Худший сценарий? Эксперты рассказали о возможных последствиях применения космического оружия России

Ядерный взрыв в космосе – вещь очень неприятная
Ядерный взрыв в космосе – вещь очень неприятная. Фото Открытые источники

Россия может пойти на такой шаг, если будет ощущать абсолютную безнаказанность. Правда, чувствовать она ее будет ровно до момента запуска ядерных ракет США

Космическое оружие для поражения спутников, якобы разрабатываемое российским террористическим режимом, действительно может быть огромным ЭМИ-устройством. Но вероятнее всего, что это все же может быть старый и известный советский вариант ядерного взрыва в космосе, который создаст "радиационный пояс" для вывода спутников из строя.

Об этом пишет издание Defence Express. Аналитики напомнили, что россияне имеют единственный известный широкой общественности концепт космического аппарата с ядерным двигателем – это проект "Зевс", своего рода "космический буксир", главная задача которого – изменение орбитов космических аппаратов.

"То есть речь идет о космическом аппарате с новым уровнем технологий. Но и о российской космонавтике, эксчельник которой предлагает установить на ракетоноситель "Союз" фугасную авиабомбу весом 9000 кг для ударов по украинским городам, а общий уровень достижений позволяет лишь разбиться о Луну", — сказано в материале.

Старый добрый немирный атом

Куда вероятнее кажется старая советская разработка, которая не только уничтожает спутники, но и была протестирована на практике. Речь идет о ядерном взрыве в космосе – такие эксперименты в 1960-х годах проводились в СССР, а также в США.

Взорванный на высоте в 400-450 километров ядерный заряд мощностью 1,45 мегатонны создал так называемый "радиационный пояс", который спустя некоторое время вывел из строя 8 спутников из 24, находившихся в то время на орбите. Спутники во время вращения постоянно проходили через повышенную радиацию, что в конце концов уничтожило их электронику. А на Земле из-за ядерного взрыва на такой высоте возникали полярные сияния, выходили из строя электросети и происходили мощные радиопомехи.

Однако сейчас такой ядерный взрыв может стать гораздо опаснее, чем в 1960-е годы. Сейчас на орбите очень много спутников – более 9 тысяч, из которых 8,3 тысячи находятся на низких орбитах от 500 до 1500 км. Поэтому если тогда вышла из строя треть спутников, 8 из 24, то теперь счет будет идти на тысячи.

Более того, при таком сценарии вполне возможно срабатывание Синдрома Кесслера – когда из-за пострадавших от ядерного взрыва спутников начнут выходить из строя вполне исправные аппараты в результате столкновений с нерабочими спутниками и обломками. Это, в свою очередь, приведет к созданию еще большего количества отломков и сломанных аппаратов и так до того момента, пока вся орбита станет непригодной для использования из-за полного загромождения обломками.

Безнаказанность

"Может ли РФ пойти на такой шаг, учитывая ощущение абсолютной безнаказанности — возможно. Тем более, что время от времени в Москве заявляют, что западные спутники являются для РФ "законной целью". В частности, такие заявления звучали на уровне Генассамблеи ООН еще в октябре 2022 года", – предупреждает издание.

Кремль может пойти на такой взрыв, чтобы нивелировать технологическое превосходство западных стран, в первую очередь США, для которых навигационные, коммуникационные и разведывательные спутники являются частью фундамента обороноспособности. Подавляющая часть американского вооружения станет беспомощной без GPS, невозможно будет производить обнаружение пусков, выявление пусков баллистических ракет, постоянный радиолокационный мониторинг для перехвата гиперзвукового вооружения и так далее.

"И в стиле Кремля во время стремительно приближающейся к мату "шахматной партии" просто опрокинуть стол, понимая, что ничего кроме "глубокого беспокойства" не услышит. Хотя объективно это означает перерыв космической эры в нынешнем понимании слова на десятки, или даже сотню и даже больше лет для всего человечества", – говорится в статье.

Впрочем, есть сдерживающий фактор, возможно, могущий удержать Москву от такого варианта. Вряд ли США постараются выяснить, зачем именно Россия взорвала в космосе ядерный заряд. Вашингтон скорее всего решит, что началась массированная ядерная атака баллистическими ракетами, поскольку взрыв создаст значительные препятствия для загоризонтных радиолокационных станций. Поэтому не исключается, что западные страны почти моментально нанесут по России ядерный удар.

Спутники против спутников?

Также возможно, что речь не идет о ядерном оружии вообще. Поскольку в России заявляли еще об одном варианте противоспутникового оружия, которое они пытались создать.

"В частности, в 2022 году начальник войск РЭБ ВС РФ генерал-лейтенант Юрий Ласточкин сообщил о планах создания сети спутников радиоэлектронной борьбы. А для обеспечения высокой мощности РЭБ необходимо иметь значительную энергетику для питания системы постановки помех, как вариант — радиоизотопный термоэлектрический генератор. Последний использует радиоактивный материал для получения энергии и иногда используется в спутниках еще с 60-х годов», – напоминает издание.

Хотя последний вариант тоже не несет ничего положительного для США, он значительно тяжелее для России, потому что требует кропотливой работы: спутники с РЭБ не просто нужно изготовить в нужном количестве, но и вывести на орбиту. Проблема в том, что за 2023 год Россия совершила только 19 космических запусков, шесть из которых предназначались для обслуживания МКС, а некоторые вообще были неудачными.

Как ранее писал "Телеграф", Россия добавила в копилку ядерных угроз еще и ядерное оружие из космоса, о чем свидетельствуют данные американской разведки. Так, США уже проинформировали Конгресс и союзников в Европу о потенциальной угрозе разветвленной спутниковой сети Америки. Речь идет о том, что Россия планирует разместить ядерное оружие в космосе, вероятно с целью атаки спутников. На Западе такая перспектива была воспринята очень серьезно.

США следит за новым противоспутниковым оружием России. По данным Белого дома, это оружие все еще находится в стадии разработки и не может быть развернуто в космосе, несмотря на все желания российского террористического режима.