Мы используем Куки!

Автор методики стабилизации эмоционального состояния во время полетов: Можешь помочь себе – можешь помочь другим

Читати українською
Автор
Олег Афрамчук Новость обновлена 24 марта 2025, 15:50
Олег Афрамчук

Украинец Олег Афрамчук на основе собственного опыта в авиации разработал методику преодоления стресса

Недавно наши коллеги писали об украинце Олеге Афрамчуке, который разработал и готовит к печати в США методику быстрой стабилизации эмоционального состояния пассажиров во время полетов "SkyZen". Статья раскрывает не только нашего соотечественника как автора методики и интересную личность, но и неизвестные многим факты об украинской гражданской авиации. К примеру, о том, что украинские компании выполняли миссию ООН, перевозили миротворческий контингент, эвакуировали гражданское население и раненых военных из горячих точек мира еще во времена мирной Украины.

У Олега за плечами 15 лет в авиации и большой опыт, как действовать в критических ситуациях и общаться с пассажирами, например, когда по самолету стреляют с земли, либо он попадает в песчаную бурю в Сахаре, или у него отказывают двигатели. И главный вывод, который 40-летний Олег Афрамчук сделал за свою летную карьеру, а это 5300 часов полетов: можешь справиться с собственными эмоциями и помочь себе — можешь помочь другим.

О том, как в предыдущие кризисные для нашей гражданской авиации годы украинские компании и специалисты оказались нужны за границей; как через 10—15 минут во время критической ситуации помочь пассажиру справиться со стрессом; почему этот опыт заинтересовал американские компании, не имеющие отношения к сфере авиаперевозок; как закалять самоконтроль, – Олег рассказал в эксклюзивном интервью.

Работа в условиях стресса

Вы родились и работали в бывшем Кировограде, сейчас это Кропивницкий. В вашем городе за годы независимости Украины не раз пытались возобновить пассажирские авиаперевозки и работу аэропорта, но безрезультатно. Объясните, откуда 15 лет опыта в авиации?

— Хотя в моем родном городе 74 года готовят авиаспециалистов, последние десятилетия работать им приходилось преимущественно в других городах и странах. Летная академия, помещение аэропорта, жилой микрорайон "Авигородок" для семей авиаторов сегодня воспринимаются жителями Кропивницкого как исторические артефакты, свидетельствующие о его авиационном прошлом.

Основанная здесь в 1993 году авиакомпания "УРГА" неоднократно пыталась возродить работу аэропорта, запускала междугородные и международные рейсы, даже открыла международный пассажирский терминал, однако бюрократические и экономические факторы все свели на нет. Но само предприятие оставалось островком стабильности и благосостояния для сотен работников. Поскольку заключало международные контракты и выполняло миссии ООН. Однажды во время миссии в Конго по просьбе МИД Украины спасло украинских моряков, ставших заложниками иностранного судна, на котором сломались рефрижераторы и испортились тонны мяса. Из соображений санитарной безопасности его не принимали ни в одном из портов. Экипаж оказался в ужасающей ситуации, без средств к существованию.

В целом социальная ответственность для авиакомпании была не пустым звуком. Она обеспечивала обучение специалистов и высокие зарплаты сотрудников. Работать здесь было престижно. Поэтому когда я узнал от мамы о такой возможности, то даже не колебался. Хотя полеты были связаны с многочисленными рисками, я получил все, о чем может мечтать молодой человек. Достойную зарплату, возможности для самореализации и увидеть весь мир и, наконец, впоследствии работу в США.

Олег Афрамчук
Олег Афрамчук

Говоря о рисках профессии, вы упоминали случай, когда у самолета отказали двигатели. Как часто случались ситуации, когда вы рисковали жизнью?

— Авиация всегда связана с риском, особенно в странах с разными климатическими условиями. В одних регионах пилотам приходится управлять самолетом во время песчаных бурь с нулевой видимостью, в других – преодолевать грозы. Или работать в зоне повышенного риска, когда по самолету могут стрелять. Ведь нам приходилось эвакуировать из горячих точек как гражданских пассажиров, так и военных, в том числе раненых солдат миссий ООН, которые подорвались на минах.

Но особенно запомнился случай, когда во время полета отказали двигатели, а затем отключились генераторы, и самолет остался без энергопитания. Благодаря слаженной работе экипажу удалось открыть шасси и без критических последствий совершить посадку.

Вообще пассажиры очень чувствуют даже незначительные перепады высоты и паникуют. В такие моменты бортпроводник должен найти баланс: быть рядом, помогать, но не создавать дополнительного напряжения.

При этом нужно не только сохранять спокойствие и улыбаться, но и одновременно решать разные задачи, иногда конфликтные ситуации.

Чтобы овладеть собой и помочь другим, нужен железный самоконтроль и глубокое понимание человеческой психики. Вас этому учат?

– Нет. Есть много вещей, которым не учат. Но, если ты с юности ведешь здоровый образ жизни, занимаешься спортом, йогой, изучаешь разные духовные практики, то дисциплина и самоконтроль становятся частью тебя. А благодаря общению с людьми разных религий, культур и национальностей, ты лучше понимаешь, как вести себя в разных ситуациях, какие приемы применить.

Как писал известный американский писатель Марк Твен, у человека есть два важнейших дня в жизни — день, когда он родился, и день, когда понял зачем. Когда вы поняли, что хотите помогать другим обуздать эмоции и преодолевать страх в критических ситуациях?

— Эта мысль у меня возникала, когда пассажиры неоднократно благодарили меня за то, что я им помог справиться со стрессом. Убедиться, что я все делаю верно, также помогали колеги, которые обращались за советами, и поощрения от руководства — многочисленные грамоты и благодарности, признание лучшим работником года, отличие в виде часов с позолотой.

А когда я попал в США, то понял, что это страна с бешеным ритмом жизни, который, соответственно, приводит к чрезмерному напряжению и стрессам. Эта страна поражает своими масштабами, качеством дорог, уровнем жизни. Такого я нигде не видел в мире. Каждый штат – как новая страна. Впечатляет то, что большинство рядовых американцев имеют нормальный достаток. Будь то медработник, пожарный, официант… Люди покупают жилье и красиво живут. Но многие люди, в частности, работники экстренных служб, представители бизнеса постоянно сталкиваются со стрессами, которые затем выливаются в депрессии, непригодность к выполнению своих профессиональных обязанностей. Я почувствовал, что у меня есть необходимые знания и опыт, которые им могут пригодиться. Особенно для молодежи.

Сложно ли сотрудничать с американскими компаниями?

— Можно было бы двигаться в направлении авиации, но я планирую сотрудничать в сфере менторинга с разными компаниями. Опыт есть, и уже есть запросы на мои методики. Мою ключевую роль заметили именно в менторстве. На чем я и хочу сфокусировать свое развитие и помочь молодым пилотам, студентам, бизнесам справиться со стрессом "вначале взлета" — в момент, когда земля остается позади, а небо открывает новые горизонты.

Методика "SkyZen": как действовать в критической ситуации

Как бы вы кратко описали свою методику?

— "SkyZen" — это не просто теоретическая концепция, а проверенный на практике подход, который не преподают на курсах повышения квалификации, в школах, авиакомпаниях или программах подготовки специалистов для работы в условиях стресса. Отдельные техники и методы существуют уже много лет, а некоторые — даже тысячелетиями, однако их систематизация и совершенствование в единую методику требуют значительных усилий и глубоких знаний.

В частности, как и зачем поддерживать физическую форму, как она влияет на ясность мыслей и психоэмоциональное состояние. Почему для стабилизации эмоционального состояния важны правильный режим дня и дыхательная практика. Казалось бы, дышать – это банально, ведь мы это делаем ежесекундно. Но именно равномерная задержка дыхания позволяет взять под контроль многие физиологические процессы и наладить работу мозга.

*Один из самых простых примеров самопомощи или помощи другим в стрессовой ситуации — это дыхательный прием "4-4-6-2", когда достаточно всего двух минут: вдох (4 секунды), задержка дыхания (4 секунды), выдох (6 секунд), пауза (2 секунды). И так несколько раз. По словам Олега Афрамчука, замедленное дыхание снижает уровень кортизола — гормона стресса, быстро снижает частоту сердцебиений, восстанавливает ощущение контроля над телом.

Очень важное условие для преодоления стрессовых ситуаций — социальная поддержка или слаженная командная работа. Я уже рассказывал, как благодаря профессиональным и правильным действиям команды нам на Мали удалось посадить самолет, у которого отказали двигатели и энергопитание. Если бы не это, самолет разбился бы. Так и с любым проектом или работой — слаженная работа коллектива дает чувство уверенности.

Еще один важный прием моей методики – это опираться на знания. Нужно уметь доступно объяснить, что и как происходит, почему не стоит бояться или наоборот, что страх – это нормально.

Но сложность "SkyZen" в том, что большинство приемов нужно применить в течение 10—15 минут. Ведь в критических ситуациях нет времени для долгих психотерапевтических сеансов.

И как вам удаётся внедрять свою методику в жизнь в Соединенных Штатах?

— Признаюсь, это не просто. Потому что для того, чтобы стать ментором в США, нужен не только высокий уровень экспертности, но и понимание местных требований и особенностей. Поэтому, например, я специально изучаю практику менторства в этой стране, сотрудничаю с профессиональными ассоциациями, провожу индивидуальные тренинги, прошел курсы по общению с пожилыми людьми с деменцией. И сегодня с уверенностью могу сказать, что я проделал большую часть пути для успешного внедрения "SkyZen" и популяризации среди американцев. Сейчас я подал свою методику для регистрации авторских прав в США, и сразу две американские компании заинтересовались сотрудничеством со мной для проведения тренингов во время бизнес-мероприятий.

Остается пожелать вам Одиссеев, которые доверятся вам как ментору и засвидетельствуют действенность вашей методики в разных сферах, а не только в авиационной.