других стран. Так уже произошло с несколькими украинскими актрисами, которые во время войны уехали в Польшу и смогли найти работу там. Если нашей киноиндустрии нечего им будет предложить, то они останутся в тех странах, где смогли устроиться", — говорит киносценарист Андрей Бабик ("т/с "Нюхач", "Максим Оса").

По мнению еще одного авторитетного кинематографиста, который не стал подписывать открытое письмо и пожелавший не называть себя, требования коллег хоть и звучат убедительно и правильно, но это борьба двух условных лагерей.

"Государство выделяет эти деньги на документальное кино и развлекательный поп-массовый контент. А те кто подписал это письмо относятся к лагерю тех, кто снимает фестивальное кино. Получается они в этом году остаются без финансирования, поэтому они прикладывают все усилия, чтобы хоть что-то изменить в расстановке сил. Например, сместить главу Госкино", — говорит наш собеседник.

Есть среди кинематографистов и радикальные мнения. Не только киноиндустрия сейчас находится на грани исчезновения. Многие другие направления бизнеса из которых раньше, в том числе, частично спонсировались украинские фильмы, также находятся на грани. Поэтому, не нужно как-то особенно выделять кино.

"Рассыпалось очень много цехов. Лучшие пиротехники погибли на войне, многие каскадеры сейчас в ВСУ. Собрать сейчас такую ​​же команду, как мы могли до 24 февраля, – невозможно. Привезти специалистов из-за границы – сложно, ведь это страховки и это сразу увеличивает бюджет. Поэтому мы должны это пережить и пройти. Сейчас наступает время небольших фильмов", — считает режиссер Любомир Левицкий ("Тени незабытых предков").

По его словам в Голливуде был период с середины 1950-х годов, когда начали проваливаться большие дорогие картины. Об этом рассказывал Мартин Скорсезе. Студии понимали, что они скоро станут банкротами, и приняли решение – снимать недорогие фильмы. Именно тогда появилось целое направление хоррор-фильмов и нуар. Тогда же Хичкок снял свои лучшие фильмы, появилась масса новых имен и проектов, которые до сих пор помнят. И это вышло только потому, что ограничили средства и авторы начали мыслить. Сегодня – время украинских авторов думать, как недорого сделать фильм, который будет интересен международной аудитории, украинцам и принесет какую-то пользу государству.

Где брать деньги

Борьба за госфинансирование вполне обоснованы, поскольку это основной источник денег для всей индустрии.

"Кинопродюсеры зависят от госфинансирования практически во всех странах кроме США, Англии и Индии, где киноиндустрия достаточно развита и сама обеспечивает себя. Если отрезать это, то источников остается не так много. Я вижу, что некоторым продюсерам удалось найти деньги за границей. Но это не такие большие средства, которые позволят снимать фильмы для кинопроката с тем размахом, который был раньше", — говорит Лысенко.

При этом, по словам многих продюсеров и режиссеров внутри Украины нет альтернативного источника финансирования. Частный бизнес никогда не проявлял большого интереса к украинскому кино, а меценаты хоть и давали какие-то деньги, но далеко не всегда этого хватало, чтобы снять хороший фильм.

"Дело в том, что наш рынок разбалован Госкино. Можно было получить грант – и все, но продюсеры не были мотивированы. Большинство проектов было просто нацелено на то, чтобы получить бюджет. Под это быстро делался или искался сценарий. А потом, получив деньги, за половину снималось, а половина уходила на заработок. Но о качестве почти никто из них не думал. И все же, государственная поддержка нужна кино. Но также необходимо многое другое. Надо разделять на авторское и коммерческое кино", — говорит Любомир Левицкий.

Кстати, сейчас украинские кинематографисты ищут другие возможности снимать фильмы. В частности на зимнем кинорынке владелец крупнейшей украинской кинокомпании Film.ua Сергей Созановский заявил, что они снимут шесть малобюджетных фильмов за свой счет, с бюджетом 500 тысяч долларов для каждой.

Как противостоять "Слову пацана"

Совсем недавно только утих скандал по поводу того, что украинские зрители массово в интернете смотрели российский сериал "Слово пацана". Одна из главных причин по которой на исходе второго года полномасштабного вторжения России в Украину украинцы продолжают смотреть вражеский контент заключается в том, что своего подобного мы не создали. А если сейчас прекратим снимать свой контент, то не факт, что уже в этом году подобный скандал повториться и, возможно, не один раз.

"Украинскому зрителю нужно дать, что смотреть. Довженко или Параджанова не все будут смотреть. Наш массовый зритель обижен. Давайте будет честными — не станет украинцы массово смотреть наше кино, которое на данный момент есть в интернете. Поэтому мы в большом долгу перед нашими зрителями и сточки зрения кино, и с точки зрения сериалов. У нас нет жанрового разнообразия — сплошная мелодрама. Поєтому нужно искать взаимопонимание, а не загонять ситуацию в глухой угол", — считает Андрей Бабик.

Безусловно, есть еще голливудские фильмы, которые качественнее росийского контента. В какой-то мере они могли бы компенсировать украинцам отсутствие своего кино и российского, к которому часть людей привыкла. Но по мнению режиссера Сергея Лысенко в любой стране мира люди хотят смотреть фильмы, которые им близки ментально. Поэтому даже качественные американские или европейские фильмы не заменят в полной мере украинское кино.

По мнению других кинематографистов не так страшно, что какая-то часть украинцев смотрит "Слово пацана". Гораздо важнее, чтобы ВСУ были обеспечены всем для победы. А после войны, когда враг будет повержен, то желание смотреть российское кино у людей отпадет само по себе. С одной стороны, россиянам просто не на что снимать. А с другой, лузеров не любят и поэтому интерес к их кино исчезнет.