Более похож на Землю, чем считалось: ученые нашли на Марсе место, где могла процветать жизнь

Марс

Лишь в одном регионе были найдены десятки следов тектонической активности

Сегодняшний Марс выглядит мертвой планетой, с практически отсутствующей тектонической активностью, однако это не всегда было так, а в некоторых местах находились действующие вулканы, которые могли обеспечивать условия, подходящие для развития жизни.

Так группа планетологов обратила внимание на регион Марса под названием Эридания в южном полушарии и пришла к выводу, что его рельеф скорее всего возник из-за воздействия сил, берущих свое начало из глубин планеты, а не возникших на ее поверхности. Это может повлиять на будущие миссии по поиску жизни или признаков ее существования там в далеком прошлом. Результаты их исследования обнародованы в журнале Nature

При этом ученые отмечают, что сам регион, скорее всего, был озером, местами достигающим глубины около километра, а вулканическая активность там наблюдалась около 3,5 миллиарда лет назад.

"Долгоживущие вулканические источники рядом с обильной водой могли питать гидротермальные системы, которые могли способствовать развитию жизни. По крайней мере, эти результаты открывают нам больше мест, где мы можем искать доказательства жизни", — рассказал один из авторов исследования, планетарный геолог из Института планетарных наук штата Аризона (США) Астер Коварт.

Используя данные ряда космических аппаратов ученые смогли найти в Эридании 63 примера вулканической активности в прошлом, среди них вулканические купола, стратовулканы, пирокластический щит и кальдерные комплексы.

Механизмы их появления напоминают аналогичные вулканические структуры на Земле, но отличаются размерами. Поскольку на Марсе меньшая сила гравитации (38% от земной), то в таких условиях вулканизм более "взрывной", а пирокласты — обломочные горные породы, образующиеся в ходе такой активности — разлетаются на гораздо большие расстояния.

Ученые считают, что при дальнейшем исследовании они смогут найти и другие доказательства тектонической активности не только в Эридании, но и в других местах на Марсе.

Стоит отметить, что подобная подводная вулканическая активность дала возможность жизни развиться на Земле, а потому ученым будет интересно поближе взглянуть на этот регион в контексте изучения условий, которые могли быть на нашей планете миллиарды лет назад.

Как сообщалось ранее, ученые установили, что условий Марса недостаточно для того, чтобы полностью истребить земные бактерии. Некоторые культуры не только смогли выжить при моделировании марсианских условий, но и вполне себе успешно продолжали размножаться.